Творческие задания. Проект "Прошлое и настоящее глазами эколога"

Разделы: Экология


Задания творческого характера на уроках в начальной школе

Школьная реформа со всей остротой поставила перед школой задачу формирования творческой личности, умеющей правильно и оперативно ориентироваться в различных жизненных ситуациях.

Задания творческого характера – это задания, предполагающие вариативность решения и рассчитанные на реализацию творческих возможностей учащихся. Так, творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Эффективность работы учителя подтверждается тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей ученика, формирует творческую личность и готовит ее к познавательной активной деятельности. Неисчерпаемыми возможностями в формировании творческой личности обладают уроки развития речи, как на уроках письма, так и на уроках чтения, также уроки математики, окружающего мира.

Способность детей к стихотворчеству – это залог развития их речи и формирования творческой личности, одно из средств самовыражения ребенка.

“Сочинение – одно из сильнейших средств, способствующих развитию мысли ученика, росту его социального отношения к жизни”, - справедливо указывала М.А. Рыбникова. Именно на этих уроках создается атмосфера, способствующая творческому подъему. Для того чтобы пробудить жажду творчества, необходим системный подход к решению задач речевого развития. Следует выполнить три условия: обеспечение правильной речевой среды, создание предпосылок для самостоятельных и письменных высказываний, активизация словаря. Работа над сочинением сложна и интересна одновременно, но каждый педагог стремиться к развитию в своих учащихся умения точно и образно выражать свои мысли и чувства в письменной форме. И пусть не все ученики в жизни станут писателями, поэтами, журналистами, но каждому из них пригодится умение логически верно строить свою речь.

Содержание математического образования сегодня ориентировано на формирование самостоятельности и культуры мышления младших школьников, общеучебных умений, которые составляют функциональную грамотность личности. Ученику в равноправном диалоге с учителем необходимо научиться общим способам действия, осуществляя пошаговый контроль и самооценку выполненной деятельности с целью установления соответствия своих действий намеченному плану. Увы, на деле мы сталкиваемся с ситуацией, когда “процесс изучения математики очень часто превращается в процесс заучивания. Такая работа не развивает психику ребенка, она лишь загружает его память, создавая иллюзию выравнивания по минимуму”. С другой стороны, изучение начального курса математики предполагает в процессе усвоения основных понятий самое важное – помощь ребенку в постепенном переходе от конкретно-действенного мышления к отвлеченно-понятийному. Ребенка учат не пониманию математической закономерности, а применению некоторых схем и приемов. В вопросе развития творческих потенций на уроках математики особую роль играют задания повышенной трудности (олимпиадные задания), требующие от учеников творческого подхода, нетрадиционного взгляда на решение.

Систематическая работа учителя в режиме творческого обучения, когда ежедневно ученикам на уроках предлагается решить (на выбор) нестандартные задачи, способствует формированию положительного отношения к заданиям проблемно-поискового характера, критичности мышления и умению проводить мини-исследования; содействует проявлению более высокой степени самостоятельности в постановке вопросов и поиска решений.

Среди занимательных задач особый интерес у учеников вызывают те, которые предполагают несколько вариантов решения. Это позволяет каждому школьнику проявить себя и предложить свой, отличный от других вариантов решения. Со временем задание усложняется, и учитель предлагает не просто решить задачу своим способом, а выбрать цепочку действий, ведущую наиболее быстро и экономно к ожидаемому результату.

Конспект урока по предмету

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Цели: расширить представления учащихся об экологических проблемах мира.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Ученики садятся на места и готовятся к уроку.

  3. Повторение пройденного материала.
  4. - Ответьте на вопросы теста.

    1. Век – это:

    А) 10 лет;

    Б) 100 лет;

    В) 1000 лет.

    2. Римскими цифрами XV обозначен:

    А) 10 век;

    Б) 15 век;

    В) 20 век.

    3. 1706 год относится к:

    А) XVI веку;

    Б) XVIII веку;

    В) XVII веку.

    4. Слово “календарь” пришло к нам из:

    А) Древнего Египта;

    Б) Древнего Рима;

    В) Древней Руси.

    5. Календарь, которым мы пользуемся, называется:

    А) солнечный;

    Б) лунный;

    В) юлианский.

  5. Сообщение темы урока.
  6. Любите родную природу –
    Озера, леса и поля.
    Ведь это же наша с тобою
    Навеки родная земля.
    На ней мы с тобою родились,
    Живем мы с тобою на ней.
    Так будем же, люди, все вместе
    Мы к ней относиться добрей.

    - сегодня на уроке мы с вами посмотрим, насколько по-доброму относится человек к земле, на которой живет.

  7. Работа по теме урока.

- Давайте сегодня отправимся вместе с учеными-экологами на 15-25 тысяч лет назад. Приблизительно в это время первые земледельцы бросили в почву первые зерна в надежде, что они дадут новые растения и принесут ему еще больше зерен. Пока человек довольствовался собиранием растений и охотой на животных, он подстраивался под существующую систему природы. Но именно в то время уже началось истребление некоторых животных. Начав выращивать растения, человек стал преобразовывать природу.

Первые мощные государства возникли там, где плодородные земли могли прокормить большое количество людей. Но с расцветом сельского хозяйства эти почвы стали разрушаться. Вот и получается, что с одной стороны – человек стал покорять природу и наносить ей вред.

С появлением техники, производственных предприятий вред становился все больше и больше. Но человек уже стал замечать последствия покорения им природы и задумываться о будущем. Что же бросилось в глаза людям?

По вине человека планета стала заболевать. Да-да, заболевать, как человек. И так же, как человек ее надо лечить. Кто должен позаботиться о планете? Конечно, люди, которые на ней живут.

Сегодня на уроке мы обсудим некоторые проблемы, от решения которых зависит судьба всего живого на Земле.

Тур Хейердал – известный норвежский этнограф (ученый, изучающий особенности быта, нравов, культуры какого-то народа) и археолог. Его заинтересовали пути, по которым народы перемещались от континента к континенту, поэтому он стал мореплавателем.

В 1947 году Хейердал построил плот из девяти бревен, скрепленных веревками из стеблей растений, закрепил на нем парус и отправился в плавание по тихому океану. Ученый со своими товарищами путешествовал на плоту 101 день. Все, что он увидел за это время, норвежец описал в своей книге.

В 1959 году отважный мореплаватель отправляется в новое путешествие. Для него он построил по старинным египетским рисункам лодку, которую назвал в честь египетского бога Солнца – “Ра”. Лодка “Ра” проплыла от берегов Африки до островов Центральной Америки. В экипаж был включен и врач из России – Юрий Сенкевич. Являлся ведущим передачи “Вокруг света”.

Что увидел ученый во время своего плавания? Прочитаем об этом в статье “Как защитить океан от загрязнения” (чтение текста на страницах 48-49).

- Многое ли изменилось со времен путешествия Тура Хейердала? Давайте посмотрим (показ фильма “Засорение океанов”).

- Большая часть отходов деятельности человека попадает в итоге в Мировой океан. Каждый год в него сбрасывается 320 миллионов тонн фосфора, 2,3 миллиона тонн свинца. Но опаснее всего – нефтепродукты. Они поступают в океан из нефтяных скважин, танкеров, речных стоков. В течение года океан принимает от 2 до 10 миллионов тонн нефтепродуктов. Одна тонна нефти покрывает очень тонкой пленкой 12 квадратных километров водной поверхности.

В океанскую воду попадают также металлы, многие из которых ядовиты. Накапливаясь в организмах животных, металлы наносят вред тем, кто питается этими животными. Следовательно, человек, не задумываясь об этом, может отравить сам себя.

А сколько в океане плавает различного мусора. Американские ученые подсчитали, что в районе Гавайских островов плавает около 35 миллионов пустых пластмассовых бутылок.

Защищать Мировой океан должны люди всех стран.

Какие меры по защите океана уже принимают люди? (Расчищают пляжи, запрещен выброс мусора, разрабатываются новые виды упаковки.)

Что еще вы можете предложить для защиты океана?

Вторая проблема человечества – спасение лесов. Леса занимают на планете около 50 миллионов квадратных километров, или 1/3 поверхности суши. Они поглощают из атмосферы 119 миллиардов углекислого газа и выделяют 86 миллиардов кислорода в год.

Больше половины мировых запасов леса – тропические леса. Половина всех тропических лесов находится в Южной Америке, в бассейне крупнейшей реки планеты Амазонки. В этих лесах обитает огромное количество разнообразных растений и животных, многие из которых до сих пор не изучены. Сегодня над тропиками Амазонии нависла угроза вырубки. Сельва, так называют этот лес местные жители, гибнет из-за того, что человек вырубает и выжигает деревья. Тропические леса вырубают, чтобы освободить землю для полей и строительства. Некоторые территории оказались затоплены.

Каждый час тысячи огромных деревьев падают на землю. Если продолжить работу в том же темпе, то через 25 лет от бескрайних лесов останутся только жалкие крохи.

Леса влияют на распределение тепла на планете, регулируют сток рек, газовый состав атмосферы. От количества лесов зависит климат Земли.

Какую пользу получает человек от вырубки лесов? Кто страдает от этих действий? Что, по-вашему мнению, надо делать для спасения тропических лесов?

Вы можете сказать, что океан и тропические леса от нас далеко, и вы не видите всего, что с ними происходит. Третья проблема, о которой мы будем говорить, касается каждого из нас, где бы мы ни жили. Прочитайте статью “Как избавиться от мусора?”

Раньше проблема мусора считалась чисто городской. Сегодня от мусора страдают и села. Их окрестности превратились в дикие свалки. Мусором завалены обочины дорог, его можно увидеть в лесу и на лугу. Сильный ветер разносит по округе бумагу и пластиковые упаковки. Часто мусор сжигают, и тогда ядовитый дым отравляет воздух.

На пластмассы ранее возлагались большие надежды. Ученые считала, что они заменят металлы и древесину. Теперь ученые ломают голову над тем, как поступать с пластиковыми изделиями, когда они приходят в негодность.

В науке выделилось целое направление – гарбология, что в переводе означает “мусороведение”. Гарбологи всего мира ищут различные пути выхода из мусорного тупика, в котором оказалось человечество.

Мы с вами часто пользуемся вещами, которые оказываются, не так безобидны, как кажется на первый взгляд. Так, например, надо знать и помнить, что различные батарейки после их использования нельзя превращать в игрушки, а надо выбрасывать на свалку. Опасными для здоровья становятся просроченные лекарства. Нельзя играть остатками косметических средств, нужно осторожно обращаться со средствами бытовой химии.

Какими способами можно избавиться от мусора? Какой из них безопаснее?

Мы с вами уже говорили, что заботиться о здоровье планеты должны люди всех стран. Как это делается? Прочитайте статью “Лечить планету сообща” на страницах 50-51.

О каких международных организациях, охраняющих природу, вы узнали из статьи? В какой стране находиться штаб-квартира Всемирного фонда дикой природы? Как с английского языка переводиться название экологической организации Гринпис?

Каждый год люди отмечают международные дни, посвященные защите природы. Познакомьтесь с экологическим календарем на странице 52.

Какой день отмечаем каждый год мы с вами?(1 апреля – Международный день птиц).

Как мы к нему готовимся? Что полезного для природы мы делаем?

  1. Творческая работа.

- Мы с вами говорили, что природа может заболеть, как человек. Если ее не лечить, она сама может не поправиться. Откройте страницу 10 в тетради “100 и еще 14 заданий по природоведению”. На этой странице нарисуйте плакат “Планета заболела”.

Выполнение задания № 15 учащимися самостоятельно, затем обсуждение выполненных работ.

  1. Итог урока.

Домашнее задание: упражнение 101.