Урок русского языка "Одушевленные и неодушевленные имена существительные". 5-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (652 кБ)


Цели:

1) повторить, что такое имя существительное, какие признаки оно имеет;

2) дать представление об одушевленных и неодушевленных именах существительных;

3) выработать навыки определения одушевленных и неодушевленных имен существительных;

4) повторить средства выразительности.

Оборудование: компьютер, презентация по теме.

Ход урок

1. Вступительное слово учителя.

- Откройте тетради, запишите число и тему урока (слайд №1).

- Сегодня мы с вами вспомним, что такое имя существительное, какие признаки оно имеет. Побываем в гостях у одушевленных и неодушевленных имен существительных. Разберемся, как отличать одушевленные имена от неодушевленных.

Повторим средства выразительность (слайд №2).

- Продолжается наше путешествие по стране Имя Существительное. Но чтобы войти в эту страну и увидеть ее во всей красе, надо знать пароль. А пароль этот правильное определение всех признаков существительного.

- Вы получали на дом задание, которое поможет нам в этом.

- Итак, начнем.

2. Проверка домашнего задания.

(Слайды № 3, № 4 выводятся по мере высказывания учеников).

3. Объяснение нового материала.

- Молодцы. Теперь мы можем беспрепятственно попасть в эту страну и продолжить

Знакомство с ней.

- Посмотрите на рисунок и ответьте на вопросы (слайд №5):

- Кто спрятался за деревом?

- Кого она приняла за врагов?

- Кто из обитателей страны самый страшный?

- Что на берегу самое вкусное?

- Что стоит у причала?

- Кто на берегу поясняет значение существительного?

- Кто или что на берегу осталось без нашего внимания?

- Почему одни существительные отвечают на вопрос кто?, а другие - на вопрос что? (Слайд № 6 – вывод.)

4. - А сейчас проверим, можем ли мы с вами различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.

- Прочитайте стихотворение. Расставьте правильно знаки препинания так, чтобы стихотворение имело смысл (слайд № 7).

- Выпишите в один столбик одушевленные существительные, в другой - неодушевленные, поставив их в форму Им. Падежа.

- Посмотрим, что у вас получилось (слайд № 8).

- Составьте с этими словами 1-2 предложения.

- Итак, на какой вопрос отвечают одушевленные имена существительные?

- А неодушевленные?

5. - Ребята, в сказке “Василиса Прекрасная” Страшный паук загадывает Ивану загадку: “Что на свете всего дороже?” Герой отвечает: “Жизнь!”

- Жизнь – самое чудесное явление, загадочное и желанное. Все предметы вокруг нас делятся, как мы с вами уже знаем, на живые и неживые.

- Одушевленность – неодушевленность существительных определяется по нескольким показателям. Первые два мы знаем (слайд № 9):

1) значение слова: одушевленные существительные чаще называют живой предмет, а неодушевленные – неживой;

2) вопрос (кто? что?)

- Но есть и еще один показатель, который поможет нам в определении одушевленности – неодушевленности имен существительных.

3) совпадение падежных окончаний:

  • у одушевленных – Р.п. мн.ч.= В.п. мн.ч.
  • у неодушевленных – И.п. мн.ч.= В.п. мн.ч.

(Вывожу слайд № 10 с примерами).

- Так как же с помощью падежей мы определим, одушевленное существительное или неодушевленное?

6. - Послушайте сказку Л.Успенского на эту тему. Я, правда, ее немного переделала. Вам же придется дописать концовку сказки.

По реке плывет плот. На берегу сидит неподвижно толстый ленивый кот.

Плот спрашивает у кота:

- Ты живой?

- Живой.

- А чем докажешь?

- Двигаюсь.

- Я плыву, а ты сидишь.

- Захочу – буду шевелиться.

- Я – великий плот, а коты - неодушевленные. Ты вещь, а я существо.

Кот подумал и говорит:

- Я тебя грамматически точно докажу, кто есть кто, а что есть что. Я тебя винительным падежом убью. Твой именительный не устоит против моего винительного.

- Ребята, давайте поможем коту, докажем на деле, что он прав.

(После выполнения вывожу слайд № 11).

- Итак, теперь все встало на свои места. Кот живой, а плот – неживой предмет.

И в этом нам помогли падежи.

7. - Однако не все так просто: есть слова, которые обозначают живое, но отвечают на вопрос что? и имеют показатель неодушевленности. Так, все существительные, называющие растения (тюльпан, береза) или части живого организма (рука, мозг, сердце), считаются неодушевленными.

- Но почему, вы спросите меня. Ведь это живая природа?!

- Ответ следует искать в глубокой древности. Наши далекие предки живым считали

только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигаясь, не поедали себе подобных или что-то другое. В это время не было научного знания о живом, поэтому весь растительный мир (живой - с точки зрения биологии) оказался в языке неодушевленным.

8. - А вот в сказках бывает совершенно не так! Как будто сказки пишут неграмотные люди. И приходится читателю считать одушевленными совершенно неодушевленные предметы, так как “оживленные” ведут себя как люди: сердятся, говорят,радуются и улыбаются.

- Как называется такой прием? Средство выразительности?

(Вывожу слайд № 12 с определением олицетворения.)

9. - Хорошо. А теперь закрепим наши знания, выполнив следующее задание.

- Выпишите из стихотворения имена существительные вместе с теми словами, которые помогают нам понять, к какому разряду мы отнесем эти существительные.

Поставьте к ним вопрос.

(Слайд № 13 со стихотворением.)

- Что у вас получилось? Почему вы задали именно вопрос кто? к некоторым именам существительным?

- Проверим себя (слайд № 14).

- Итак, среди существительных есть слова, у которых все наоборот: они обозначают неживое, но отвечают на вопрос…(кто?) и считаются … (одушевленными).

Такой прием называется … (олицетворением). Где возможен этот прием?

10. - Сейчас задание на сообразительность. Исключите лишнее слово. По какому признаку вы это сделали?

1. Бабочка, судак, тюльпан.

2. Дерево, кукла, девочка.

3. Насекомое, животное, расписание. (Слайд № 15)

4. Самолет, машина, летчик.

5. Соловей, песня, певец.

11. Подведение итогов урока.

- Вот и все, ребята, сегодня наше путешествие по стране Имя Существительное подошло к концу, но мы продолжим его завтра.

- Что нового вы узнали и увидели на уроке? (Делается вывод, выводится слайд № 16)

- Я довольна, что вы многое запомнили и сумели открыть для себя новое, интересное.

12. Оценки за урок.

13. Домашнее задание (даю по группам на выбор) (Слайд № 17)