Консультация по теме "Правописание безударных личных окончаний глагола и суффиксов причастий"

Разделы: Русский язык


Цель занятия: сформировать навык правописания безударных личных окончаний глаголов (выполнение заданий типа А15.

Задачи:

Образовательные:

  • систематизировать знания учащихся о правописании  личных окончаниях глагола;
  • изучить алгоритм работы с заданием А 15.

Развивающая:

  • сформировать общий приём умственных действий при определении безударных личных окончаний глаголов

Воспитывающая:

  • содействовать воспитанию уважения к книге, к знаниям.

Тип урока:  урок закрепления и обобщения знаний, умений и навыков.

Методы:  индивидуальный, фронтальный, групповой.

Ход урока

  1. Организационный момент. Сообщение темы (сл.1 (см. презентацию)), цели (сл.2) и задач урока.
  2. Повторение ранее изученного материала:
  1. Слайд 3. Правило правописания безударных личных окончаний глаголов.
  2. Беседа с классом:

а) Что следует знать, чтобы мы могли пользоваться этим правилом? (спряжение глагола).

б) Сколько спряжений глаголов существует в русском языке?

4. Работа в парах. Повернитесь лицом к лицу и расскажите друг другу, какие глаголы относятся к I и II спряжениям. Проверку осуществляйте с помощью таблицы.

III. Работа по развитию умения определять окончание глагола.

  1. Слайды 4 (Алгоритм), 5 (Моделирование правила правописания).
  2. Разбор алгоритма работы (коллективно).

  3. Анализ примеров по алгоритму слайд 6 (коллективно).
  4. Работа с текстом (текст на доске).

Задания:

а) Прочитайте. Какой общей темой объединены эти пословицы?

б) В глаголах вставить пропущенные буквы.

Учёный идёт, а неучёный спотыка...тся. Книга в счастье украша...т, а в несчастье утеша...т. Знайка всё с полуслова понима...т, а незнайка всё только рот разева...т. Хлеб пита...т тело, а книга пита...т разум. Наука в лес не ведёт, а из леса вывод...т.

в) Работа у доски.

IV. Работа с таблицей “Правописание суффиксов причастий”

  1. Вопрос: почему причастия поставлены в заданиях рядом с глаголом?
  2. Что следует сделать, чтобы определить гласную в безударном суффиксе причастия? Выяснить от какого глагола слово образовано
  3. Слайды 8,9. Примечание: обратите внимание на то, какую букву следует определить. Если это буквы Е, У или Ю, то вам надо найти 2 слова 1 спряжения. Если И, А или Я – второго спряжения.

V. Самостоятельная работа. Выполнить тесты на бланках. Проверить ключом.

Слайд 10

VI. Итог урока. Вопросы для беседы:

А) Каким правилом нужно пользоваться для выполнения задания А15?

Б) Какими алгоритмами вы будете пользоваться для определения безударного личного окончания глаголов?

В) Как вы будете определять безударную в суффиксе причастий?

VII. Домашнее задание. На следующей консультации будем прорабатывать тему “Правописание НЕ и НИ с различными частями речи”. Проанализировать предоставленную вам таблицу.

VIII. Выставление оценок.