Классный час "О Тарковском"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цель: познакомить школьников с биографией талантливого русского режиссера Андрея Тарковского

Задачи:

  • заинтересовать учащихся творчеством Андрея Тарковского, расширить их кругозор и общий культурный уровень;
  • создать условия для усвоения фундаментальных философских идей, в частности, о границах между истиной и ложью, добром и злом, верой и безверием;
  • развивать личностно – смысловое отношение к историческому времени;
  • учить формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Презентация. Слайд 1
В этом году исполняется 80 лет со дня рождения Андрея Арсеньевича Тарковского. 
Слайд 2
Имя Тарковского сегодня находится в одном ряду с именами деятелей отечественной культуры, творчество которых вышло за пределы страны и приобрело мировое значение – Толстого и Достоевского, Чехова и Бунина, Чайковского и Стравинского, Станиславского и Эйзенштейна.
Слайд 3         
Слайд 4
Андрей Тарковский родился 4 апреля 1932 года в селе Завражье (около города Юрьевца на Волге) Ивановской области.
Слайд 5 
Его отец, Арсений Тарковский, был выдающимся русским поэтом и переводчиком с восточных языков. Русский академик Дмитрий Сергеевич Лихачев заметил, что в этой паре реализовалось чрезвычайно редкое явление в жизни вообще – сын унаследовал гениальность отца.
Слайд 6
Сам Андрей сказал об этом: «Сейчас мой отец, Арсений Александрович Тарковский, по праву считается лучшим из живущих русских поэтов. И я думаю, что его гены в формировании моих запросов сыграли немалую роль».
Слайд 7
Слайд 8
Мать, Мария Ивановна Вишнякова, окончила Литературный институт. В раннем детстве Андрей жил вместе с мамой, бабушкой и сестрой в деревянном доме на улочке Щипок в дальнем Замоскворечье. Во время войны семья переехала в Юрьевец.
Слайд 9
«Это было тяжелое время. Мне всегда не хватало отца. Когда отец ушел из нашей семьи, мне было три года. Жизнь была необычно трудной во всех смыслах. И все-таки я много получил в жизни. Всем лучшим, что я имею в жизни, тем, что я стал режиссером, – всем этим я обязан матери», – говорил Тарковский.
Слайд 10
Литературные труды Марии Ивановны были любимы друзьями – её даже в шутку называли «Толстой в юбке». Несмотря на это, она уничтожила свою прозу и поэзию по причине «отсутствия таланта», как она написала позднее в своих дневниках.
Слайд 11
Уже в 1943 году Тарковские возвращаются в Москву, а Андрей – в свою старую школу, где он учится в одном классе с Андреем Вознесенским. И хотя жизнь свою Андрей прожил в основном в Москве, образом отчего дома остался для него дом его детства в Юрьевце, где сейчас открыт дом-музей Тарковского.
Слайд 12
Таким и предстанет он более чем сорок лет спустя в фильме «Зеркало», где будут отражены многие впечатления детства – уход отца, трудности быта, эвакуация, школа, образ матери с двумя детьми на руках.
Слайд 13
Мария Ивановна работала корректором в Первой образцовой типографии. Каким-то образом ей удавалось выкраивать деньги на книги и альбомы, билеты в консерваторию – кроме обычной школы, Андрей занимался и в художественной школе и в музыкальной (по классу рояля).
Слайд 14
В 1951-1952 годах Тарковский учился на арабском отделении Московского института востоковедения, однако, получив сотрясение мозга на занятиях по физкультуре, оставил занятия. «Во время обучения я часто думал о том, что несколько поспешно сделал выбор профессии, – писал Андрей в своей автобиографии, поданной во ВГИК, – я недостаточно знал ещё жизнь». Не окончив курс, он устроился в ВНИИ цветных металлов и золота, а в мае 1953 года – коллектором в научно-исследовательскую экспедицию института НИГРИЗолото в далёкий Туруханский район Красноярского края. Там он проработал почти год на реке Курейке, прошёл пешком сотни километров по тайге и сделал альбом зарисовок, который затем сдал в архив Нигризолота.
«В свое время я пережил очень трудный момент. В общем, я попал в дурную компанию, будучи молодым. Мать меня спасла очень странным образом – она устроила меня в геологическую партию. Я работал там коллектором, почти рабочим, в тайге, в Сибири. И это осталось самым лучшим воспоминанием в моей жизни. Мне было тогда 20 лет…Всё это укрепило меня в решении стать кинорежиссёром», – писал он в той же автобиографии.
Однако экзотический год жизни – впечатления тайги, экспедиции и связанной с ними романтики – прямого отражения в его режиссёрском творчестве, если не считать учебных работ во ВГИКе, не нашёл.
Слайды 15-31
По возвращении из экспедиции в 1954 году Тарковский подал документы во ВГИК и успешно поступил на режиссёрское отделение (мастерская М. И. Ромма). «Выбор этот был скорее случайным, чем осознанным», – неоднократно повторял Тарковский в более позднем возрасте. Однако, уже начав учёбу, Тарковский увлекся молодой формой искусства.
В 1960 году Тарковский закончил ВГИК с отличием и получил диплом № 756038.
Слайд 32
Тарковский получает разрешение поставить «Каток и скрипку» в качестве дипломной работы. Он предлагает молодому оператору Вадиму Юсову снять для него эту короткометражную картину. Эта первая совместная работа Тарковского и Юсова, отмеченная раскрепощённостью камеры и цветовой выразительностью, принесла Тарковскому первый приз на фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке в 1961 году.
Слайд 33
Истинным дебютом Тарковского стал фильм «Иваново детство» (1962).
Герой этого фильма – мальчик. Война лишила его детства, матери, счастья и сделала мстителем. Он ходит в разведку. В фильме два лика Ивана: солнечный мальчик из снов и худой, черный, с полными тоски запавшими глазами, двенадцатилетний разведчик. Этот контраст потрясал. «Мальчик безумен, как безумна сама война», – написал Жан Поль Сартр в своем знаменитом эссе об «Ивановом детстве». Картина получила премию «Золотой лев» на кинофестивале в Венеции, была удостоена призов фестивалей в Акапулько, в Сан-Франциско...
Слайд 34
Слайд 35 
Следующая картина «Андрей Рублёв» ни по метражу, ни по времени не вписывался в каноны кинорежиссуры. Тарковский не мог вынести критики и переделок, очень страдал. В 1966-м фильм увидел зритель. Но не наш, а западный. Расходы на производство картины были столь велики, что ее пришлось продать за границу. Тарковский получил за фильм высшую профессиональную награду – “Золотую пальмовую ветвь”. Вернулся «Андрей Рублёв» на родину только в 1971 году.
Слайд 36
На волне всеобщей “болезни” космонавтикой вышел фантастический по жанру и опулярности “Солярис”. Затраты окупились за год проката.
Слайды 37, 38
«Зеркало» – это фильм-воспоминание, а точнее, фильм-размышление. Сам Тарковский так сказал о нём: «В «Зеркале» мне хотелось рассказать не о себе, вовсе не о себе, а о своих чувствах, связанных с близкими людьми, о моих взаимоотношениях с ними, о вечной жалости к ним и своей несостоятельности по отношению к ним – о чувстве невосполнимого долга...»
Слайд 39
Фильм «Сталкер», более сложный для восприятия, был снят режиссером по мотивам повести «Пикник на обочине» Аркадия и Бориса Стругацких.
Слайд 40
В 1983 году Тарковский привез на кинофестиваль в Канны «Ностальгию», где со своим последним фильмом «Деньги» (по мотивам «Фальшивого купона» Толстого) был 82-летний Робер Брессон. И вот он, исторический момент – большой приз за лучшую режиссерскую работу получили сразу два фильма: «Ностальгия» и «Деньги». На пресс-конференции Тарковский и Брессон сидели рядом, не более чем в полуметре друг от друга. Для Тарковского Брессон, конечно, находился на абсолютно недосягаемом уровне, но для всех собравшихся было ясно, что фигуры этих двух режиссеров вполне сопоставимы. И никто из них не лучше и не хуже – не в этом дело. Дело в том, что каждый из них сумел показать мир так, как видят все – и не видит никто.
В дальнейшем Тарковский должен был вернуться в Москву, как того требовало Госкино. Ему обещали переоформить визу, но сначала предлагалось обсудить его творческие планы. В ответ режиссер требовал приезда к нему сына и тещи, и продления заграничной командировки еще на три года. Тарковский страшно нервничал, а 10 июля 1984 года на пресс-конференции заявил, что навсегда остается на Западе. Он объяснил это решение не политическими мотивами, а тем, что ему не давали и не дают возможности работать и реализовывать свои замыслы на родине.
В архивах итальянского ТВ сохранилась плёнка с пресс-конференции Тарковского, где он принял окончательное решение остаться на Западе. Чтобы человек, всего лишь меняя гражданство, так метался, так мучился, выбегал из зала и вновь прибегал, хватал микрофон, задыхался и не мог говорить – это  большая редкость.
Едва известие о решении Тарковского остаться на Западе достигло пределов Советского Союза, официальные власти тут же объявили его предателем. Сразу замолкли газеты и журналы, не рассказывая ни слова о Тарковском. Все его фильмы были сняты с проката, даже ко Дню Победы перестали крутить «Иваново детство» – одну из самых талантливых картин на военную тему. Отвернулись от Тарковского и большинство его коллег. Беды валились на Тарковского как снежный ком. У режиссера начал развиваться смертельный недуг.
Слайд 41
1985 году, во время съемок “Жертвоприношения”, у Тарковского начались обмороки. В госпитале, куда Андрея отправили практически силой, диагностировали последнюю стадию рака. Но режиссер не сдавался. Он обращался за помощью к Марине Влади, трижды летал к ней во Францию и проходил курс облучения. В результате “Жертвоприношение” было доснято. В декабре 1986-го Андрея Тарковского не стало...
Его похороны состоялись 3 января 1987 года на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа недалеко от Парижа.
Слайд 42
Великий швед Ингмар Бергман писал: "Тарковский для меня самый великий, ибо он принес в кино новый, особый язык, который позволяет ему схватывать жизнь как сновидение".
Слайды 43, 44

(После выступления учащихся под презентацию совместный просмотр и обсуждение одного из фильмов А.А Тарковского.)

Использованная литература: О Тарковском / Сост., авт. предисл. М.А.Тарковская. – М.: Прогресс, 1989. – 400с., ил.

Использованные интернет-ресурсы: