Слагаемые и сумма

Разделы: Начальная школа


Цели урока.

  1. Познакомить с терминами “слагаемые”, “сумма”.
  2. Формировать вычислительные навыки.
  3. Развивать речевые умения, логическое мышление, умения сравнивать.

Ход урока

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Математика нас ждет,
Начинаем устный счет.

2. Устный счет. (Работа с кассой цифр.)

А) – Какое число стоит на этом месте?

(Учитель показывает на соответствующую карточку, под которой написаны цифры – 3, 7, 4)

– Покажите, где находятся соседи числа 6.

(Под карточками написаны цифры от 1 до 8)

Б) Я называю число, а вы показываете число, которое больше на 1 этого числа.

9, 5, 7, 1, 3.

В) А теперь меньше на 1:

4, 9, 1, 8.

Г) Покажите соседей числа:

3, 8, 5.

Д) Задачи в стихах:

Слушаем, думаем, отвечаем,
Задачи сейчас мы решаем.
Три яблока из сада
Ежик притащил.
Самое румяное
Белке подарил.
С радостью подарок
Получила белка.
Сосчитайте яблоки
У ежа в тарелке. (2)

******************

Возле грядки две лопатки,
Возле кадки три лопатки.
Все лопатки сосчитать!
Сколько будет?
Ровно …. (пять)

******************

Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок сосед.
На пенек зайчата сели
И по две морковки съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок? (2+2=4)

(Цифры убрали в сторонку)

Е) – Что скажите об увиденном? Что изменилось? Какие геометрические фигуры вы увидели? Покажите.

3. Повторение изученного.

3А) – Почему я так сгруппировала?

3 > 2 4 = 4 1 + 2
4 < 5 1 + 1 = 2 2 + 4
3 + 1> 0 5 = 5 3 + 3

1 – неравенства
2 – равенства
3 – выражение со знаком плюс

4. Сообщение темы и цели.

Наша задача, к концу урока узнать, как же называются записи в 3 столбике

5. Физкультминутка.

(Карточки с рисунками)

А сейчас мы отдохнем,
Физминутку проведем.
Сколько листиков зеленых, столько сделаем наклонов.

Сколько точек в этом круге, столько раз поднимем руки.

Сколько маленьких жуков, столько сделаем хлопков.

Сколько вишенок у нас, столько мы подпрыгнем раз.

– Кто заметил, чего было одинаковое количество? (жуков и листочков)

6. Изучение нового.

(Ученик инсценирует)

– Кто любит собирать грибы, поднимите руки.

Оля шла, шла, шла,
2 грибка под березой нашла,
А 1 у осины,
Сколько их будет у Оли
В плетеной корзине? (3)

– Как мы узнали, что их стало 3? Как запишем? 2 + 1

– Какие числа сложили?

Вывод:Числа, которые надо сложить, в математике называют слагаемые.

2 – это первое слагаемое

1 – это второе слагаемое

А всю запись 2 + 1 называют суммой.

– Какой же знак надо поставить между числами, чтобы получить сумму?

7. Физминутка.

Снег идет, снег идет,
Дворник улицу метет,
Дворник улицу метет,
Стороной народ идет.

8. Закрепление.

А) – Значит, что у нас было в третьем столбике? (суммы)

– Кто может показать первые слагаемые в суммах?

– Покажите второе слагаемое.

– Что интересного заметили в последней записи? (слагаемые одинаковые)

– Сколько получится в каждой сумме?

Б) – Придумайте свои суммы.

– А может в сумме быть больше двух слагаемых?

В) Учебник: стр. 62

№1 – Как назовем эту запись? (2+3)

– Назовите 1 слагаемое.

– Назовите второе слагаемое.

№2 – Найдите среди этих записей суммы. Сколько нашли? (4) Покажите.

1+3 3>2 4=4
2<5 4+1 3+3
0+0 1<3 3>1

9. Итог.

Подведем сейчас итог,
Чему нас научил урок.
Если вы со мной согласны,
То в ладоши хлопайте,
Ну, а если не согласны ,
То мотайте головой.

  1. Это неравенство 2< 4
  2. Это сумма 3 > 1
  3. Это сумма 7+3
  4. Это равенство 4+1=5
  5. Это первое слагаемое 4 + 2
  6. Это второе слагаемое 1 + 3
  7. Это второе слагаемое 2 + 2
  8. Это сумма 2 – 1
  9. Это сумма 5 + 5

Дополнительный материал

Работа в тетрадях на печатной основе.

Список использованной литературы

1. Математика. 1-й класс: поурочные планы по учебникуА.Л.Чекина.1полугодие/ авт. – сос. Н.В.Лободина. – Волгоград: Учитель, 2008.