Занятие для учащихся 1-х классов по развитию образного мышления

Разделы: Школьная психологическая служба


Задачи:

  • Развитие способности планировать действия в уме.
  • Развитие комбинаторных способностей и внутреннего плана действий.
  • Развитие графических навыков.

Инструментарий: счетные палочки, карандаши, тетрадь в клетку, компьютер, проектор.

Продолжительность занятий: 30 минут.

Содержание занятия

Разминка. “Раз, два, три – шепни!”

Ведущий: “Сейчас мы с вами поиграем в игру “Раз, два, три – шепни!”. Сожмите руки в кулачки. Я буду задавать вам вопросы, а вы мне отвечать, но отвечать по-особому. Я задаю вопрос, а вы шепотом считаете до трех: раз, два, три, поднимаете большие пальцы и шепотом отвечаете. Давайте попробуем. Какое сейчас время года?”

Вопросы:

  • Где живет слон?
  • Самое толстое дерево в мире?
  • В каком городе вы живете?
  • Какого цвета помидор?
  • Как называется сказка, в которой герой поет “Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел?

1. Упражнение “Найди все тропинки” (слайд 1,2)

Инструкция: детям предъявляется игровое поле, каждая клетка которого имеет свой номер.

Условия игры следующие. В левом нижнем углу сидит ежик. А в правом верхнем углу находится его дом. Ежик занят важным делом, поэтому попросил черепашку сходить к нему домой и принести несколько яблок на обед. Но черепашка не знала дороги к домику, и чтобы помочь ей, ежик написал в виде последовательности цифр все возможные тропинки к дому. Угадайте, какие это тропинки, если каждая из них длиной в 4 квадратика (ни короче, ни длиннее), а идти по ним можно только вверх или направо (по косой идти запрещается). Например, 1-4-5-6.

2. Упражнение “Головоломки с палочками” (3-5)

Инструкция:

а) из 7 палочек составить 2 равных квадрата -

б) из 5 палочек составить 2 равных треугольника -

в) из 5 палочек постройте стаканчик, положите в него “вишенку” (ластик), а затем переложите одну палочку так, чтобы “вишенка” выпала из стаканчика

3. Упражнение “Игра в перестановки” (слайд 6,7)

Инструкция: первоклассникам предлагается внимательно рассмотреть фигуры обеих табличек и сказать, чем отличается верхняя табличка от нижней. И только после этого сообщается задание игры. Необходимо за определенное количество перестановок (ходов) разместить фигуры в верхней табличке на те же места, что и в нижней. При этом за один ход можно переставлять только какую-нибудь одну фигуру и только на свободное поле. Количество ходов указывается справа от табличек. Например, чтобы выполнить задание в первой игре, нужно переставить в верхней табличке звездочку с поля 1 на поле 3 (коротко этот ответ можно записать так: 1-3).

Ответы к остальным заданиям следующие:

2) 3-2; 1-3.

3) 1-4; 2-1; 3-2.

4) 2-3; 1-2; 4-1; 2-4.

Физкультминутка. Зарядка для пальцев.

Проговаривая этот стишок, нужно сопровождать его движениями рук. Дети подражают действиям ведущего.

ТЕКСТ

ДВИЖЕНИЯ

Под грибом - шалашик-домик, (соедините ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим,
(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним. (ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены; средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол,
(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)
А на нем - дубовый стол. (левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
Рядом - стул с высокой спинкой. (направить левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставить кулачок правой руки большим пальцем к себе)
На столе - тарелка с вилкой. (ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изображая тарелку, правая рука изображает вилку:
ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
И блины горой стоят -
Угощенье для ребят.
Перекладываем ладошку на ладошку.

4. “Графический диктант” (слайд 8)

Слон.

Психолог диктует количество клеток и направление, дети выполняют указания в тетради в клетку (слайд показывается после выполнения учащимися графического диктанта). Желающие могут разукрасить.

Завершение занятия.

Сегодня мы замечательно поработали. А теперь мы закончим наше занятие, поблагодарив за него друг друга, скажем “Спасибо!”.

Спасибо всем за работу. До следующего занятия.

Приложение Презентация1.pptx