Литература периода Великой Отечественной войны. 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


Цель:

  1. Познакомить учащихся с героическими страницами русской поэзии, прозы, показать значение литературы в годы Великой Отечественной войны;
  2. Развивать навыки умения анализировать;
  3. Воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое страны.

Оборудование: выставка книг и сборников стихов о Великой отечественной войне; записи песен о войне; монтаж из портретов и фотографий военной прозы; газеты учащихся на военную тему “Ничто не забыто”.

Учитель: Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы не только поговорить о литературном процессе военных лет, но и еще раз прикоснуться к страницам истории, недаром тема нашего урока “Строки, опаленные войной”.

В ночь на 22 июня 1941 года на советский Союз напали гитлеровские полчища. Мирный труд советского народа был нарушен, началась Великая Отечественная война. Над нашей Родиной нависла грозная опасность. Вся страна поднялась на великую освободительную борьбу против фашистских захватчиков.

(Фонограмма “Великая Отечественная война.)

Годы Великой Отечественной войны… страна переживала дни и месяцы смертельной опасности, и лишь колоссальное напряжение патриотических сил, мобилизация всех резервов духа помогла отвести грозную беду

. “Великая Отечественная война, – писал Г.К.Жуков, – явилась крупнейшим военным столкновением. Это была всенародная битва против злобного врага, посягнувшего на самое дорогое, что только есть у советских людей”.
Искусство, литература вышли на огневой рубеж

. “Нравственные категории – писал Алексей Толстой, – приобретают решающую роль в этой войне. Глагол уже не только уголь, пылающий в сердце человека, глагол идет в атаку миллионами штыков, глагол приобретает мощь артиллерийского залпа”.

Учитель: Литература первой откликнулась на призыв партии и правительства. Особенно публицистика стала наиболее популярным жанром. А.Фадеев, В.Гроссман, П.Корнейчук – вот авторы произведений, которые стали культовыми. (Презентация) (Слайд 2)

В “Молодой гвардии” А.Фадеева необычайно велика роль поэтики контраста. Писатель чередует неспешно-обстоятельное повествование, где главное место отведено анализу человеческих характеров, с изображением динамизма и стремительности развертывания военных действий на Дону и в самом Краснодонском подполье.
Даже во внешнем облике героев Фадеев не отходит от излюбленного приема: “ясные синие глаза” Проценко и “бесовские искры” в них; “сурово-нежное выражение” глаз Олега Кошевого; белая лилия в черных волосах Ульяны Громовой; “голубые детские глаза с жестким стальным отливом” у Любови Шевцовой. Принцип гуманизма и человеколюбия – основной в творчестве писателя.

Этот принцип находит наиболее полное воплощение в обобщенной характеристике молодых людей, становление которых пришлось на предвоенные годы: “Самые, казалось бы, несоединимые черты – мечтательность и действенность, полет фантазии и практицизм, любовь к добру и беспощадность, широта души и трезвый расчет, страстная любовь к радостям земным и самоограничение, – эти, казалось бы, несоединимые черты вместе создали неповторимый облик этого поколения”.

Если поэзии, публицистике и прозе первых лет войны был присущ обостренный интерес к далекой исторической поре, то внимание автора “Молодой гвардии” привлекает нелегкая, героическая эпоха 30-х годов как духовно-нравственная почва, на которой созрели столь удивительные плоды. Становление молодогвардейцев приходится именно на 30–е годы, а их стремительное возмужание – на начало 40–х годов.

Настя С. Искусство публицистики за четыре года прошло несколько основных этапов. Если, в первые месяцы войны, ей была присуща обнаженно-рационалистическая манера, зачастую отвлеченно-схематические способы изображения врага, то в начале 1942 года публицистика обогащается элементами психологического анализа. В огненном слове публициста и митинговая нота. И обращение к душевному миру человека.
Следующий этап литературного творчества совпал с переломом в ходе войны, с необходимостью углубленного социально–политического рассмотрения фашистского фронта и тыла, выяснения коренных причин близящегося поражения гитлеризма и неотвратимости справедливого возмездия. Этими обстоятельствами вызвано обращение к таким жанрам, как памфлет и обозрение.
На завершающем этапе войны появилось тяготение к документальности. Так, например, в “Окнах ТАСС” наряду с графическим исполнением плакатов широко использовался метод фотомонтажа. Писатели и поэты вводили в свои произведения дневниковые записи, письма, фотографии и другие документальные свидетельства.

Учитель: Во времена тяжелого лихолетья у советского человека обостряется чувство родины. Образ России с ее просторами, полями и лесами сказочной красоты приобретает в песнях на стихи А.Прокофьева, Е.Долматовского, А.Жарова, А.Чуркина и многих других поэтов то романтически-возвышенное, то лирико-интимное звучание. Особой популярностью пользовались лирические песни на слова М.Исаковского, А.Фатьянова, А.Суркова, К.Симонова и других поэтов, посвященные дружбе, любви, верности, разлуке и счастью встречи, – всему тому, что волновало и согревало солдата в дали от родного дома (“Землянка” А.Суркова, “Огонек” М.Исаковского, “Темная ночь” В.Агатова, “Вечер на рейде” А. Чуркина); стихи о военных буднях, шуточные, положенные на мелодии задушевных русских песен, частушек, вальсов. Такие произведения, как “Дороги” Л.Ошанина, “Вот солдаты идут” М.Львовского, “Соловьи” А. Фатьянова и другие постоянно предавались по радио, исполнялись во время концертов на фронте и в тылу.

Дмитрий Шостакович в блокадном Ленинграде пишет свою “ 7 симфонию”, ставшую поистине шедевром классики (отрывок).

В годы войны создавались пьесы о нашем героическом тыле, о беспримерном трудовом энтузиазме миллионов, без которого немыслимы были бы победы на фронтах. К сожалению, в большинстве своем ,эти произведения не достигли того эстетического уровня и силы эмоционального воздействия, которыми были отмечены пьесы военно-бытового содержания.

Органическая связь с русской классической лирикой и народным творчеством помогала поэтам раскрыть черты национального характера. Всеволод Вишневский отмечал в дневнике военных лет: “Повышается роль национального русского самосознания и гордости”. Такие понятия, как Родина, Русь, Россия, Русское сердце, Русская душа, нередко вынесенные в заглавие художественных произведений, обретали невиданную историческую глубину, поэтическую объемность.

Юля :Так, раскрывая характер героической защитницы города на Неве, ленинградки блокадной поры, Ольга Берггольц пишет:

Ты русская – дыханьем, кровью, думой.
В тебе соединились не вчера
Мужицкое терпенье Аввакума
И царская неистовость Петра.

Константин Симонов писал ничто так не сближает русского человека, как чувство общей Беды. Именно ему принадлежит прекрасное стихотворение, ставшее народным “Жди меня”. 

Чтение стихотворения.

Ученик Коля: К. Симонов. В его творчестве тема ВОВ занимает особое место. Она определила позицию художника в отношении к важнейшим вопросам эпохи: война и мир, гуманизм, патриотизм, долг человека перед Родиной. Стихи Симонова знали все: на фронте и в тылу. Их печатали на листовках и в газетах, в фронтовых и армейских, солдаты переписывали их друг у друга и пересылали в письмах с фронта на фронт. В те годы не было человека, который бы не знал стихотворений “Если дорог тебе твой дом…”, “Майор привез мальчишку на лафете…”, “Жди меня”. 

Юля Д: Великая Отечественная война стала величайшей трагедией и испытанием сил каждого человека. Как свидетельствует статистика, в годы войны ежесуточно в среднем погибало более 19 тысяч воинов и мирных жителей, каждый час – около 916 человек. Война поглотила треть национальных богатств страны, разрушила 1700 городов, 70 тысяч сел и деревень, 32 тысячи промышленных предприятий.

Денис: Свыше 500 писателей и поэтов отправились на фронт. Они с оружием в руках защищали Родину, разделяли страдания, опасности, лишения военных дней со всеми. Они создавали стихи, которые поднимали боевой дух солдат.

О, книга! Друг заветный!
Ты в вещмешке бойца
Прошла весь путь победный
До самого конца.
Твоя большая правда
Вела нас за собой.
Читатель твой и автор
Ходили вместе в бой. (А.Сурков)

Катя М: Русская литература периода ВОВ стала литературой одной темы – темы войны, темы Родины. Стихи и песни звали русских людей на решительный бой с фашистами, укрепляя мужество защитников. Вместе со всеми показали героизм и самоотверженность и поэты – писатели. Более 300 писателей и потов пали смертью храбрых. Среди них М.Кульчицкий, Н. Майоров, А.Гайдар, М. Джалиль, А. Алиш, И.Уткин, Ю. Крымов, А.Гайдар. “Они ушли не долюбив, не докурив последней сигареты…” Жизненная позиция этих людей, их мечты и помыслы нашли отражение в стихах . П.Коган “Гроза”.
За годы войны было создано свыше трехсот пьес. Не все они увидели свет рампы. Лишь немногим посчастливилось пережить свое время. Среди них “Фронт” А.Корнейчука, “Нашествие” Л.Леонова, “Русские люди” К.Симонова, “Офицер флота” А.Крона, “Песнь о черноморцах” Б.Лавренева, “Сталинградцы” Ю. Чепурина и некоторые другие. (Слайд 4)

Учитель: Пьесы, появившиеся в самом начале войны. и созданные еще на волне довоенных настроений, оказались далекими от трагической обстановки первых месяцев тяжелых боев. Потребовалось время, чтобы художники смогли осознать свершившееся, верно его оценить и по–новому осветить. Переломным этапом в драматургии стал 1942 год. В годы войны создавались пьесы исторического содержания А.Толстого “Петр 1”, А. Соловьева “Великий государь”.
Суровые будни и драматизм воины, осмысленные в масштабе больших социально-нравственных и философских категорий, предстают со страниц повести Л.Леонова “Взятие Великошумска”.

Инна: Повесть Л.Леонова “Взятие Великошумска” написана в январе-июне 1944 года, когда еще сильно огрызавшийся, но уже заметно “щипаный германский орел” откатывался на исходные рубежи 41-го. Это обусловило особый смысл и тональность книги, придало ее драматизму торжественно-величавый колорит. И хотя роль батальных сцен, как и положено произведению о войне, достаточно велика, все же не они, а раздумья, наблюдения художника организуют внутреннюю структуру книги. Ибо и в войне “моторов”, как убежден автор, “прочнее сортовой стали смертная человеческая плоть” .

Юля Д: 67-я весна большими шагами идет по Земле. Но эхо войны повторяется и сегодня, это эхо гремит на земле. Не весенними громами, не очистительной грозой, а памятью ветеранов, поэтов и писателей.

Сквозь время – везде и всегда
Мучительно помним про это:
Пришла в сорок первом беда,
И лишь в сорок пятом – победа. (К.Ваншенкин)


Учитель: Обличительное сатирическое искусство той поры родилось как выражение гуманизма и великодушия советского человека, защищавшего человечество от фашистских орд. Частушки, пословицы, поговорки, басни, сатирические перепевы, эпиграммы – весь арсенал острот был взят на вооружение. Исключительной действенностью отличалась саркастическая надпись или подпись под плакатом “Окон ТАСС”, карикатурой.

Даша : Д.Бедный, В.Лебедев-Кумач, А.Твардовский, А.Прокофьев, А.Жаров и целая плеяда фронтовых сатириков и юмористов успешно выступала в жанре сатирической миниатюры. Ни одно сколько-нибудь значительное событие на фронте не прошло бесследно для сатириков. Разгром фашистов на Волге и под Ленинградом, в Крыму и на Украине, дерзкие рейды партизан по вражеским тылам, смятение и разброд в стане гитлеровской коалиции, решающие недели битвы в Берлине – все это остроумно и точно фиксировалось сатирическим стихом. Вот характерное для манеры Д.Бедного-сатирика четверостишие “В Крыму”:


– Что это? – Гитлер взвыл, глаза от страха жмуря. –
Потеряны – Сиваш, и Перекоп, и Керчь!
На нас идет из Крыма буря!
Не буря, подлый гад, а смерч!

Катя: Все средства комического заострения использовались для того, чтобы окончательно разделаться с противником. Этой цели служили иронические стилизации в духе старинных романсов, мадригалов, народных напевов, умело шаржированные сценки, диалоги. С серией “Эпитафии впрок” на страницах “Крокодила” выступил поэт Арго. “Пузатый Геринг в голубом мундире”, что нетто весит “сто двадцать четыре, при орденах сто двадцать пять кило”, неистовствовавший под небом Африки Роммель, которого, “чтобы не драпанул из могилы”, пришлось “плитой могильной придавить”, наконец, чемпион по вранью Геббельс – вот объекты сатирического пера поэта.

Кристина. Писатели военных лет владели всеми родами литературного оружия: лирикой и сатирой, эпосом и драмой. Как и в годы гражданской войны, самым действенным стало слово поэтов-лириков и писателей-публицистов.

Крепнущей солидарностью народов, связанных единством социально-исторической цели, обусловлено усиление взаимовлияния и взаимообогащения национальных литератур. Во фронтовых условиях межнациональное общение стало особенно тесным, а дружба народов еще более прочной. Писателями раскрывались те духовные ценности, которые рождались в совместной борьбе против фашизма.

Денис: Тема всенародного подвига вдохновляла поэтов старшего поколения (Максим Рыльский, Павло Тычина, Янка Купала, Джамбул Джабаев, Георгий Леонидзе и другие) и совсем молодых, чьи поэтические голоса окрепли в годы испытаний (Максим Танк, Кайсын Кулиев, Аркадий Кулешов и другие).
Сознание справедливости борьбы с фашизмом цементирует силы людей всех национальностей. Эстонский поэт Ральф Парве в стихотворении “На перекрестке” (1945) так выразил мысль о боевом содружестве на огненных перекрестках Великой Отечественной:

Мы из разных собрались дивизий.
Вот латыш – Москву он защищал,
Смуглый уроженец Кутаиси,
Русский, что махоркой угощал,
Белорус и украинец рядом,
Сибиряк, что шел от Сталинграда,
И эстонец… Мы пришли за тем,
Чтобы счастье улыбнулось всем!

Коля: О единстве чувств и помыслов народов страны свидетельствовало их бережное отношение к культурным традициям, к сокровищнице духовных ценностей, умение поэтически воспринимать природу не только своего родного, но и национального края.

Передний край. Восточный фронт Европы –
Вот место встречи наших сыновей.

Инна: Великая Отечественная война отступает. Гремит Салют Победы. Но в 80–90-е вновь русские люди сражаются, защищая мирных граждан в Афганистане, Чеченской республике. Литература не может остаться в стороне. В. Маканин пишет новое произведение “Кавказский пленный”, посвященное человеческим взаимоотношениям во время военных событий.

(Слайд 7)

Учитель. Вывод: Литературный процесс во все времена отражал те события, которые происходили в истории нашего общества. Славные имена замечательных писателей и поэтов навсегда останутся в истории нашего государства. Возможно, если бы не они, мы не имели бы полного представления о том, насколько серьезными и значимыми были военные события. (Слайд 8)

Даша: Не секрет, что в последнее время, у молодежи утрачен интерес к истории нашей Родины, к чтению, к военным событиям. Нам стало интересно, как современная молодежь относится к военным событиям 1941–1945 годов. Мы представляем вам свое исследование – слайды.

Учитель: В заключении нашего урока я хочу предложить вам написать отзыв по теме “Литература в годы ВОВ”.

(Слайд 9)

Окончательный итог урока мы подведем после того, как вы напишите отзыв.
Урок окончен. Спасибо.