Спешите делать добро!

Разделы: Начальная школа, Классное руководство


Программа воспитательной работы в классе “Я живу среди людей” (1-4-й класс).

Девиз программы: “Спешите делать добро!”

В начале учебного года провожу игру – диагностику “Моя вселенная” (Приложение), для того, чтобы узнать интересы и склонности детей. Далее проводится работа по формированию самоуправления. Классу предлагается разбиться на 5 групп (команды): Шустрики (спорт), Весельчаки (культура), Трудовички (дежурство), Самоделкины (пресс-центр), Чистюлькины (порядок). Учащиеся вырабатывают правила для учащихся класса “Будь добрым!” В течение четверти заполняется табель дел групп “Наша самостоятельность и ответственность”, в конце четверти подводятся итоги – выявляется команда – победитель.

Наш класс “Аллея дружбы”.

На “Аллее Дружбы” не просто проводятся дела, а работают:

АКАДЕМИЯ ВЕЖЛИВЫХ НАУК (классные часы на нравственную тематику)

СТАДИОН “ЗДОРОВЯШКА” (участие в спортивных мероприятиях, классные часы о ЗОЖ)

ФАБРИКА СЮРПРИЗОВ (проведение праздников)

ТУРИСТИЧЕСКАЯ ФИРМА “ТУРИСТЯТА” (экскурсии, походы, поездки)

ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА (конкурсы рисунков, поделок)

БЮРО ПОЛЕЗНЫХ ДЕЛ (выполнение поручений и заданий, добрые дела)

СЛУЖБА СПАСЕНИЯ – ПОСТ СВЕТОФОРЧИКА (классные часы по ПДД)

Для того чтобы спланировать классные дела, использую технологию коллективного планирования – это совместное обсуждение и выбор конкретных дел на определённый период времени, позволяющих решать намеченные коллективом цели и задачи.

Коллективное планирование

В начале учебного года в беседе необходимо увлечь детей перспективой совместной деятельности, интересных и полезных дел. Это могут быть:

  1. Увлечение радостной перспективой.
  2. Приёмы: “Давайте помечтаем”, “Давайте попробуем”, “Представим себе, что…”

  3. Увлечение добрым делом.
  4. Приём: “Кому необходима ваша помощь?”

  5. Увлечение творчеством.
  6. Приемы: “Давайте подумаем, как сделать наши дела интересными, необычными, оригинальными, неожиданными”.

  7. Увлечение необычным, таинственным, загадочным.

Приём “Почему?”, “Что за этим скрывается?”, “Кто разгадает тайну?”, “Самое таинственное на свете…”

Далее идёт объединение вопросов, которые помогают детям в планировании, развивают их творческую мысль:

Что сделаем? Какие коллективные творческие дела? Для кого?

Когда сделаем? Кто участвует? С кем лучше провести это дело? Как организовать подготовку? Кому доверить руководство делом? (совет коллектива, совет дела, творческая группа, инициативная группа)

При этом учитель не диктует, не навязывает, а размышляет вместе с ребятами, отвечает на все вопросы. План жизни коллектива или отдельного дела будет выполняться только в том случае, если идея дел исходит от самих ребят, и каждый член коллектива становится активным участником планирования.

Приемы организации коллективного планирования

  1. Творческий конкурс между группами на лучшее предложение к плану класса, школы. Защита проектов.
  2. “Анкета мнений и предложений”. Ребятам могут быть предложены такие вопросы: твои предложения к плану на новую четверть (год), что сделать, что узнать нового, кого пригласить? за какое дело возьмешься?
  3. Спецвыпуски классных школьных газет. Например: “Моё предложение!”, “Каким быть нашему классу?”,
  4. Тематические задания по планированию для творческих групп, объединяющих детей по интересам. Пусть ребята придумают свои дела: коллекционеры – свои дела, художники – свои, туристы – свои, спортсмены – свои. Из таких предложений и сложатся общие дела класса, группы.
  5. Защита дела. Группы ребят, отдельные ученики готовят свой нестандартный проект главного дела года и защищают при всех, доказывая, аргументируя, отвечая на вопросы.
  6. Копилка интересных предложений (“банк идей”). В классе вывешивается ящик типа почтового или конверт для предложений и вопросов.
  7. Разведка интересных и полезных дел. “Разведка” потому, что группе детей даётся коллективное задание что-то найти, узнать, разведать.

Формы коллективного планирования

1. Игра-эстафета “Коллективное планирование”

– Разведка интересных дел (РИД): поиск интересных мест (музей, театр), поиск тем, проблем, которые обсудим; поиск людей, кому могли бы помочь;

– Проведение игры. Каждая группа получает карточку со стихотворением, призывом, отвечает и записывает ответ.

Образцы карточек.

Предложения свои поспешите выдвигать и на этом же листке не забудьте записать.

Всё приветствуется без исключения! Подключите своё воображение!

Ответьте на вопрос: “Какие добрые дела хотели бы сделать?”

1 группа 2 группа
3группа 4 группа

2. Путешествие экипажами.

1 этап. Разбиение на группы (5-6 человек). Выборы капитана.

2 этап. Каждая команда придумывает название своему кораблю. Командам выдается бланк, в который они заносят свои имена и фамилии. Дается задание: пройти 5 станций.

3 этап. Каждая команда начинает своё путешествие по станциям согласно маршруту. Время работы на станции 5-7 минут.

Название станции Вопрос, на который необходимо ответить каждому
“Хобби” Чем я люблю заниматься в свободное время? Чем бы я хотел заниматься?
“Что? Где? Когда?” Хочу побывать с классом ….. Хочу посмотреть и обсудить в классе….
“Слабо” Я умею и могу научить ребят… Могу провести в классе …
“Ромашка” Я очень люблю… Я не люблю…
“Очевидное – невероятное” Если бы я был классным руководителем, то я сделал так, чтобы…
“Опыт” Больше всего мне запомнилось из прошлого опыта и хотелось бы провести в классе…

4 этап. Отбор дел в командах – каждая команда выдает 2-3 дела и готовит их рекламу.

5 этап. Общее обсуждение. Каждая команда представляет дела. Каждая группа выбирает 4 дела.

Чтобы ребятам создать условия для проявления своих идей и предложений, предоставляю им право выбора: работать в группе или самостоятельно, представлять групповой проект или свой. Важно не упустить любую инициативу, идущую от детей, особенно пассивных.

Активными участниками классных мероприятий являются родители, которые также принимают участие в коллективном планировании классных дел.

Вся проводимая воспитательная работа с применением технологии коллективного планирования приносит хорошие результаты: дети активно участвуют в праздниках, конкурсах, делах; повысился уровень воспитанности; уровень развития самооценки.

Доброе дело будет сделано только тогда осознанно и от всей души, когда оно будет придумано и спланировано самим ребёнком.

Приложение