Урок "Физические явления в химии"

Разделы: Химия


Технологическая карта урока (Приложение №1)

КОНСПЕКТ УРОКА “ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В ХИМИИ”

Слайды презентации

Содержание деятельности

Учителя

Учащихся

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Слайд № 1

Приветствует учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу, проверяет готовность учащихся к работе.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу, проверяют готовность своего рабочего места.

Слайд № 1

Учитель: Я предлагаю вам определить своё эмоциональное состояние на данный момент урока.

Посмотрите на ряд смайликов. Это шкала для определения эмоционального состояния.

Отметьте для себя тот смайлик, который соответствует вашему эмоциональному состоянию. Было бы замечательно, если бы к концу урока каждому удалось переместиться, хотя бы на одну ступеньку вверх.

Учащиеся определяют свое эмоциональное состояние.

МОТИВАЦИЯ
 

Учитель: Вооружитесь знаниями, полученными на уроках природоведения, физики, химии. Соберитесь, начинаем.

  1. Что изучает наука химия? (наука о веществах, их свойствах и превращениях)
  2. Что называется веществом? (то, из чего состоят физические тела)
  3. Что называется физическими телами? (это то, что нас окружает)
  4. Что может происходить с телами и веществами? (изменения)
  5. Подберите синоним к слову “изменения” (явления)

Учитель: На предыдущих уроках мы изучали вещества: простые и сложные, чистые и смеси; познакомились со свойствами веществ. С этого урока мы начинаем изучение нового раздела “Изменения, происходящие с веществами”.

Слайд № 2

Учитель: Мы живем в удивительном мире природы. Природа – это весь мир, который нас окружает, все, что мы видим и слышим.

Посмотрите, пожалуйста, видео ролик и сформулируйте тему урока (щелкните мышью по картинке)

Ученики: Речь идет о физическом явлении; изменениях в природе; таяние снега.

Урок начинается с создания проблемной ситуации.

Слайд № 3

Учитель: Сейчас я попрошу вас записать число и тему урока “Физические явления” в тетрадь.

Вступительное слово учителя:

В природе с момента ее зарожденья:
Все время с телами идут превращенья.
Про эти природные изменения
Мы с вами сказали бы: “Это явления!”
Явления бывают различными,
Рассмотрим сегодня физические.
Должны научиться мы их наблюдать,
А главное самое – уметь различать.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ
Слайд № 3

Учитель: Ребята, подумайте и предположите, о чём мы будем сегодня говорить, а затем выскажите свои предположения.

(отличие физических явлений от химических, посмотреть эти явления, выполнить задания на закрепление изученного материала).

Учитель на доске фиксирует ответы учащихся:

– физические явления;

– посмотреть;

– закрепить.

Учащиеся пытаются сформулировать цели урока и свою деятельность на уроке.

 

Слайд № 4

Учитель: Эпиграфом нашего урока могут стать слова М.В.Ломоносова:

Химик без знания физики подобен человеку, который все искать должен ощупом.
И сии две науки так соединены между собой, что одна без другой в совершенстве быть не могут.

ПОДГОТОВКА К ОСНОВНОМУ ЭТАПУ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ
Слайд № 5

Учитель: Явления могут быть: физические и…….

Но сегодня мы рассмотрим физические явления, которые нас окружают.

Учитель приглашает к демонстрационному столу по одному школьнику и просит продемонстрировать следующие явления, прокомментировав увиденное:

– из пластилина скатать шарик (изменилась форма);

– выпрямить спираль медной проволоки (изменилась форма);

– растереть кусочек мела в порошок в ступке (изменилась форма).

Вывод делают учащиеся: Таким образом, в проделанных опытах изменяется форма тела или же его агрегатное состояние, но не произошло образование новых веществ.

(ОПРЕДЕЛЕНИЕ НА СЛАЙДЕ) Физические явления – явления, при которых нового вещества не образуется, а лишь меняется агрегатное состояние, форма, размер.

 

 

 

 

Ребята сами демонстрируют физические явления и комментируют увиденное.

 

 

Записывают определение физического явления в тетрадь.

Слайд № 6

“Возгонка”

Учитель: Будет ли являться следующее свойство, которое я сейчас продемонстрирую, физическим?

  1. Демонстрация опыта учителем “Возгонка бензойной кислоты”
  2. Видео опыт “Возгонка йода” (щелкаем мышью на рисунок)

Ответьте на вопросы:

  • Какой процесс называется возгонкой? (появление ответа по щелчку мыши)

Какое явление произошло? Почему? (произошло физическое явление: изменилось агрегатное состояние йода – из твердого в газообразное)

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПАУЗА
Таблички с рисунками развешаны на доске (приложение №2)

Задание: Нужно отобрать рисунки с физическими свойствами.

Весь класс говорит “ДА” или “НЕТ”.

Учащиеся выходят по одному, выбирают рисунок, зачитывают явление.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Слайд № 7

Учитель: Физические явления определяют важнейшие области применения веществ в народном хозяйстве: пластичность алюминия – вытягивать в проволоку или раскатывать в фольгу; сравнительная легкость – провода линий электропередач, сплавы – в самолетостроении, пластичность и неядовитость – изготовление посуды и др.

Это первая область применения физических явлений в работе с химическими веществами.

(переход на слайд № 7) Вторая – это получение чистых веществ, чтобы никакие примеси не мешали таким веществам проявлять свои индивидуальные и неповторимые свойства.

В поисках возможностей получения чистых веществ именно химики, а не физики открыли следующие способы разделения смесей, которые являются, по сути, физическими явлениями (перечислены на слайде)

 

Учитель: Переходим к практической части нашего урока.

Нам дано несколько видов смесей.

Цель вашего исследования: познакомиться со способами разделения смесей, основанных на физических свойствах.

  • В ходе работы каждый должен заполнить таблицу (Приложение №3).
  • Работать вы будете в группах. Внимательно читайте инструкцию (Приложение №4).
  • По окончании исследования, при подведении результатов, каждая группа должна ответить на вопросы, отображенные в таблице.

Дорогие, ребята. Это первое для вас самостоятельное исследование. Чтобы оно прошло удачно, мы с вами вспомним правила по техники безопасности, которые вам сегодня пригодятся.

Слайд № 8
  1. Как положено вести себя в школьной химической лаборатории?
  2. А) можно перекусить

    Б) можно смешивать реактивы, не пользуясь инструкцией

    В) можно бегать и шуметь

    Г) следует соблюдать на рабочем месте чистоту и порядок

Учащиеся выполняют тест по правилам техники безопасности

Слайд № 9
  • Чего нельзя делать при работе со спиртовкой?
  • А) тушить огонь колпачком

    Б) зажигать спичками

    В) заполнять этиловым спиртом

    Г) зажигать от другой спиртовки

 
Слайд № 10
  • Фарфоровую чашечку нагревают в пламени спиртовки, держа:
  • А) щипцами

    Б) держателем

    В) руками

  • Полученные чистые вещества:
  • А) можно попробовать на вкус

    Б) нельзя пробовать на вкус

 
Слайд № 11
  • Что нужно делать, если разлил раствор вещества:
  • А) самостоятельно убрать разлитое вещество

    Б) сообщить учителю или лаборанту

    В) сделать вид, что ничего не случилось.

 
 

Учитель: Приступаем к исследованию. Желаю вам удачи.

Учащиеся работают в группах. Время на выполнение – 5 минут.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Слайды № 12 – 19

№ 12 - с помощью магнита

№ 13 – фильтрование

№ 14 – выпаривание

№ 15 – разделение в делительной воронке

№ 16 – перегонка (очень подробно описан этот метод в учебнике)

№ 17 – адсорбция

№ 18 –19 – хроматография

Демонстрируются слайды.

Выступление учащихся не более 2 минут.

Заполнение таблицы.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Слайд № 20

Вопросы:

  • Что называется смесью? (это система, состоящая из разных молекул)
  • Что такое неоднородные смеси? (Неоднородные - это смеси, в которых невооруженным глазом или с помощью микроскопа можно заметить частицы веществ, составляющих смесь)
  • Какие способы разделения неоднородных смесей вы назовете? (отстаивание, фильтрование, действие магнитом)
Слайд № 21

Вопросы:

  • Что такое однородные смеси? (Однородные - это смеси, в которых даже с помощью микроскопа нельзя обнаружить частицы вещества, образующих смесь)
  • Какие способы разделения однородных смесей вы назовете? (выпаривание, кристаллизация, дистилляция, хроматография)
  • Какие смеси легче разделить? (неоднородные)
  • Зачем нужно разделять смеси? (для получения чистых веществ со своими свойствами)
Слайд № 22

Задание: Найдите соответствие между физическим явлением и областью применения.

Учащиеся выполняют задание

РЕФЛЕКСИЯ
Слайд № 23

Учитель: В ходе урока вы пытались овладеть самым главным в процессе познания – умением находить истину с помощью доказательств, то есть проводить исследования. Многие ученые прошлых веков опирались в своих изысканиях лишь на интуицию и в результате нередко ошибались.

Вы же с помощью опытов нашли свою истину.

1. Сегодня я понял …

2. Теперь я могу…

3. Я приобрел….

4. Меня удивило …

5. Я попробую …

6. Мне захотелось…

Ребята отвечают на вопросы, оценивают полноту полученных знаний, проводят

самооценку своей работы.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Слайд № 24

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: Напишите сочинение по теме “Физические явления”, связав в рассказ несколько случаев, где встречается то или иное физическое явление. Рассказ должен быть, во-первых, логически связанным, во-вторых, не только повествовать о физических явлениях, но и объяснять их.

ПОДГОТОВИТЬ СООБЩЕНИЕ: Какие методы химического анализа применяют в своей работе криминалисты, медики, искусствоведы (используя дополнительную литературу).

ДОМАШНИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ: Инструкции по проведению различных опытов у вас на столах (Приложение №5).

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ
Слайд № 25

Учитель: Отметьте для себя тот смайлик, который соответствует вашему эмоциональному состоянию на настоящий момент.

Если вы переместились хотя бы на одну ступеньку вверх, я очень за вас рада. МОЛОДЦЫ!

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ НА СЛЕДУЮЩИЙ УРОК
 

Демонстрация опытов

  • “Плавление парафина” - это физическое явление
  • “Самовозгорание парафина” - это химическое явление

Учитель: с химическими явлениями, мы подробнее познакомимся на следующих уроках. А на сегодня урок завершен. Спасибо за работу!!!

Щелчком мыши: Спасибо за работу!