Открытый урок русского языка "Дидактический цикл" . 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Тема урока: “Придаточные предложения с разными видами подчинения”.

Цель: познакомить учащихся с разными видами подчинения в сложноподчиненном предложении.

Задачи:

1) формировать умение учащихся анализировать полученные ранее знания, сопоставлять их с новым материалом урока;

2)формировать умение обобщать полученные знания и опыт;

3) закреплять полученные навыки работы в группах;

4) формировать коммуникативные навыки учащихся

I стадия - обнаружение незнания

Главная учебная цель: актуализация в сознании учащихся имеющихся знаний, включение учащихся в выполнение такого задания, которое помогло бы обнаружить недостаточность знаний.

1. Вот этот дом который надо было построить чтобы иметь свой угол где можно быть спокойным.

2. Всегда когда совершается событие является человек или люди по воле которых событие представляется совершившимся.

3. Из Кремля Петя пошел к своему товарищу Оболенскому которому было 15 лет и который тоже поступал в полк.

4. Когда наша лодка прошла мимо них я знал что устье реки уже недалеко.

5. Он доложил князю Багратиону что против его полка была конная атака французов но что хотя атака эта отбита полк потерял больше половины людей.

Задания:

1) запишите данные предложения, расставьте знаки препинания, найдите придаточные предложения и определите их виды.

У учеников выполнение этих заданий не вызывает трудностей, т.к. они уже знакомы с видами придаточных (определительные, изъяснительные и обстоятельственные)

2) Чем похожи эти сложноподчиненные предложения по своему составу?

Учащиеся определяют, что в этих предложениях есть главные предложения с несколькими придаточными.

3) Можете ли вы определить, как придаточные предложения присоединяются к главному или придаточным?

Учащиеся не могут определить виды подчинения.

Это и станет предметом главной целью следующий стадии урока.

II стадия - усвоение нового учебного материала.

Главная учебная цель: становление умений самостоятельно приобретать знания и их анализировать.

Учащимся предлагается разделиться на 4 группы и работать с определенным набором предложений.

Каждая группа должна найти закономерность присоединения придаточных предложений и показать это на схемах.

В каждой группе 6-7 человек. Они анализируют данные предложения, составляют схемы и, выявляют закономерности разных видов подчинения в сложноподчиненных предложениях.

III стадия - ликвидация незнания, промежуточная рефлексия.

Главная учебная цель: структурировать новые знания и создать новый продукт (происходит прорастание связей).

Учащиеся делают выводы внутри своей группы по результатам работы на предыдущей стадии.

Ученики создают коллективное наглядное пособие (составляют схемы предложений по разным видам подчинения), проверяют результаты самостоятельной деятельности по учебнику и делают выводы о разных видах подчинения.

У доски работают по 1 представителю от каждой группы, которые передают выявленные знания другим. Таким образом,

1 группа знакомит с последовательным подчинением придаточных предложений

1) Гости неохотно обращались к ней, потому что видели, что ей было не до их разговоров.

2) Пьер доказывал, что придет время, когда не будет больше войны.

2 группа - с параллельным подчинением

1) Все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю.

2) Как только я вышел из зарослей, одна из птиц, которая была ближе всех ко мне, испуганно снялась с места.

3 группа - с однородным подчинением

1)Ничего не было готово для войны, которой все ожидали и для приготовления к которой император приехал из Петербурга.

2) Помню, как меня учили читать топографические карты и как долго не мог я к этому привыкнуть.

4 группа - с неоднородным подчинением

1) Когда я подошел к нему вплотную, то увидел, что он смотрит куда-то мимо меня в пространство.

2) Как только мы поднялись на ее вершину, сразу увидели, что река описывает почти полный круг.

IV стадия - применение нового учебного материала.

Главная учебная цель: применить полученные знания на практике.

Учащиеся самостоятельно обращаются к предложениям, данным в начале урока, работают с ними и отвечают на вопрос: какие виды подчинения придаточных предложений встретились?

V стадия - стадия присвоения новых знаний.

Главная учебная цель: оценить значение материала на основе определенных стандартов.

Учащиеся объясняют виды подчинения придаточных предложений, которые встретились в предложениях, данных в начале урока.

Среди этих предложений выявлены различные виды подчинения придаточных предложений к главному: последовательное, параллельное, однородное и неоднородное.

VI стадия - рефлексия.

Главная учебная цель: коррекция, взаимодействие учителя и ученика.

Учащиеся корректируют свою работу, проведенную на 4 и 5 стадиях, подводят итог своей деятельности.

5-ое предложение, данное в начале урока, не подходит ни для одного вида подчинения придаточных, т.к. включает комбинированное подчинение: однородное и последовательное.

Учащиеся делают вывод, что в сложноподчиненных предложениях встречается комбинированное подчинение придаточных предложений.

Комбинированное подчинение будет разбираться на следующих уроках.