Урок математики по теме "Нахождение числа по его процентам"

Разделы: Математика


Цели:

  • Сформировать способности к решению способом деления на дробь задач на нахождение числа по его процентам.
  • Повторить и закрепить понятие процента, перевод процентов в десятичную дробь и наоборот.
  • Развивать способности разрешать проблему, строить аналогию, сравнивать.
  • Воспитывать внимание,аккуратность.

Оборудование.

Демонстрационный материал.

Задания для актуализации знаний:

№1.

20%

75%

125%

№2.

0,6

0,34

1,67

№3.

В парке 200 деревьев.0,6 из них - липы. Сколько лип в парке?

№4.

В парке 200 деревьев. 60% из них липы. Сколько лип в парке?

№5.

Составьте задачу обратную данной и решите ее.

В парке 200 деревьев. 60% из них липы. Сколько лип в парке?

№6 задание для работы в парах.

В библиотеке 12% всех книг - словари. Сколько книг в библиотеке, если словарей в ней 900?

№7 задание для самостоятельной работы.

Папа получил премию к Новому году 5000 рублей, что составило 20% его зарплаты. Какова зарплата у папы?

Алгоритмы.

1% =

P% = p : 100 = = 0,01p

(А * 100) %

Правило нахождения процента от числа

1. Представить проценты в виде дроби.

2. Выполнить умножение.

Правило нахождения числа по части, выраженной в процентах:

1. Представить проценты в виде дроби.

2. Выполнить деление части, соответствующей этому проценту, на получившуюся дробь.

Эталоны.

Образец выполнения задания в парах.

12% = 0,12 - выразите проценты в виде десятичной дроби

900 :0,12=7500 (книг). - выполнить деление части, соответствующей этому проценту, на получившуюся дробь

Ответ: в библиотеке 7500 книг.

Эталон для самопроверки самостоятельной работы.

1.20%=0,2 выразите проценты в виде десятичной дроби

2. 5000:0,2=25000 (руб) выполнить деление части, соответствующей этому проценту, на получившуюся дробь

Ответ: зарплата папы 25000 руб.

Ход урока

Самоопределение к деятельности.

Цель этапа:

  • включить учащихся в учебную деятельность;
  • определить содержательные рамки урока;
  • продолжаем решать задачи на нахождение числа по его дроби.

Организация учебного процесса на этапе 1.

- Добрый день ребята! Я рада видеть вас в хорошем настроении и уверена, что сегодня вам будет интересно, и у нас с вами все получится.

- Какую тему вы изучали на прошлых уроках? (нахождение числа по его дроби)

- Какие конкретно решали задачи? (Нахождение числа по его дроби, если дробь десятичная)

- Сегодня мы продолжим рассматривать задачи на нахождение числа по его дроби.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель этапа:

  • актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: понятие процента, перевод процентов в десятичную дробь и наоборот, нахождение части от числа,
  • зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов,
  • зафиксировать индивидуальные затруднения в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: решение задач на нахождение числа по его процентам.

Организация учебного процесса на этапе 2.

- Переведите данные проценты в десятичные дроби.

20%

75%

125%

- Какими правилами вы пользовались? (определением процента). Вывешиваются правила.

-Молодцы!

- Выполните обратное действие. Переведите десятичные дроби в проценты.

0,6

0,34

1,67

-Каким правилом вы пользовались? (правилом перевода десятичной дроби в проценты)

- Молодцы!

В парке 200 деревьев.0,6 из них - липы. Сколько лип в парке? Сформулируйте задачу, заменив десятичную дробь процентом.

В парке 200 деревьев. 60% из них липы. Сколько лип в парке? Ответьте на вопрос задачи. Какие получили ответы? Сравните полученный ответ с исходным числом. Почему получился такой ответ?

Индивидуальное задание.

Составьте задачу обратную данной и решите ее.

В парке 200 деревьев. 60% из них липы. Сколько лип в парке?

Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.

Цель этапа:

  • организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности: решении задач на нахождение числа по его процентам,
  • согласовать цель и тему урока: научиться решать задачи на нахождение числа по его процентам.

Организация учебного процесса на этапе 3.

Обратную задачу учащиеся могут составить. Могут и решить старым способом. Могут появиться ответы, все, предложенные ответы фиксируются.

- Какая стояла перед вами задача? (составить и решить задачу, обратную данной)

- Что вызвало у вас затруднение? (ответы могут быть разные: решить задачу)

- Какую цель мы поставим перед собой на уроке? (научиться решать такие задачи)

- Сформулируйте тип задачи и тему урока. (нахождение числа по его процентам)

Вывешивается тема урока.

Построение проекта выхода из затруднения.

Цель этапа:

  • организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения,
  • зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме с помощью эталона.

Организация учебного процесса на этапе 4

- Вернемся к заданию.

Обратная задача.

В парке 120 лип. Сколько деревьев в парке, если число лип составляет 60%?

-Какие получились ответы?

- Как привести эту задачу к задачам, которые решали на прошлых уроках? (перевести проценты в десятичную дробь)

-Дальше решить задачу по правилам нахождения числа по его дроби.

Правило нахождения числа по части, выраженной в процентах:

1. Представить проценты в виде дроби.

2. Выполнить деление части, соответствующей этому проценту, на получившуюся дробь

Вывешивается алгоритм. Решается задача.

Сравните полученный ответ с числом в задаче. Почему получился такой ответ?

Первичное закрепление во внешней речи.

Цель этапа: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 5

Задача.

В библиотеке 12% всех книг - словари. Сколько книг в библиотеке, если словарей в ней 900?

- На какое правило задача?. (нахождение числа по его процентам)

- Что надо сделать первым действием? (перевести проценты в десятичную дробь)

- Что будем делать вторым действием? (выполнять деление)

Проверка по эталону с доски.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель этапа: проверить свое умение применять алгоритм в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.

Организация учебного процесса на этапе 6.

Папа получил премию к Новому году 5000 рублей, что составило 20% его зарплаты. Какова зарплата у папы?

Учащиеся проверяют по эталону, отмечают правильность выполнения, анализируются причины ошибок и ошибки исправляются.

Учитель спрашивает тех учащихся, кто допустил ошибки, в чем причина. На этом этапе важно, что каждый учащийся проверил свою работу.

Рефлексия деятельности.

Цель этапа:

  • зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: правило нахождения числа по его процентам.
  • оценить собственную деятельность на уроке.
  • зафиксировать неразрешенные затруднения как направление будущей деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 7.

- Какую цель мы сегодня ставили перед собой?

- Мы достигли этой цели?

- Какое правило мы сформулировали на уроке?

- Оцените себя. Поднимите руки, если вы согласны с утверждением

Я смогу решить задачу по данной теме.

Я понял новый метод, но возможно возникнут затруднения.

- У вас на столах лежат смайлики. Дополните их так, чтобы я увидела в каком настроении вы уходите с урока.

Мне понравился урок.

Мне не понравился урок.

Домашняя работа: составьте задачу на данную тему и решите ее.

Индивидуальное задание: составьте задачи обратные данной и решите их.