Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Тема урока: "Южные материки". 7-й класс

Разделы: Преподавание географии


Цели:

  • Рассмотреть особенности природы южных материков, обусловленные общей историей развития.
  • Повторить черты рельефа, климата, внутренних вод и природных зон южных материков.
  • Создать представление о своеобразии, уникальности материков.
  • Способствовать обобщению и закреплению знаний учащихся о природе и населении Южных материков.
  • Закрепить алгоритм изучения географического объекта.
  • Совершенствовать умение учащихся работать с географическими объектами, источниками различной информации.
  • Развивать мышление, привлекая к решению познавательных задач.
  • Способствовать развитию логического мышления, умения быстро и правильно излагать свои мысли на поставленные вопросы, умение общаться в коллективе.
  • Воспитание чувства любви и интереса к путешествиям и открытиям.
  • Умения концентрировать внимание, стремление рационально использовать время.
  • Формирование экологического сознания, любви к уникальной природе Земли, уважения к различным расам, народам, проживающим на ней.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности рабочего места. Целеполагание и мотивация:

Я с детства очень люблю географию. Кем ещё может стать человек, любящий географию?

Какую профессию мог бы выбрать?

(Если молчат дети) Коллеги, давайте немного поможем ребятам. В каких профессиях ведущим является мой предмет? (Геолог, картограф, геодезист, топограф, вулканолог). Изучая географическое положение материков, вы побывали в роли картографов, заполняя контурные карты. Были, топографами и геологами изучая рельеф и полезные ископаемые. Знакомились с профессией гидролога, изучая реки и озёра. А сегодня я хочу, чтобы вы вместе со мной совершили путешествие по уже изученным материкам и открыли их для себя в несколько новом качестве. Я предлагаю вам побывать сегодня агентами туристического бюро. Нам надоели затянувшиеся холода, и я приглашаю вас в путешествие по Южным континентам. Из большого объёма имеющихся у вас знаний о материках, мы выберем именно те, которые являются достопримечательными для каждого из них и нашей новой профессии.

Какие материки являются южными? (Слайд)

Чтобы предлагать материк для посещения туристам, мы сами должны владеть информацией о нём. Для этого у вас на столах имеются заготовки для географического описания каждого материка, так называемые инструкционные пособия и контурные карты. Контурные карты положите перед собой, они будут служить вам блокнотом, в который мы будем фиксировать все путевые заметки.

Итак, начнем наше виртуальное путешествие. Давайте совершим посадку на наш корабль. Внимание, будьте внимательны и предельно аккуратны, мы отчаливаем. (Слайд)

АФРИКА

Давайте угадаем, какой континент виднеется у нас на горизонте?

Его крайние точки:

С – м. Бен-Секка
Ю – м. Игольный
З – Альмади
В – м. Рас- Хафун

Его ещё называют “черным”. Молодцы! Конечно же, это Африка! (Слайд)

Достаньте путеводные листы Африки. Материк мы изучаем по плану, который можно увидеть на ваших листах. Описание материка будем производить в определенной последованности. Последовательность изучения выделена этапами и пронумерована.

Первое, что мы сообщим туристам – это, конечно же, информация из истории открытия материка.

I. Исследователи. Давайте вспомним английского путешественника и исследователя рек и озёр Африки. Кто это? Найдите, и наклейте на наши путеводители Давида Ливингстона, который посвятил Африке всю свою жизнь и был похоронен на берегу озера Виктория. (Щелчок к слайду)

II. Рельеф.

Что привлечет наше внимание в рельефе Африки? (дети отвечают)

Конечно, Восточноафриканское плоскогорье. А какой знаменитый вулкан не ускользнет от нашего взора? Кстати, он же является самой высокой точкой этого материка (Килиманджаро). Обозначьте его в своей карте.

(Щелчок к слайду)

III. Климат.

С какими экстремальными климатическими условиями познакомится турист, путешествуя по Африке? (Тропический, пустынный климат) Для какой природной зоны он характерен? (Пустыни) Где расположена самая большая пустыня Африки? Найдите и нанесите её, пожалуйста, на ваши контурные карты. (Щелчок к слайду)

Какие достопримечательности могут заинтересовать нас в безжизненной Сахаре? Мы можем стать участниками увлекательных гонок ралли Дакар. Любителям экстрима мы посоветуем прибыть именно сюда. (Щелчок к слайду)

А чем могут побаловать себя любители понежиться на пляже? Средиземноморские курорты, так облюбованные российскими туристами, однозначно, привлекут наше внимание. Найдите эти места в атласах. Какие еще достопримечательности расположены на африканском континенте? Несомненно, это внушительные и величественные Египетские пирамиды. (Щелчок к слайду)

IV. Воды.

Какие водоемы мы повстречаем в Африке? (Называют).

Почему египтяне обожествляли Нил? (Щелчок к слайду).

Несмотря на то, что он протекает по самой большой пустыне материка, Нил не пересыхает, так берёт начал в экваториальном поясе с ежедневными атмосферными осадками. Подпишите Нил на своей контурной карте.

Какая река дважды пересекает экватор? (Конго) (Щелчок к слайду).

Подпишите ее.

V. Население:

Представители, какой расы являются коренными жителями данного материка?

(Щелчок к слайду).

VI. Животные:

Очень многообразен и не менее безопасен животный мир Африки. Вспомните ребята, какие представители животного мира являются наиболее характерными для этой местности? Может вас, сориентирует мультфильм “Мадагаскар” (отвечают).

Какие виды эндемичных животных можно встретить в Африке? (Жираф, зебра, лев, слон и др). Я уверенна, что мы не ошибемся, если выберем льва, который является самым характерным животным. Давайте вклеим заготовки, относящиеся к Африке в ваши контурные карты (клеят).

А пока вы работаете, я хочу предложить вам прослушать незабываемый ритм и звук африканского континента, в котором отражены все его специфические особенности, темперамент, своеобразие (Слайд с музыкой Африки).

В итоге у учащихся на контурной карте уже вклеены иллюстрации и вписаны следующие объекты:

  1. Килиманджаро.
  2. Сахара.
  3. Пирамиды.
  4. Ливингстон.
  5. Нил.
  6. Животные.
  7. Негры.

АВСТРАЛИЯ

Мы совершили краткий экскурс по самым ярким достопримечательностям Африки.

Времени, ребята, у нас немного. Корабль уже ждет, предлагаю погрузиться и отправиться в дальнейший путь (Слайд).

Давайте, определим, куда мы приближаемся?

Я предлагаю прослушать небольшое четверостишие:

“Сей континент – страна наоборот,
Она располагается под нами,
Там очевидно ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.”

Как вы думаете, о каком континенте идет речь?

Молодцы! Совершенно верно, это Австралия. (Слайд). Положите перед собой путеводитель по Австралии. Продолжаем изучать.

I. Исследователи:

Припомните шуточную песню Владимира Высоцкого, и ответьте на мой вопрос. Какой английский исследователь открыл восточное побережье Австралии, и пострадал от островитян? (Джеймс Кук) Выберете его портрет и положите на карту, рядом с Австралией. (Щелчок к слайду)

II. Географисеское положение:

Определите крайние точки этого материка. Назовите их.

III. Рельеф:

Достопримечательным в рельефе Австралии является самый протяженный горный хребет? (Большой водораздельный хребет)

Не менее интересным окажется для туристов и параллельные Большому водораздельному хребту органические постройки в Тихом океане? (Большой барьерный риф).

(Щелчок к слайду)

IV. Климат:

Какой климат занимает в Австралии наибольшую площадь? (Тропический)

Какими показателями характерен тропический климат? (Сухой)

Почему Австралия – самый сухой материк? Во-первых, почти вся расположена в тропических широтах, во-вторых, горы на востоке препятствуют влиянию на климат влажных пассатов с Тихого океана, в-третьих, Австралия – самый низкий материк.

V. Воды:

Ребята, посмотрите на карту в ваших путевых листах, и обратите внимание, что озера здесь обозначены красным цветом, а реки пунктирной линией. Как вы думаете почему?

Из-за жаркого и сухого климата, сильного испарения озера становятся солеными и часто пересыхают. На карте же соленые озера всегда окрашены малиновым цветом, а пересыхающие реки пунктиром.

Влюбленных путешественников привлечет необычайное озеро красного цвета, в форме сердца в самом центе Австралии. Какое это озеро, ребята? Конечно же, это озеро Эир. Давайте нанесем его на карту. (Щелчок к слайду)

VI. Население:

Необходимо отметить, что Австралия долгое время являлась колонией. Известно ли вам, кто встретил первых колонистов Австралии? Кто является коренным населением? (аборигены) – нашли, отложили. (Щелчок к слайду)

А вы знаете, какие государства может посетить турист, будучи в Австралии? Совершенно верно. Австралия является одновременно и материком и единым государством. Какой язык называется государственным? (Конечно, английский, т.к. мы уже отметили, что это бывшая колония Англии).

VII. Животные:

Прежде, чем мы коснемся изучения представителей животного мира, я хочу задать вам вопрос: объясните, почему Австралию называют огромным природным заповедником?

Ответ: Очень долгое время Австралия развивалась изолированно, поэтому на материке много эндемиков – видов, которые встречаются только здесь и больше нигде.

Какие это животные назовите мне их (кенгуру). (Щелчок к слайду)

Благодаря изолированности и отсутствию хищников, в Австралии сохранились многие животные, которых ученые считали вымершими (например, яйцекладущие млекопитающие – утконос и ехидна).

Ребята мы вновь ознакомились с континентом по имеющемуся у нас плану.

Выделенных нами характерных представителей я попрошу вклеить в ваши контурные карты. Ну а пока вы заняты делом, я предлагаю вам прослушать фрагмент гимна такого удивительного материка и страны одновременно. (Слайд с гимном Австралии).

В итоге у учащихся на контурной карте уже вклеены иллюстрации и вписаны следующие объекты:

  1. Джеймс Кук.
  2. Большой Водораздельный хребет.
  3. Большой барьерный риф.
  4. Эйр.
  5. Муррей.
  6. Кенгуру.

Понежившись на самых солнечных песчаны