Наблюдение за явлениями оглушения звонких согласных на конце слова

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Пронаблюдать за явлениями оглушения звонких согласных на конце слова. Обогатить знания детей о явлениях природы.

  2. Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, расширить общий кругозор ;

  3. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней

Оборудование: картина зимы, слайды, мультимедиа.

Ход урока

1. Организационный момент.

У Дедушки Года, у старого деда, Есть внучки четыре прекрасные девы. Садись поудобнее, слушай дружок. Про каждую внучку послушай стишок.

Знакомы нам её угрозы. Она всем нам грозит морозом. Хоть в снег закуталась сама, Кто гостья грозная? (зима)

Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о зиме. Когда наступает зима? По календарю зима начинается 1 декабря. А в природе зима наступает каждый год в разные сроки. Зима наступает, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоемы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными.

2. Повторение изученного.

– Минутка чистописания: Гуляю в поле, летаю на воле, Кручу, бурчу, знать никого не хочу. Вдоль села пробегаю. Сугробы наметаю. (Метель) Закружила метель снежинки в хороводе, хотят они к нам в тетрадь попасть. Снежинки то стелются, то взмывают снежной пылью. Давайте покажем дорогу снежинок.

ееввее ввеевв ззввзз ееззее В зимний холод всякий молод.

Побелело за ночь всюду, А у нас в квартире чудо! За окошком двор исчез– Там волшебный вырос лес. (Узор на окне). А на нашем окне сегодня был вот такой узор: ___/______ ___/___/___ Что означают эти схемы? Это схемы слов, показывающие количество слогов в слове и ударный слог. Словарная работа. Записать слова в нужный столбик, (ориентируясь на схемы слов), вставить пропущенные буквы.

м_роз, п_года, н_род, д_рога, р__сказ, р_бота

Проверка работ в парах.

___/______

___/___/___

мороз

погода

народ

дорога

рассказ

работа

3. Изучение нового материала.

Декабрь – первый месяц зимы. Его называют “ветрозим”. Про него говорят:

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Запись у доски с комментированием этого предложения.

Создание проблемной ситуации

– Сделаем транскрипцию слова год [ г о т]. Что вы заметили? Рассмотрим транскрипцию других слов: [ к о т] . [ п л о т], [л у к]. Давайте запишем эти слова. Какая возникает проблема? Мы не знаем как писать: кот или код, лук или луг, плод или плот.

[ К О Т ]

 

[ Л У К]

 

[ П Л О Т ]

Какая возникает проблема? Мы не знаем, какую согласную букву писать в конце слова. Сегодня мы её постараемся разрешить. Для этого мы откроем учебнику на стр. 136 и прочитаем название раздела.

Парные согласные в корне слова.

Объяснение нового материала

А сейчас мы проверим: все ли согласные оглушаются на конце слова? Для этого отгадаем загадки и запишем отгадки.

На дворе горой, а в избе водой. (Снег)

Какой это мастер На стёкла нанес, И листья, и травы, И заросли роз? (Мороз)

На первую ступеньку Встал парень молодой, К двенадцатой ступеньке Пришел старик седой. (Год)

В руках у Тани Зима в стакане. (Лёд)

В новой стенке В круглом окне. Днем стекло разбито А за ночь вставлено. (Прорубь)

  • снег мороз
  • год лед
  • прорубь снегопад
  • изморозь
  • туман
  • ветер
  • февраль

Также запись слов: снегопад, изморозь, туман, ветер, февраль. – У каких слов последний звук оглушается? Какой можно сделать вывод? Оглушаются только звонкие парные согласные. Чтение правила по учебнику.

Физкультминутка.

Солнце греет землю слабо, По ночам трещит мороз. Во дворе у снежной Бабы Побелел морковный нос. В речке стала вдруг вода Неподвижна и тверда. Вьюга злится, Снег кружится, Заметает всё кругом Белоснежным серебром.

3.Закрепление изученного.

– Январь – “студень”. Самый холодный и ветреный месяц в году. Январь – году начало, а зиме середина.

Работа по учебнику. Очень тяжело приходиться животным замой. Нет в лесу пищи, негде укрыться от морозов. Но некоторые животные не боятся морозов, они привыкли к холодному климату. Например, моржи. Выполним упражнение 237.

морж

моржи

моржу

Найдите в тесте стихотворения слова, которые можно назвать проверочными Почему?

– Следующее задание:

Выписать из данных слов слова с парными звонкими согласными на конце слова.

Зной, холод, сугроб, волк, гололёд, дятел, морж, ряд, горох, клюв, ветер, снег. Холод,сугроб, гололед, морж, ряд, клюв, снег.

Запись слов с комментированием у доски. Орфограмму подчеркиваем.

– Февраль – “лютый”, “снежень”, “бокогрей”. Месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца. Говорят: “Вьюги да метели под февраль налетели”.

Зимой под тёплой снеговой шапкой спит заколдованный лес. Он спокойно набирается сил для новой жизни, которая начнется весной. Как прекрасен лес в своем таинственном покое.

Зимняя природа

Письмо по памяти.

Запись предложений по памяти, с предварительным разбором предложений, и последующим подчеркиванием орфограмм.

Красив пушистый наряд леса. На_ лапах елей лежит снег. Весь в_ снегу стоит дуб. Хорошо поработал в_ лесу мороз.

4. Итог урока

Когда происходит оглушение согласных? – Все ли согласные оглушаются? Д/З Упражнение 239.

Каждое время года по-своему прекрасно. Прекрасна и зима, со своими снегопадами, вьюгами и морозами. Для кого-то – это период покоя, для кого-то – это время испытаний, а для других зима – время зимних забав. Но всё же все с нетерпением ждут прихода весны.