Авторская программа элективного курса "Технология грамматического анализа текста"

Разделы: Иностранные языки


Пояснительная записка

В условиях модернизации российского образования перед общеобразовательной школой ставится задача профильной подготовки учащихся, ориентированной на индивидуализацию их обучения и социализацию. Филологическое направление является одним из приоритетных в образовательной политике российской школы. Оно призвано обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего образования.

Элективный курс «Технология грамматического анализа текста» разработан для учащихся 5-7 классов (1 час в неделю, общий объем курса 34 часа) с учетом их дальнейшей профессиональной филологической ориентации. Он позволяет формировать основы филологической грамотности, поэтапное овладение основами письменного творчества, обеспечивает межпредметное филологическое восприятие, когда английский язык выступает средством и основой для получения филологических знаний. Данный курс позволяет формировать основы лингвокультурологической компетенции, что способствует разностороннему развитию личности учащихся.

Основными целями данного курса являются:

  1. Создание возможностей для овладения учащимися основами филологических знаний и их практического применения для создания некоторых видов письменных творческих работ;
  2. Приобретение учащимися на этой основе общеучебных и общепрофессиональных знаний и умений;
  3. Овладение первичными умениями написания эссе

Достижение данных целей предусматривает решение следующих задач:

  • помочь учащимся овладеть как навыками перевода, так и навыками устной и письменной английской речи
  • помочь учащимся изучить грамматический строй английского языка
  • научить учащихся избегать типичных ошибок при переносе в иностранную речь конструкций, свойственных русскому языку

Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3

Тематика курса (5 класс)

  • Тема 1. Что изучает курс «Технология грамматического анализа текста» (2 ч.)
  • Тема 2. Сопоставление глагольных форм настоящего длительного времени, настоящего, будущего простого времени . (4 ч.)
  • Тема 3. Стативные глаголы. (3 ч.)
  • Тема 4. Сопоставление глагольных форм настоящего длительного времени, настоящего, прошедшего, будущего простого времени. (3 ч.)
  • Тема 5. Сопоставление глагольных форм прошедшего простого времени, прошедшего длительного времени. (3 ч.)
  • Тема 6. Пассивный залог. Настоящее простое время страдательного залога. (3 ч.)
  • Тема 7. Пассивный залог. Прошедшее простое время страдательного залога. (3 ч.)
  • Тема 8. Косвенная речь. (7 ч.)
  • Тема 9. Местоимения. (3 ч.)
  • Тема 10. Модальные глаголы. (2 ч.)
  • Тема 11. Итоговое занятие: «Презентация письменной творческой работы на английском языке» (1 ч.)

Всего: 34 часа.

Таблица тематического распределения количества часов (5 класс)


п/п

Тема

Количество часов
Авторская программа Рабочая программа
1. Что изучает курс «Технология грамматического анализа текста» 2 часа 2 часа
2. Сопоставление глагольных форм настоящего длительного времени, настоящего, будущего простого времени 4 часа 4 часа
3. Стативные глаголы 3 часа 3 часа
4. Сопоставление глагольных форм настоящего длительного времени, настоящего, прошедшего, будущего простого времени 3 часа 3 часа
5. Сопоставление глагольных форм прошедшего простого времени, прошедшего длительного времени 3 часа 3 часа
6. Страдательный залог. Настоящее простое время страдательного залога 3 часа 3 часа
7. Страдательный залог. Прошедшее простое время страдательного залога 3 часа 3 часа
8. Косвенная речь 7 часов 7 часов
9. Местоимения 3 часа 3 часа
10. Модальные глаголы 2 часа 2 часа
11. Итоговое занятие: «Презентация письменной творческой работы на английском языке» 1 час 1 час

Всего за год 34 часа.

Тематика курса (6 класс)

  • Тема 1. Повторение (2 ч.)
  • Тема 2. «Сопоставление времен группы простого времени (настоящее, прошедшее, будущее)» (3 ч.)
  • Тема 3. «Сопоставление глагольных форм в настоящем, прошедшем, будущем простом времени страдательного залога » (4 ч.)
  • Тема 4. «Сопоставление времен группы длительного времени (настоящее, прошедшее, будущее)» (4 ч.)
  • Тема 5. «Сопоставление глагольных форм настоящего, прошедшего длительного , настоящего совершенного, прошедшего простого, настоящего совершенного длительного времен » (7 ч.)
  • Тема 6. «Причастие 1 и причастие 2» (3 ч.)
  • Тема 7. «Фразовые глаголы» («видеть», «делать», «дать») (3 ч.)
  • Тема 8. «Сложное дополнение» (4 ч.)
  • Тема 9. «Придаточные времени и условия в сопоставлении с придаточными дополнительными» (3 ч.)
  • Тема 10. Итоговое занятие: «Презентация письменной творческой работы на английском языке» (1 ч.)

Всего: 34 часа

Таблица тематического распределения количества часов (6 класс)


п/п

Тема

Количество часов
Авторская программа Рабочая программа
1. Повторение 2 часа 2 часа
2. Сопоставление времен группы простого времени (настоящее, прошедшее, будущее) 3 часа 3 часа
3. Сопоставление глагольных форм в настоящем, прошедшем, будущем простом времени страдательного залога 4 часа 4 часа
4. Сопоставление времен группы длительного времени (настоящее, прошедшее, будущее) 4 часа 4 часа
5. Сопоставление глагольных форм настоящего, прошедшего длительного, настоящего совершенного, прошедшего простого, настоящего совершенного длительного времен 7 часов 7 часов
6. Причастие 1 и причастие 2 3 часа 3 часа
7. Фразовые глаголы («видеть», «делать», «дать») 3 часа 3 часа
8. Сложное дополнение 4 часа 4 часа
9. Придаточные времени и условия в сопоставлении с придаточными дополнительными 3 часа 3 часа
10. Итоговое занятие: «Презентация письменной творческой работы на английском языке» 1 час 1 час

Всего за год 34 часа.

Тематика курса (7 класс)

  • Тема 1. Повторение. (1 ч.)
  • Тема 2. Сопоставление глагольных форм настоящего, прошедшего простого времени. (3 ч.)
  • Тема 3. Сопоставление глагольных форм настоящего совершенного времени , прошедшего простого времени . (2 ч.)
  • Тема 4. Сопоставление глагольных форм настоящего, прошедшего, будущего простого времени в страдательном залоге. (4 ч.)
  • Тема 5. Модальные глаголы в сочетании с пассивным инфинитивом. (2 ч.)
  • Тема 6. Различия в семантике и употреблении неопределенных местоимений. (2 ч.)
  • Тема 7. Сослагательное наклонение глагола. (5 ч.)
  • Тема 8. Причастие I и причастие II. (3 ч.)
  • Тема 9. Сложное дополнение. (3 ч.)
  • Тема 10. Сопоставление глагольных форм настоящего,прошедшего длительного времени , настоящего совершенного длительного времени в страдательном залоге. (5 ч.)
  • Тема 11. Фразовые глаголы. (3 ч.)
  • Тема 12. Итоговое занятие: «Презентация письменной творческой работы на английском языке» (1 ч.)

Всего: 34 часа.

Таблица тематического распределения количества часов (7 класс)


п/п

Тема

Количество часов

Авторская программа Рабочая программа
1. Повторение 1 час 1 час
2. Сопоставление глагольных форм настоящего, прошедшего простого времени. 3 часа 3 часа
3. Сопоставление глагольных форм настоящего совершенного времени, прошедшего простого времени. 2 часа 2 часа
4. Сопоставление глагольных форм настоящего, прошедшего, будущего простого времени в страдательном залоге 4 часа 4 часа
5. Модальные глаголы в сочетании с пассивным инфинитивом 2 часа 2 часа
6. Различия в семантике и употреблении неопределенных местоимений 2 часа 2 часа
7. Сослагательное наклонение глагола 5 часов 5 часов
8. Причастие I и причастие II 3 часа 3 часа
9. Сложное дополнение 3 часа 3 часа
10. Сопоставление глагольных форм настоящего , прошедшего длительного времени, настоящего совершенного длительного времени в страдательном залоге. 5 часов 5 часов
11. Фразовые глаголы 3 часа 3 часа
12. Итоговое занятие: «Презентация письменной творческой работы на английском языке» 1 час 1 час

Всего за год 34 часа.

Планируемые результаты

К концу изучения курса учащиеся должны:

  • научиться передавать привычные способы выражения мысли в родном языке лексико-грамматическими средствами английского языка;
  • уметь понимать те грамматические формы, которые они встречают в иноязычных текстах, но не могут употребить в собственной речи;
  • знать, как установить значение омонимочных словоформ в текстах;.
  • овладеть основами, необходимыми для написания некоторых видов письменного творчества, таких как литературная зарисовка, художественное описание, эссе, рецензия;

Учащиеся должны также уметь:

  • извлечь полную информацию из текста и переработать ее, читать про себя (со словарем) впервые предъявляемые оригинальные тексты различных жанров в рамках тем, выделять в них смысловые опоры и вехи, компрессировать текст, оценивать его коммуникативную значимость;
  • извлекать основную информацию, читать про себя без словаря впервые предъявляемый текст;
  • перевести письменно с помощью словарей и других справочников с английского на русский неадаптированные или слабо адаптированные тексты, подбирать соответствующий лексико-семантический или грамматический эквивалент, обусловленный контекстом, осуществлять необходимую лексическую и грамматическую трансформацию для сохранения адекватности перевода;

Система средств обучения

В процессе работы над курсом применяются:

Методы:

  • иллюстративно-объяснительные (лекции, беседы);
  • организационные (групповая, парная, индивидуальная, самостоятельная и фронтальная работа);

Средства:

  • презентация материала
  • запись лекции;
  • слушание и повторение нового материала;
  • чтение оригинальных текстов (с соблюдением различных стратегий);
  • работа с грамматическим материалом (просмотр, выбор, оценка, адаптация с целью дальнейшего использования), перевод текстов;
  • написание письменных творческих работ, их презентация и обсуждение.

Основные формы контроля за уровнем достижений учащихся

В качестве объектов контроля выступают:

  1. Лингвистическая компетентность (знание лексики, грамматики и правильное ее употребление, произносительные навыки);
  2. Речевая компетентность (владение навыками аудирования, говорения, чтения, письма, перевода);
  3. Социолингвистическая компетенция (владение конвенциями устной и письменной речи).

Текущий контроль предполагается после каждых шести уроков в форме лексико-грамматического квиза и в виде предъявляемого конечного продукта.

Литература

  1. Бим И.Л. К проблеме профильного обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы// Иностранные языки в школе (ИЯШ). 2004. №4.
  2. Бим И.А., Вайсбурд М.Л., Грачева Н.П., Лытаева М.А., Щепилова А.В. Рекомендации по организации предпрофильной подготовки с ориентацией на филологический профиль (иностранные языки)// Английский язык в школе. 2003. №3.
  3. Орехова И.А. Формирование лингвокультурологической компетенции в процессе обучения иностранным языкам// ИЯШ. 2004. №5
  4. Соловова Е.Н. Разработка авторских программ и курсов// ИЯШ. 2004.№ 5
  5. Соловова Е.Н. Создание авторских программ и курсов– актуальная задача и острая необходимость современного этапа развития языкового образования// Английский язык в школе. 2003. №3
  6. Голицинский Ю. Грамматика сборник упражнений// КАРО. 2004.
  7. Гринченкова Н.А. ЕГЭ 2009, Английский язык (справочник)// Эксмо. 2009.
  8. Качалова К.Н., Израилевич Е.Е. Практическая грамматика английского языка// Юнвес. 1996.
  9. Миловидов В.А. Английский язык. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ// Астрель. 2009.
  10. Христорождественская Л.П. Английский язык упражнения по грамматике// Книжный дом. 2004.