Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Тема урока: "Южные материки". 7-й класс

Разделы: Преподавание географии


Цели:

  • Рассмотреть особенности природы южных материков, обусловленные общей историей развития.
  • Повторить черты рельефа, климата, внутренних вод и природных зон южных материков.
  • Создать представление о своеобразии, уникальности материков.
  • Способствовать обобщению и закреплению знаний учащихся о природе и населении Южных материков.
  • Закрепить алгоритм изучения географического объекта.
  • Совершенствовать умение учащихся работать с географическими объектами, источниками различной информации.
  • Развивать мышление, привлекая к решению познавательных задач.
  • Способствовать развитию логического мышления, умения быстро и правильно излагать свои мысли на поставленные вопросы, умение общаться в коллективе.
  • Воспитание чувства любви и интереса к путешествиям и открытиям.
  • Умения концентрировать внимание, стремление рационально использовать время.
  • Формирование экологического сознания, любви к уникальной природе Земли, уважения к различным расам, народам, проживающим на ней.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности рабочего места. Целеполагание и мотивация:

Я с детства очень люблю географию. Кем ещё может стать человек, любящий географию?

Какую профессию мог бы выбрать?

(Если молчат дети) Коллеги, давайте немного поможем ребятам. В каких профессиях ведущим является мой предмет? (Геолог, картограф, геодезист, топограф, вулканолог). Изучая географическое положение материков, вы побывали в роли картографов, заполняя контурные карты. Были, топографами и геологами изучая рельеф и полезные ископаемые. Знакомились с профессией гидролога, изучая реки и озёра. А сегодня я хочу, чтобы вы вместе со мной совершили путешествие по уже изученным материкам и открыли их для себя в несколько новом качестве. Я предлагаю вам побывать сегодня агентами туристического бюро. Нам надоели затянувшиеся холода, и я приглашаю вас в путешествие по Южным континентам. Из большого объёма имеющихся у вас знаний о материках, мы выберем именно те, которые являются достопримечательными для каждого из них и нашей новой профессии.

Какие материки являются южными? (Слайд)

Чтобы предлагать материк для посещения туристам, мы сами должны владеть информацией о нём. Для этого у вас на столах имеются заготовки для географического описания каждого материка, так называемые инструкционные пособия и контурные карты. Контурные карты положите перед собой, они будут служить вам блокнотом, в который мы будем фиксировать все путевые заметки.

Итак, начнем наше виртуальное путешествие. Давайте совершим посадку на наш корабль. Внимание, будьте внимательны и предельно аккуратны, мы отчаливаем. (Слайд)

АФРИКА

Давайте угадаем, какой континент виднеется у нас на горизонте?

Его крайние точки:

С – м. Бен-Секка
Ю – м. Игольный
З – Альмади
В – м. Рас- Хафун

Его ещё называют “черным”. Молодцы! Конечно же, это Африка! (Слайд)

Достаньте путеводные листы Африки. Материк мы изучаем по плану, который можно увидеть на ваших листах. Описание материка будем производить в определенной последованности. Последовательность изучения выделена этапами и пронумерована.

Первое, что мы сообщим туристам – это, конечно же, информация из истории открытия материка.

I. Исследователи. Давайте вспомним английского путешественника и исследователя рек и озёр Африки. Кто это? Найдите, и наклейте на наши путеводители Давида Ливингстона, который посвятил Африке всю свою жизнь и был похоронен на берегу озера Виктория. (Щелчок к слайду)

II. Рельеф.

Что привлечет наше внимание в рельефе Африки? (дети отвечают)

Конечно, Восточноафриканское плоскогорье. А какой знаменитый вулкан не ускользнет от нашего взора? Кстати, он же является самой высокой точкой этого материка (Килиманджаро). Обозначьте его в своей карте.

(Щелчок к слайду)

III. Климат.

С какими экстремальными климатическими условиями познакомится турист, путешествуя по Африке? (Тропический, пустынный климат) Для какой природной зоны он характерен? (Пустыни) Где расположена самая большая пустыня Африки? Найдите и нанесите её, пожалуйста, на ваши контурные карты. (Щелчок к слайду)

Какие достопримечательности могут заинтересовать нас в безжизненной Сахаре? Мы можем стать участниками увлекательных гонок ралли Дакар. Любителям экстрима мы посоветуем прибыть именно сюда. (Щелчок к слайду)

А чем могут побаловать себя любители понежиться на пляже? Средиземноморские курорты, так облюбованные российскими туристами, однозначно, привлекут наше внимание. Найдите эти места в атласах. Какие еще достопримечательности расположены на африканском континенте? Несомненно, это внушительные и величественные Египетские пирамиды. (Щелчок к слайду)

IV. Воды.

Какие водоемы мы повстречаем в Африке? (Называют).

Почему египтяне обожествляли Нил? (Щелчок к слайду).

Несмотря на то, что он протекает по самой большой пустыне материка, Нил не пересыхает, так берёт начал в экваториальном поясе с ежедневными атмосферными осадками. Подпишите Нил на своей контурной карте.

Какая река дважды пересекает экватор? (Конго) (Щелчок к слайду).

Подпишите ее.

V. Население:

Представители, какой расы являются коренными жителями данного материка?

(Щелчок к слайду).

VI. Животные:

Очень многообразен и не менее безопасен животный мир Африки. Вспомните ребята, какие представители животного мира являются наиболее характерными для этой местности? Может вас, сориентирует мультфильм “Мадагаскар” (отвечают).

Какие виды эндемичных животных можно встретить в Африке? (Жираф, зебра, лев, слон и др). Я уверенна, что мы не ошибемся, если выберем льва, который является самым характерным животным. Давайте вклеим заготовки, относящиеся к Африке в ваши контурные карты (клеят).

А пока вы работаете, я хочу предложить вам прослушать незабываемый ритм и звук африканского континента, в котором отражены все его специфические особенности, темперамент, своеобразие (Слайд с музыкой Африки).

В итоге у учащихся на контурной карте уже вклеены иллюстрации и вписаны следующие объекты:

  1. Килиманджаро.
  2. Сахара.
  3. Пирамиды.
  4. Ливингстон.
  5. Нил.
  6. Животные.
  7. Негры.

АВСТРАЛИЯ

Мы совершили краткий экскурс по самым ярким достопримечательностям Африки.

Времени, ребята, у нас немного. Корабль уже ждет, предлагаю погрузиться и отправиться в дальнейший путь (Слайд).

Давайте, определим, куда мы приближаемся?

Я предлагаю прослушать небольшое четверостишие:

“Сей континент – страна наоборот,
Она располагается под нами,
Там очевидно ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.”

Как вы думаете, о каком континенте идет речь?

Молодцы! Совершенно верно, это Австралия. (Слайд). Положите перед собой путеводитель по Австралии. Продолжаем изучать.

I. Исследователи:

Припомните шуточную песню Владимира Высоцкого, и ответьте на мой вопрос. Какой английский исследователь открыл восточное побережье Австралии, и пострадал от островитян? (Джеймс Кук) Выберете его портрет и положите на карту, рядом с Австралией. (Щелчок к слайду)

II. Географисеское положение:

Определите крайние точки этого материка. Назовите их.

III. Рельеф:

Достопримечательным в рельефе Австралии является самый протяженный горный хребет? (Большой водораздельный хребет)

Не менее интересным окажется для туристов и параллельные Большому водораздельному хребту органические постройки в Тихом океане? (Большой барьерный риф).

(Щелчок к слайду)

IV. Климат:

Какой климат занимает в Австралии наибольшую площадь? (Тропический)

Какими показателями характерен тропический климат? (Сухой)

Почему Австралия – самый сухой материк? Во-первых, почти вся расположена в тропических широтах, во-вторых, горы на востоке препятствуют влиянию на климат влажных пассатов с Тихого океана, в-третьих, Австралия – самый низкий материк.

V. Воды:

Ребята, посмотрите на карту в ваших путевых листах, и обратите внимание, что озера здесь обозначены красным цветом, а реки пунктирной линией. Как вы думаете почему?

Из-за жаркого и сухого климата, сильного испарения озера становятся солеными и часто пересыхают. На карте же соленые озера всегда окрашены малиновым цветом, а пересыхающие реки пунктиром.

Влюбленных путешественников привлечет необычайное озеро красного цвета, в форме сердца в самом центе Австралии. Какое это озеро, ребята? Конечно же, это озеро Эир. Давайте нанесем его на карту. (Щелчок к слайду)

VI. Население:

Необходимо отметить, что Австралия долгое время являлась колонией. Известно ли вам, кто встретил первых колонистов Австралии? Кто является коренным населением? (аборигены) – нашли, отложили. (Щелчок к слайду)

А вы знаете, какие государства может посетить турист, будучи в Австралии? Совершенно верно. Австралия является одновременно и материком и единым государством. Какой язык называется государственным? (Конечно, английский, т.к. мы уже отметили, что это бывшая колония Англии).

VII. Животные:

Прежде, чем мы коснемся изучения представителей животного мира, я хочу задать вам вопрос: объясните, почему Австралию называют огромным природным заповедником?

Ответ: Очень долгое время Австралия развивалась изолированно, поэтому на материке много эндемиков – видов, которые встречаются только здесь и больше нигде.

Какие это животные назовите мне их (кенгуру). (Щелчок к слайду)

Благодаря изолированности и отсутствию хищников, в Австралии сохранились многие животные, которых ученые считали вымершими (например, яйцекладущие млекопитающие – утконос и ехидна).

Ребята мы вновь ознакомились с континентом по имеющемуся у нас плану.

Выделенных нами характерных представителей я попрошу вклеить в ваши контурные карты. Ну а пока вы заняты делом, я предлагаю вам прослушать фрагмент гимна такого удивительного материка и страны одновременно. (Слайд с гимном Австралии).

В итоге у учащихся на контурной карте уже вклеены иллюстрации и вписаны следующие объекты:

  1. Джеймс Кук.
  2. Большой Водораздельный хребет.
  3. Большой барьерный риф.
  4. Эйр.
  5. Муррей.
  6. Кенгуру.

Понежившись на самых солнечных песчаных пляжах Австралии, нам пора торопиться дальше. Нас ждут не менее увлекательные путешествия. Корабль готов. Плывем дальше. (Слайд)

Динамическая пауза.

Ой, ребята, мне кажется, что я потеряла нашу карту. Но я помню, что необходимо пл