Интегрированное музыкальное занятие

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи урока:

  • Способствовать музыкально-эстетическому развитию детей;
  • Формировать необходимый запас эмоций, учить адекватно выражать их;
  • Развивать имитационные способности;
  • Развивать интонационную выразительность речи детей.

Звучит русская народная песня “Во саду ли, в огороде”. Музыкальный руководитель приглашает детей в зал. Девочки становятся напротив мальчиков.

Муз. рук. Ребята, куда пригласила нас музыка? Добро пожаловать в русскую старину!

В старину на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга словами: здравствуйте, доброго здоровья, здорово ли живете. Приветствовали не только словами, а еще поклоном.

Давайте и мы поздороваемся друг с другом и поклонимся как в старину.

Приветствие-упражнение на выразительность русского поклона и интонаций приветствия

Мальчики. Здравствуйте, красны девицы! (поклон)

Девочки. Здравствуйте, добры молодцы! (поклон)

Муз. рук.

Сели девицы рядком
На парней посмотреть (садятся)

Игра на имитацию заданных движений (звучат русские нар. мелодии)

  • Пройти как добрый молодец – расправив плечи, руки в боки, твердо вышагивая;
  • Пройти как добрый молодец по деревне с гармонью или балалайкой в руках;

Муз. рук.

Вышли девицы плясать –
Себя людям показать.

Игра на имитацию заданных движений (звучат русские народные мелодии)

  • Пройти, как красная девица – гордо подняв голову, плавно, как лебедушка;
  • Пройти, как девица с коромыслом – положив руки на воображаемое коромысло, идти медленно, стараясь не расплескать воду.

Муз. рук. Издавна славился русский народ не только статью да приветливостью, а и умением песни складывать.

Музыкальная загадка: узнать русскую народную песню “Во поле береза стояла” по мелодии сыгранной на металлофоне. Исполнить.

Муз. рук. Есть у этой песни автор или она народная?

От бабушек да дедушек внукам бережно передавались песни как сокровища бесценные. И сегодня песни, созданные много лет назад, нам также дороги и интересны. Впрочем, устраивайтесь по-удобнее и слушайте…

Музыкально-литературная композиция на основе сказки Н.Д. Телешова “Крупеничка”.

Звучит русская народная песня “Ты заря ли” (инструментальное исполнение).

Задача: настроить, подготовить слушателей к восприятию сказки.

Муз. рук. Так рассказывают старые люди…

У воеводы Всеслава была единственная дочь, по имени Крупеничка. Шел год за годом и из русой девочки с голубыми глазами обратилась Крупеничка в редкостную красавицу. Слава о дивной красоте далеко разнеслась вокруг.

Старые и молодые, бедные и богатые, свои и чужие – все любили Крупеничку за ее доброе сердце.

Летела слава о красоте Крупенички и долетела до басурманского логовища, до военачальника Талантая.

– Гой, вы, храбрые воины, удалые наездники! Покажите мне, что за красавица Крупеничка, дочка воеводы Всеслава? Не годится ли она в жены нашему хану?

Сели на коней три всадника, надели на себя халаты: один надел халат зеленый, точно трава; другой серый, точно дорога лесная; третий – коричневый, как сосновый ствол.

Прищурили наездники хитрые глаза, встряхнули бритыми головами в лохматых шапках и поехали-поскакали с молодецким покриком. А через несколько дней вернулись и привезли с союбою Талантаю, для хана своего, подврок – дивную красавицу Крупеничку.

Пошла она с мамушкой Варварушкой купаться в озере. А в лесу, как нарочно, ягодка за ягодкой, спелая земляника так и заманивает глубже в чащу. И вскрикнуть они не успели как поднялась вокруг них столбом серая пыль с тропинки, с одной стороны сорвался с места и бросился им под ноги сосновый пень, а с другой стороны прыгнул на ни зеленый куст. Подхватили они Крупеничку и тут только увидала мамушка Варварушка, что это был за куст.Вцепилась она в него, что было силы, но хитро увернулся басурман и выскользнул из своей одежды. Варварушка так и повалилась на землю с зеленым халатом в руках. А что было дальше она не знала, не ведала – затмился с горя ее рассудок. Сидит она днями на берегу озера, глядит на воду, да все напевает.

Русская народная песня “Ты заря ли”.

Задача: наполнить сказку непосредственностью живого чувства.

Муз. рук. Сидела она как-то горевала, плакала, как вдруг подошел прохожий – старичок низенький, тощенький, с белой бородкой и сумочкой за плечами. Говорит старичок Варварушке:

– Иду я в дальнюю страну басурманскую. Не снести ли кому от тебя поклон?

– А кто ты такой, добрый человек? Как тебя зовут?

– А зовут меня Одолень-трава.

Бросилась Варварушка с плачем старичку в ноги и опять заголосила…

Русская народная песня “Ты заря ли” (вокальное исполнение).

Задача: наполнить сказку непосредственностью живого чувства.

Муз. рук. Одолень-трава, одолей ты злых людей, верни, старичок мне мою Крупеничку!

Выслушал ее старичок и ласково ответил:

– Коли так, будь мне в дороге верной спутницей, в трудах помощницей.

Взмахнул он рукавом над головой мамушки и тотчас обратилась ВАрварушка в дорожный посох. С ним и пошел старичок. Где дорога крута, посошок ему опорой служит, где чаща густа – кусты раздвигает, где собаки злые – отгоняет.

Шел, шел старичок и пришел в басурманское логовище. Талантай в ту пору снаряжал для отправки хану драгоценные подарки: золото, меха, камни самоцветные и красавиц-невольниц. Среди них была и Крупеничка.

Огляделся старичок по сторонам, нет ли кого рядом – поднял над головой и бросил наземь свой посох дорожный, взмахнул над ним головой и вот стоит над ним Варварушка.

– Ну теперь не зевай. Гляди во все глаза на дорогу: на нее скоро падет малое зернышко. Как упадет, поднимай его скорее, зажимай в руке и береги покуда домой не вернемся.

Еще издали увидела Крупеничка свою мамушку. Но что такое? Идет она к ней словно чужая: не здоровается, не кланяется, только громко говорит:

– Кушайте, красавицы, соты медовые, пряники душистые, орехи каленые!

А старичок раздает во все стороны разные сладости. Подошел старичок поближе к Крупеничке да как выбросит в воздух горсть гостинцев, да еще одну. Кинулись девушки поднимать гостинцы, а он взмахнул рукавом над головой Крупенички и не стало ее. Только упало на дорогу малое гречишное зернышко.

Бросилась за ним мамушка Варварушка, схватила зернышко в руку и зажала крепко-крепко, а старичок махнул над ней рукавом и вместо Варварушки поднял с земли дорожный посох.

Никто и не заметил сразу, что невольниц стало на одну меньше.

Долго ли, коротко ли, возвратился старичок на тот самый берег, где встретился с мамушкой. Кинул оземь свой посох и опять пред ним Варварушка: правая рука в кулачок зажата.

Взял старичок у нее гречишное зернышко, бросил его на землю и сказал:

– Крупеничка, красна девица, живи, цвети добрым людям на радость. А ты, греча, выцветай, созревай людям в угоду.

Проговорил и исчез старичок.

Глядит мамушка Варварушка, протирает глаза, будто спросонья и видит перед собой Крупеничку живую и здоровую.

А там, где упало зернышко, зазеленело невиданное доселе растение – цветастая, душистая …

Показать детям иллюстрацию цветущей гречихи.

Муз. рук. Что это?

Детям предлагается горшочек с крупой. Крупа накрыта салфеткой, дети опускают по очереди руку в горшок, отгадывают не глядя.

Муз. рук. Бывало всякого странника угощали кашей досыта. Странники ели, похваливали и желали, чтобы гречи на полях было видимо-невидимо, потому что без хлеба да каши ни во что труды наши!

Русская народная песня “Ты заря ли” (инструментальное исполнение).

Задача: продлить литературную композицию, сохраняя, сохраняя эстетическое переживание.

Муз. рук. Ели кашу вот такими деревянными ложками. Дожидались, сидя за столом, пока матушка на стол кашу подаст, да звонко стучали от нетерпения ложкой о ложку. Так столовые приборы со временем превратились в музыкальные инструменты.

Оркестр русских народных инструментов (ложки, трещотки, свистульки, бубны)

Муз. рук. В старину, ребята, на Руси не только сказки мудрые сказывали, еще и играть очень любили.

Русская народная игра “Ручеек”

Муз. рук.

Ручеек по камушкам бежит,
Парень выбрать девицу спешит.
Девица пусть тоже не скучает
И другого парня выбирает.

Звучит русская народная мелодия “Во саду ли, в огороде”. Дети прощаются с педагогом традиционным русским поклоном.