Ситуационная задача на уроках математики как один из ресурсов обновления содержания школьного образования

Разделы: Математика


Качество современного образования раскрывается через качество его результатов и качество условий, созданных для достижения результатов. Важнейшим ресурсом обновления содержания школьного образования являются ситуационные задачи, позволяющие обучать школьников решать жизненные проблемы с помощью предметных знаний, которые относятся к понятию методических ресурсов. Они позволяют представить предметные и метапредметные результаты образования в комплексе умений и навыков, основанных на предметных и межпредметных знаниях за счёт усвоения разных способов деятельности, методов работы с информацией. Это требую стандарты нового поколения.

Под современным качественным образованием понимают наличие умения решать детей реальные жизненные проблемы на основе  предметных знаний и умений. Мало кто из взрослых людей, не связанных профессионально с математикой или физикой, могут припомнить какие – либо формулы или теоремы.

Действительно, наши школьники слабо ориентируются в актуальных проблемах естествознания, влияния науки и техники на развитие общества и т.д. Я думаю, что причина заключается в том, что их рассмотрению не уделяется должного внимания. Отсутствие социально и личностно-значимой ориентации в школьных курсах по математике ведёт к неумению применять и переносить полученные знания по предмету в повседневной жизни (например, неумение грамотно составить бюджет семьи, выбрать наиболее дешёвый кредит и т.д.).

Для того, чтобы решить данные проблемы не обязательно увеличивать объём учебного материала. Более эффективным может стать формирование навыков применения предметных знаний к новым проблемам, т.е. изменение содержания знаний и типов работы. Например, применение на уроках такой формы, как ситуационная задача.

Конечно, все «животрепещущие» проблемы человечества рассмотреть на уроках невозможно, тем более невозможно предложить их решение. Однако всем учебным предметам, как бы далеки друг от друга они не были, присущи некоторые универсалии, связанные со стратегией познания. На уроках математики, химии, географии, истории, иностранного языка ученики пользуются примерно одним и тем же набором интеллектуальных операций: они распознают и сравнивают факты и явления, отбирают и ранжируют данные согласно определённым критериям, классифицируют, формулируют обобщения.

Именно с такой позиции и рассматриваются ситуационные задачи, так как это задачи, позволяющие ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией. Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для её решения необходимо конкретное предметное знание. Зачастую для решения ситуационной задачи учащимся требуется знание нескольких учебных предметов.

Например,

Смета на расход материалов для ремонта подъезда

Вид работы Цена (руб. за м2) Количество (м2) Сумма (руб.)
Ремонт потолка 400 15 6000
Ремонт стен 900 40 12000
Ремонт пола 450 15 6750
Замена двери 6000 1 6000

Рассчитайте сумму, которую внесёт каждая семья на ремонт подъезда и сколько процентов этот взнос составит от дохода вашей семьи?

Для решения задачи «Смета на расход материалов для ремонта подъезда» необходимы такие предметные знания:

  • Рассчитать сумму в которую обойдётся ремонт всего подъезда;
  • Рассчитать долю каждой семьи от общей суммы для ремонта;
  • Рассчитать средний ежемесячный доход семьи учащегося;
  • Найти % взноса семьи от дохода.

И надпредметные:

  • Умение переходить от одного текста к другому (читать таблицу);
  • Умение приводить известные знания для решения задачи (доход семьи).

Зачастую для решения ситуационных задач учащимся требуются знания нескольких предметов. Кроме того такая задача имеет не традиционный номер, а красивое название, отражающее её смысл (Например, «Мир глазами Гулливера»  – задача по теме масштаб, «Проценты творят чудеса»  – задача на проценты. Пример задачи по химии «Платье для металла»; «Кормилица» – задача про нефть; по физике «Перемещаем без труда» про силу трения; по биологии – «моё здоровье» и т.д.) Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос, который формулируется так, чтобы учащимся захотелось на него ответить. Затем даётся различная информация в виде текстов по данной теме. И после этого 6 заданий.

Вашему вниманию предлагаются ситуационные задачи, которые составлены, согласно таксономии К.Блума, 1 задача «Мир  глазами Гулливера» (Приложение 1). Её целью является выработка у учащихся практических умений и навыков, связанными с математическими вычислениями по карте и измерительными работами на местности. Это даёт возможность учителю географии  при изучении приёмов съёмки плана пути не повторять этих вопросов, а обратить внимание учащихся на овладение приёмами ориентирования планшета, визирования проведение отрезков на плане соответственно избранному масштабу. Эти знания учащиеся демонстрируют на туристических слётах в спортивном ориентировании, когда работают по картам. Тема «Масштаб» имеет практическую направленность. Её применяют во многих профессиях: модельеры, инженеры, картографы, геологии, инструкторы по туризму, скульпторы и т.д.  А каждому человеку нужна для составления плана квартиры или комнаты для перестановки мебели; садового участка для планирования построек, сада, клумб и т.д.

2 задача «Проценты творят чудеса» (Приложение 2). Её целью является выработка у учащихся практических умений и навыков, связанных с применением процентов в повседневной жизни.

3 задача «Если знаешь как вычисляется площадь  – ты можешь сэкономить время и деньги» (Приложение 3). Её целью является показать учащимся, что  если в повседневной жизни правильно использовать математическое понятие  «площадь», то экономятся время, деньги и свои силы.

Особенностью  большинства ситуационных задач является множество решений. С этой точки зрения решения учащихся нельзя разделить на правильные и неправильные. Они могут быть разделены по обоснованности решения, по затратам ресурсов, но при этом самые разные решения будут правильными, то есть соответствующими заданию. Поэтому к оценке результатов решения ситуационных задач следует подходить с позиции «эффективно – неэффективно в решении данной проблемы» .

Для оценивания выполнения ситуационных задач я использовала матрицу оценивания, предложенную авторами учебно – методического пособия «Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся» Акулова О.В. и др. Они предлагают оценивать решение заданий в баллах, причём оценке подвергается четыре интегративных умения по четырёхбальной шкале: 0  – нет; 1  – скорее нет; 2  – скорее да; 3  – да. (Приложение 4)

Несмотря на то, как индивидуально или в группе выполнялась СЗ, необходимо на каждого ученика вести отдельную карточку для оценки выполнения задания.

Данная информация на карточке-матрице нужна в первую очередь ученику, чтобы он увидел чему ему надо ещё научиться, какие умения усвоить.

Возможно конечно использование традиционной шкалы оценки, используемой в школах.

Ситуационные задачи близки к проблемным и направлены на выявление и осознание способа деятельности. Эти задачи я использую на различных этапах урока: первичное усвоение знаний, применение и закрепление знаний и т.д. Также на различных типах уроков: изучение нового материала, применение знаний, закрепление знаний, обобщение и систематизация. Формы организации познавательной деятельности могут быть как индивидуальная, так и групповая.

В течение года я учила ребят решать отдельные типы заданий, входящие в ситуационные задания, а затем провела диагностическую работу в 6 классе, где поставила цель в заданиях проверить следующие интегративные умения:

  • Понимание представленной информации.
  • Предложение способа решения проблемы.
  • Обоснование способа решения проблемы (своего выбора).
  • Представление альтернативных вариантов

Решение таких задач способствует развитию навыков самоорганизации деятельности, формированию умения объяснять явления действительности, подготовке к профессиональному выбору, ориентации в ключевых проблемах современной жизни.

В современном обществе необходим человек, умеющий решать реальные жизненные проблемы на основе предметных знаний и умений. Задача  педагога средствами своего предмета   сформировать данную компетентность.  Это возможно  только в процессе решения проблем повседневной жизни, и в этом плане огромным потенциалом обладают ситуационные задачи.

Использование ситуационных задач на уроках математики возможно при изучении тем: проценты, площади, объёмы, статистика, положительные и отрицательные числа и т.д. Подобные ситуационные задачи, а точнее задания, встречаются в ЕГЭ. Поэтому считаю целесообразным учить детей решать эти задачи.