Образование в Древнем Египте

Разделы: История и обществознание


Цель: Сформировать представление о школе в Древнем Египте

Задачи:

Образовательные:

  • сформировать представление о школе в Древнем Египте;
  • на примере знаний, которые давались в школе, рассказать о развитии науки;
  • раскрыть особенности и сложность египетской письменности, историю ее дешифровки;
  • познакомить с особенностями египетского счета и системы мер.

Развивающие:

  • путем наводящих вопросов проблемного характера и решения познавательных задач формировать логическое и историческое мышление учащихся;
  • на примере древнеегипетской и современной школ, русского и древнеегипетского алфавитов, древнеегипетского и современного календарей формировать умение сравнивать различные явления;
  • научить переносить имеющийся опыт (знания из других предметных областей) в новые ситуации; показать возможность использовать полученные знания для решения практических задач.

Воспитательные:

  • помочь учащимся осознать необходимость изучения различных школьных предметов;
  • проследить непреходящую ценность образования как в Древнем Египте, так в наше время;
  • воспитывать уважение к чужой культуре.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, ЭОР «Древний Египет», презентация «Образование в Древнем Египте», презентация «Древний Египет. Игры»

Межпредметные связи: иностранный язык (английский язык), математика, русский язык, география, астрономия.

Учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира. – М.: Просвещение, 2007.

План изучения нового материала

1. Школы в Древнем Египте.
2. Письменность:

  • иероглифы,
  • дешифровка иероглифов,
  • папирусы,
  • необходимость овладения письменностью.

3. Математические знания:

  • арифметика;
  • геометрия.

Ход урока

1. Организационный момент (3 минуты)

– Сегодня на уроке мы продолжим изучение истории Древнего Египта. Когда мы произносим слово «Египет», какие ассоциации у вас возникают?

– Мы познакомимся с древнеегипетской школой: узнаем, кто, чему и как там учился. Мы узнаем особенности письменности, попробуем расшифровать, прочитать и написать иероглифы, научимся считать и измерять расстояние.

2. Изучение нового материала (25 минут)

Школы в Древнем Египте

– Вот уже пятый год вы ходите в школу. Сейчас школа – это отдельное, самостоятельное здание. А в Древнем Египте школы открывались при храмах – подумайте, кто выступал в роли учителей? (Учителями в школах были жрецы).

Вспомните, какие группы населения были в Древнем Египте (фараон, вельможи, воины, земледельцы, ремесленники, рабы).

Игра «Структура населения в древнем Египте»

– Как вы думаете, кого готовили в египетских школах? Там готовили чиновников-писцов. Знание грамоты открывало доступ к государственной службе и к обеспеченной жизни (слайд 3 из презентации «Древний Египет», см. Приложение 1, рис. 1)

Рис. 1. Школы в Древнем Египте»

– В наши дни в школе учатся все дети без исключения. Сколько лет сейчас продолжается обучение? Платят ли за него ваши родители? В Древнем Египте срок обучения был очень длинным и иногда достигал 17-ти лет. Предположите, все ли дети могли учиться в древнеегипетской школе. (Там могли учиться только дети состоятельных родителей). Но была еще одна очень существенная трудность для обучения.

Письменность

рис. 2

– Вспомните: когда вы пришли в школу, то чему, каким действиям, вас обучали в первую очередь? (Читать, писать и считать). Первыми знаками для письма были рисунки. Знаете ли вы, как назывались египетские буквы? (Иероглифы, что в переводе означает «священное письмо»). Выучить иероглифы было очень трудно по нескольким причинам.

1. Вспомните, сколько букв в русской азбуке? (33). Иероглифов было больше – 750.

2. Многие слова изображались рисунками. Предположите, как египтяне могли обозначать следующие слова: «солнце», «идти», «плакать» (учащиеся на доске чертят возможные иероглифы для обозначения этих слов). Подумайте, всегда ли был удобен такой способ изображения? Как, например, записать фразу «Я тебя уважаю»?

3. Некоторые рисунки могли обозначать и слова, и отдельные звуки. Например: изображение закрытого рта – это и слово «рот» и звук «р»; изображение дома – это и слово «дом», и сочетание «дм».

4. В египетском письме не было гласных букв. Давайте подумаем, чем это было неудобно. Например, у нас есть иероглиф «СЛ» – какие слова он может обозначать? (Село, сало, сила, осёл, если, сел, соло). (Презентация «Древний Египет», слайд 5, рис 3)

Рис. 3

5. Это мог быть значок-определитель, который не читался, а только подсказывал, о чем идет речь. Например, иероглиф, напоминающий яму с водой (иероглиф воспроизводится на доске), обозначал в одном случае слово «колодец», в другом – сочетание двух согласных «хм», а в третьем тот же знак не читался, а лишь подсказывал, что речь в тексте идет о воде – прудах, болотах и т.п.

– Так почему же было так сложно учиться в египетской школе? (Много иероглифов, их сложно выучить). Где можно встретить надписи, сделанные иероглифами? (На стенах пирамид, на обелисках, в храмах). Иероглифами написана египетская «Книга мертвых»

– Долгое время никто не мог разгадать тайну иероглифов и прочесть египетские тексты. Почему было так сложно расшифровать египетскую письменность? (Один и тот же иероглиф мог обозначать и звук, и целое слово, и быть определителем-подсказкой). Лишь в начале ХIХ века этот секрет был раскрыт французским ученым Франсуа Шампольоном. В 1799 году французские солдаты под командованием Наполеона высадились в Египте и около города Розетты нашли огромную каменную плиту с надписью на двух языках: греческом и египетском. По приказу Наполеона эту плиту перевезли во Францию. Многие ученые пытались разгадать эти надписи, но безуспешно. Это удалось сделать Франсуа Шампольону только через 23 года после того, как была найдена эта плита. (презентация «Древний Египет» слайд 6, рис. 3)

– Как же Франсуа Шампольон прочел египетские надписи? Давайте проделаем тот самый путь, по которому шел великий ученый.

рис. 3

Он предположил, что иероглифы, заключенные в рамку (так называемый картуш), означают имя какого-нибудь фараона

Игра «Расшифруй иероглиф»

рис. 4

– Какие знания помогли Франсуа Шампольону расшифровать египетскую письменность? (Знание иностранных языков) – важность их изучения!

– Что необходимо иметь для того, чтобы что-то записывать? (Нужен материал для письма и письменные принадлежности).

– Во многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат сходно. Например, по-немецки бумага – «папир» (papier), по-английски – «пэйпе» (paper), по-французски – «папьё» (papier), по-испански – «папель» (papel). По-видимому, такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же древнего слова. Что это за слово? (Папирус) – учащимся демонстрируются папирусы. (презентация «Древний Египет» слайд 8 рис. 5)

Рис. 5

Рис. 6

– Основным материалом для письма служил папирус. Папирус – ломкий материал, его нельзя складывать так, как складываются листы в современной книге. (ЭОР «Древний Египет» сцена 8. «папирус». Рис. 6)

Предположите, как могли хранить древние папирусы. Как бы вы это делали, будучи на месте древних египтян? Листы папируса склеивали в длинные полосы, которые затем сворачивали в трубки, и получались свитки. До наших дней дошло много свитков с записями, один из них достигает длины 40 метров. Длина вашего класса 8 метров, значит, папирус, о котором идет речь, в 5 раз больше длины класса! Сколько кабинетов на этаже? (5) – следовательно, папирус был длиной с коридор! Из-за дороговизны папирусов часто школьники учились писать на обломках керамики

– Письменность была настолько важна для древних египтян, что там даже существовала своя богиня письменности. Писцы занимали высокое положение при дворе фараона.

Математические знания

– Как вы думаете, чему еще обучали в египетской школе, кроме письма? (Счету). На каком предмете вы сейчас учитесь считать? (На математике). Когда мы считаем, то на какой вопрос отвечаем? (Сколько?)

Давайте подумаем, кому из них приходилось отвечать на этот вопрос.

1. Представьте хозяйство какого-нибудь храма. Под пальмами в белых одеждах стоит жрец. Он наблюдает за трудом земледельцев и про себя высчитывает: «Рабы и крестьяне собрали с полей, принадлежащих храму, 400 мешков пшеницы. 20 мешков нужно оставить для пропитания жрецам, 80 мешков – на корм быкам, 40 мешков – на похлебку рабам, 20 мешков – на семена для посева. Сколько же мешков останется?»

Давайте поможем жрецу и решим эту задачу (предлагается 2–3 учащимся на карточках)

2. Представьте, что идет строительство пирамиды. Какие расчеты были нужны при ее постройке? (Число каменных плит, число рабов, число лет, в течение которых пирамида будет построена). Кто вел эти подсчеты? (Вельможи, которые руководили работами).

3. Какие подсчеты вели египетские военачальники, когда войско выступало в подход? (Количество воинов, оружия, количество дней для военных походов, запас еды, воды и т.д.)

4. Какие расчеты приходилось вести земледельцам? (Сколько зерна необходимо сдать в виде налога, сколько оставить на семена, на еду, на корм быкам). Давайте проверим решение задачи. (Останется 240 мешков зерна, их можно продать и выручить деньги).

– Подведем итог: считать приходилось всем. Какая наука возникла из этих знаний? (Арифметика – это один из разделов математики). Все полученные вычисления нужно было записывать. Египтяне использовали для этого специальные знаки.

– Давайте вместе с вами определим, какое число здесь записано.

Игра «Расшифруй число» (презентация «Древний Египет» слайд 9 рис. 7)

Рис. 7

– Чем сложна и неудобна эта система записи? (Она слишком громоздкая.)

– Другая наука, которая тоже зародилась в Древнем Египте – геометрия. Это слово по происхождению греческое, оно состоит из двух слов: «гео» – земля и «метрос» – измерять. Как мы переведем слово «геометрия» на русский язык? (Измерение земли.)

– Давайте подумаем, кому в Древнем Египте приходилось часто измерять землю (После разлива Нила египтянам необходимо было восстановить границы между участками земли, которые размыла вода, очистить дамбы, каналы. Восстанавливая эти границы, крестьяне ежегодно измеряли землю. Тем же занимались и чиновники – но для чего? – чтобы определить размер налога с каждого участка).

Где еще были необходимы измерения и расчеты? Люди, какой профессии не могли обойтись без знания геометрии? Вспомните постройки египтян. (При строительстве пирамиды нужно было знать ее высоту, длину основания, уметь строить прямые углы).

Как египтяне делали измерения? Египетская система мер была основана на пропорциях человеческого тела. Главной единицей измерения был локоть – величина, равная расстоянию от локтя до кончиков пальцев. Давайте найдем у себя на руках эту величину. Следующая единица измерения – ладонь, она состояла из 4 пальцев.

(Сколько в одном локте ладоней? Сколько пальцев в ладони? Сколько пальцев в локте? и т.д.)

Задания: измерьте длину и ширину своей парты (в локтях и ладонях); свой учебник (в ладонях); ручку (в пальцах).

3. Закрепление изученного материала (7 минут)

– Сравните древнеегипетскую школу с современной школой (слайд 10 из презентации «Древний Египет», рис. 8:

Черты Черты отличия
Древнеегипетская школа Современная школа
     

Рис. 8

4. Итог урока (3 минуты)

Презентация «Древний Египет» слайд 11, рисунок 9

  1. Сегодня я узнал…
  2. Было интересно…
  3. Было трудно…
  4. Я выполнял задания…
  5. Я понял, что…
  6. Теперь я могу…
  7. Я приобрел…
  8. Я научился…
  9. У меня получилось…
  10. Я смог…
  11. Меня удивило…
  12. Мне захотелось…

Рис. 9

5. Придумайте свой иероглиф, который мог бы обозначать и отдельное слово, и служить знаком-определителем. Запишите этот иероглиф на кусочке керамики.

Приложение 2

5. Домашнее задание (2 минуты)

7. Используя §12 учебника и рассказ учителя на уроке, составьте рассказ о древнеегипетской школе

Резерв

  1. Запишите при помощи египетских цифр год своего рождения.
  2. Используя египетские меры длины, измерьте предметы своей мебели (письменный стол, стул, кровать, компьютер).
  3. Выпишите, какие слова могут обозначать иероглифы ДМ и СН.

Использованная литература

  1. Годер Г.И. Изучение истории древнего мира в 5 классе. – М.: Просвещение, 1972.
  2. Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира. – М.: Просвещение, 2003.
  3. Египет: земля фараонов (Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации»), – М.: ТЕРРА, 1997.
  4. Ранние цивилизации (Иллюстрированная мировая история). – М.: РОСМЭН, 1994.
  5. Смирнов С.Г. Задачник по истории древнего мира. – М.: МИРОС, 1994.