Применение элементов развивающего обучения для формирования и развития речевых способностей учащихся

Разделы: Иностранные языки


Цель урока: повысить качество образования, применяя элементы развивающего обучения для формирования и развития речевых способностей учащихся.

Задачи урока:

  1. Расширять словарный запас учащихся.
  2. Формировать системное мышление.
  3. Развивать навыки и умения переносить ранее усвоенные знания в новую ситуацию.
  4. Обучать навыкам и умениям использовать изученный лексико-грамматический материал в речевых ситуациях.
  5. Развивать реакцию на выбор адекватной стратегии и тактики общения.
  6. Воспитывать уважительное и толерантное отношение к другой культуре.
  7. Формировать устойчивый интерес к мотивации, вовлекать в творческую деятельность.

Если не знаешь названий, то теряется и познание вещей.

К. Линней

Введение

Актуальность

Выдающийся психолог, автор теории развивающего обучения, Л.В. Занков говорил: “Если учебный материал и методы его изучения таковы, что перед школьниками не возникает препятствие, которое должно быть преодолено, то развитие детей идёт слабо и вяло”.

Не секрет, что учителя иностранных языков часто сетуют на то, что сначала учащиеся абсолютно все горят желанием изучать иностранный язык, но уже к концу первого года обучения, при встрече с первыми трудностями, таких ребят становится меньше, а через несколько лет – уже единицы. Как сделать так, чтобы желание заниматься языком не угасало, а наоборот, нарастало?

Вероятно, когда какое-либо дело у тебя получается, и даже успешно, то им хочется заниматься ещё и ещё, появляется непреодолимое желание совершенствоваться.

Действительно, обучение должно быть успешным! Чтобы изучить иностранный язык, необходимо не только прикладывать немалые усилия, но и потратить для этого много времени.

Основная часть

Для обучения иностранным языкам существенное значение имеют речевые навыки и умения, необходимые для решения речемыслительных задач в процессе коммуникации, а также языковые автоматизмы, которые обеспечивают языковое “обслуживание” речемыслительной деятельности. Речевые навыки и умения, а также языковые автоматизмы функционируют в продуктивной деятельности человека, осуществляемой в общении. Их развитие возможно, если воссоздать на уроке реальные условия общения и обучать эффективной коммуникации через формирование соответствующих навыков, умений и автоматизмов как единого комплекса свойств. Эти психологические образования зависят от условий их становления. Они развиваются постепенно и лучше всего в условиях положительного подкрепления, предполагают не только вызванные реакции, но и инициативные действия, вовлечены в познавательную деятельность, связаны с планами и структурами гибкого поведения человека, позволяют активно взаимодействовать с окружающим миром и воздействовать на него, придают иноязычной речи свойства высших психических функций.

Формирование речевых способностей осуществляется в ходе выполнения различных упражнений. Овладению умением связного высказывания и ведения беседы, должна предшествовать работа над языковым и речевым материалом. Иными словами, учащимся нужно обеспечить достаточную тренировку в правильности фонетического, грамматического, и лексического оформления высказываний. Как только учащиеся в первый раз воспроизводят материал, будь то звук, слово, словосочетание, предложение, начинается тренировка.

Для того, чтобы поддержать интерес к предмету, мною были применены различные методы и приёмы. Наиболее эффективным методом для запоминания транскрипционных знаков и их произнесение является фонетическая сказка, основанная на принципе фонетических ассоциаций. Ассоциация – психический процесс, в результате которого одни представления и понятия вызывают появление в уме других. В нашем сознании ассоциации сменяют друг друга непрерывным потоком, возникая в ответ на всякого рода стимулы. Ассоциации играют важнейшую роль в процессе обучения. Одна вещь влечёт за собой другую, так что ассоциации помогают различным образом упорядочивать все элементы поступающей информации. Именно это служит основой мнемонических приёмов, призванных облегчить быстрое извлечение информации из памяти.

При использовании такого метода дети могут без особых усилий запомнить английские звуки и транскрипцию. В сказке главным действующим лицом может стать любое животное или любимый сказочный персонаж. В нашей сказке это будет забавная обезьянка, которой нравиться гримасничать и издавать различные звуки.

Обезьянка проснулась и потянулась в своей кроватке [ ], она выглянула в окно, увидела солнышко и воскликнула [ ] и улыбнулась [ ], обрадовавшись начинающемуся ясному дню. Она решила сделать уборку в своём домике: выбила пыль из коврика [d]-[d] – стало чисто и уютно [g]– [g] – good; выбила пыль из подушки [t]– [t], полила цветочки [l-l-l], вымыла пол, устала [p]– [p]; присела и с удовольствием произнесла [o:], взяла колокольчик [] – [] и сказала: “Morning!”. Затем позвонила ещё раз, созвала своих друзей, поприветствовала их: “Good morning!”. Подбежала собачка [d]-[o]-[g] и прорычала [r-r-r]. Они пошли на лесную полянку, утром прохладно, лапки замёрзли, стали греть лапки [h-h-h]; прискакал зайчик [h]-[o]-[p] и поздоровался: “Hello!”; прошуршал в траве ёжик [f-f-f]; пролетели журавли [au-au-au].

Таким образом, приобщив детей комбинировать разного рода ассоциации и зрительные образы, они приобретают особо эффективный инструмент, который помогает им улучшить память. Зрительные ассоциации и воображение создают необходимый контекст для хорошего удержания информации в памяти. Как говорил философ Дэвид Юм, ассоциация – это “кроткая сила”, которую мы можем себе подчинить.

Итак:

  1. Ассоциации приводят к извлечению информации из памяти.
  2. Поиск специфических ассоциаций, сходств, различий и способов группировки помогает процессам запоминания и воспроизведения.
  3. Мысленное объединение зрительных образов (зрительное воображение, визуализация) способствует обработке информации “в уме”.
  4. Воображение делает эту обработку более тонкой и вносит в запоминаемый материал личную составляющую, облегчая тем самым его воспроизведение.
  5. Особое внимание к общим принципам делает обучение более лёгким.

Для формирования лексических и первичных грамматических навыков и умений я широко использую различные символы. Символическое изображение слов, словосочетаний и даже предложений способствует быстрому и прочному запоминанию изучаемого материала. Функциональное значение символа в обучении грамматике заключается в том, что он выступает средством концентрации воспринимаемого материала. Выражение в символах грамматического содержания или формы высказывания есть не что иное, как переход к теоретическому воспроизведению действительности, анализу смысла высказывания, его структуры, созданию модели высказывания.

Е.И. Пассов делает вывод о том, что должна наблюдаться некая пропорция между работой памяти и мышления, особенно у дошкольника. Например, если используются разные приёмы запоминания лексического материала – произвольные и непроизвольные, механические и логические, непосредственные и опосредованные (символы, знаки, жесты, опорные сигналы и т.д.) – и организуется деятельность детей с этим языковым материалом, то развиваются интеллектуальные функции анализа и синтеза, формируются языковые обобщения, выделяются языковые абстракции в виде знаков, схем, правил, т.е. совершенствуется мышление ребёнка.

Создание образно-символических форм, используемых в обучении лексики и первичной грамматике (действующее лицо (сущ.) – – белый квадрат; модальный глагол – – чёрный треугольник; смысловой глагол – – белый треугольник; качество предмета – – чёрный квадрат и т. д.) имеет особое вспомогательное значение в обучении иностранному языку, особенно в раннем возрасте, поскольку при исследовании уровня умственного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста из всей совокупности показателей, определяющих этот уровень, мышления, которое наиболее интенсивно развивается в этом возрасте.

При формировании грамматических понятий (или представлений) на иностранном языке учителя используют опору на родной язык обучаемых, которая на начальной стадии обучения иностранному языку представляет собой “спасительный островок” для ребёнка, знакомящегося с неродным языком.

Например, при объяснении образования вопросительных предложений вспомогательный глагол выполняет роль “помощника” и закрепляется определённым символом (треугольником со стрелочками внутри его). В английском языке глаголы делятся на две группы: “сильные” и “слабые”. Для образования вопросительного предложения “сильные” глаголы (can, have, be) выходят вперёд и становятся перед подлежащим. “Слабым” глаголам для образования вопроса нужны “помощники” – (вспомогательные глаголы – do/does). Они могут ставится перед подлежащим, выраженным существительным или местоимением и сказуемым, выраженным смысловым глаголом (демонстрируется это при помощи символов).

В целях планируемого высказывания для выражения коммуникативного намерения говорящего мною используются персонифицированные и художественные символы (или картинки).

Часто на своих уроках для лучшего запоминания и возникновения ассоциаций я использую так называемое кодирование дифференциацию лексики по семантическому признаку. Так всё, что связано с зимой (зимнее, холодное) обозначается снежинкой; всё , что связано с летом (летнее, жаркое) обозначается солнцем; всё, что связано с дождём (мокрое) – тучка с каплями дождя и т.д.

 

sun
sunny
summer

snow
snowman
snowy

rain
rainy
cloud

Для лучшего запоминания этикетных фраз целесообразно использовать персонифицированные символы, так как они имеют личностную эмоциональную окраску говорящего.

I am fine. I am so-so. I am bad.

Для закрепления глаголов движения и модального глагола can на уроках я использую динамические наглядные пособия в виде картинок на магнитной доске. Вначале прикрепляю модель предложения (белый квадрат – действующее лицо, чёрный треугольник – модальный глагол can, белый треугольник – смысловой глагол), а под ними соответствующие картинки.

Использование наглядности в данном случае предполагает активную мыслительную деятельность учащихся, в основе которой лежит единство аналитической и синтетической форм мышления. Подобного рода символическая наглядность помогает ребёнку достаточно быстро вспомнить заученные фразы и небольшие предложения и грамотно использовать их в речи.

Аналогичным способом я отрабатываю множество речевых образцов, к примеру “have got..”, “there is/are” и т.д.

Практика показывает, что детям проще назвать предмет, чем описать его признаки. Я часто прошу детей в течение ограниченного времени записать по группам слова (существительные, глаголы, прилагательные), которые у них ассоциируются с определённой темой или определённым понятием. Очень часто группа прилагательных оказывается самой малочисленной. Нам всем известно, что прилагательные обогащают нашу речь, делают её более выразительной, яркой и красочной. Я хотела бы поделиться некоторыми упражнениями и заданиями, которые использую в своей практике. Они помогают детям расширить и обогатить свой словарный запас прилагательными, активно использовать их в речи. Все тренировочные упражнения можно условно разделить на три группы. Прилагательные отрабатываются на уровне:

  1. Словосочетаний.
  2. Предложений.
  3. Расширенных высказываний или ситуаций.

I.

Подбери прилагательные. Назови предметы, явления и др., которые могут характеризоваться сразу всеми этими прилагательными.

а) loyal, considerate, supportive – a friend

Построй ступеньки из слов по восходящим или нисходящим признакам.

Это упражнение помогает не только усваивать синонимичные ряды прилагательных и их антонимы, а также расширить словарный запас учащихся. Конечно, количество ступенек зависит от уровня подготовки ученика.

Раздели слова по категориям.

big small
elephant egg
dinosaur frog
house mouse
mountain pencil
airplane drop

Подбери к слову подходящее окружение.

a) day hand food weather cold greeting river war blood

Подбери пару

Учащиеся называют существительные и прилагательные по теме, а учитель записывает их в два столбика:

parents
weekend
holidays
language
picnic
family
pupil

foreign
responsible
close
naughty
happy
shy
funny

После этого учащимся предлагается составить пары с этими словами и соединить линиями.

Можно предложить ребятам составить предложения или небольшой рассказ с полученными словосочетаниями.

II.

Опиши соседскую кошку. Это упражнение помогает учащимся повторить и закрепить известные им прилагательные, причём их можно использовать на любом этапе изучения языка. Затем на доску крепится картинка кошки и представляется учащимся: “ My neighbour`s cat is an angry cat. Слово “angry” выписывается на доске, а под ним несколько букв алфавита. Учитель обращается с вопросом к классу: “What can you say about this cat?”. Ученики могут предлагать свои примеры с любым прилагательным.

Например:

b – beautiful, black
c – curious, clever
d – dangerous
f – fine
g – good
k – kind
s – smart

Как правило, только некоторые буквы остаются без прилагательного(j,y,z). Предлагаю ребятам поработать со словарём. Таким образом, они не только повторяют уже известные слова, но и узнают новые. На следующем уроке задание проверяется.

III.

Играем в “Mad libs”. Это шуточное название произошло от латинского “ad libitum” как угодно, по желанию, по выбору, что отражает суть этой игры. Составляется текст, из которого удалены некоторые слова(чаще прилагательные). Учащиеся заполняют текст произвольными по смыслу словами нужной части речи в парах, группах или индивидуально. У каждой группы получается свой забавный вариант. Потом предлагается восстановить оригинал.

Sam and his friends went to the forest last Saturday. It was the first day of winter holidays.

The weather was … (fine): it was not very… (cold), only 5 degrees below zero; the sun was shining… (brightly), there was no wind. Only in the evening… (grey) clouds covered the sky and it began to snow. The snow made the end of the day more … (wonderful).

Все задания проводятся в игровой форме. Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. Ещё Л.С. Выготский говорил, что именно в игре дети учатся усваивать общественные функции и нормы поведения. Игра, как он отмечал, ведёт за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой её природе, так как игра – это всегда эмоции; а там, где эмоции – активность, внимание, воображение, а значит, работает мышление.

И. А. Зимняя – психолог, занимающийся вопросами обучения иностранным языкам в школе, так определяет место игры в учебном процессе: “В основе обучения иностранному языку лежит игра, которая является психологическим оправданием для перехода на новый язык обучения”. Е.И. Пассов выделяет шесть основных целей использования игры на уроках иностранного языка:

1) формирование определённых навыков;
2) развитие определённых речевых умений;
3) обучение навыкам и умениям общаться;
4) развитие необходимых способностей и психических функций;
5) познание в сфере страноведения и языка;
6) запоминание речевого материала.

Ситуация игры – ситуация реальной жизни. Реальность её определяется основным условием игры – соревнованием. Желание победить мобилизует мысль и энергию играющих, создаёт атмосферу эмоциональной напряжённости. Несмотря на чёткие условия игры и ограниченность используемого материала, в ней обязательно есть момент неожиданности. Поэтому для игры в определенных пределах характерна спонтанность речи, что очень ценится при изучении иностранных языков. Таким образом, игру можно рассматривать ситуативно-вариативное упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия.

Итак, игра способствует выполнению важных методических задач:

– созданию психологической готовности детей к речевому общению;
– обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
– тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

В своей работе я применяю различные игры: фонетические, орфографические, лексические, грамматические.

Фонетические игры способствуют постановке правильной артикуляции органов речи учащихся при произнесении отдельных английских звуков.

The old grey goose.

Стихотворение используется для тренировки учащихся в произнесении звука [?].

An old grey goose am I.
Th! Th! Th!
I stretch my neck and cry
At puppies passing by!
I like to make them cry!
Th! Th! Th!
When puppies jump and run,
Th! Th! Th!
I think it is lots of fun!
I am sure they would like to be
An old grey goose like me!
Th! Th! Th!

Teacher: Look at the goose: It is stretching out its neck and trying to say something. Can you hear anything? No, nothing but hissing [?]. Play a goose.

Благодаря фонетическим играм-упражнениям дети с удовольствием учатся произносить трудные, несвойственные для русского языка звуки и быстро запоминают транскрипционные знаки. При этом учатся громко и отчётливо читать стихотворения и разучивать. Эти игры я провожу по командам, определяя, чья команда лучше прочитает стишок и изобразит тот или иной персонаж.

Характер трудностей, которые должны преодолевать школьники в процессе обучения, связан с принципом ведущей роли теоретических знаний. Эти трудности связаны с осмыслением изучаемых явлений, выявлением их внутренних существенных связей. И тут на помощь учителю приходит ТРИЗ – педагогика. ТРИЗ, или теории решения изобретательских задач была разработана группой инженеров под руководством Альтшулера. Эта теория была призвана научить людей мыслить нестандартно и находить неординарные решения в различных ситуациях. Несмотря на своё чисто техническое название, эта теория с успехом применяется многими учителями. Она учит детей системно мыслить, что и надо учителям иностранного языка.

Что же такое ТРИЗ в педагогике? Для учащихся – это снятие барьера боязни решать проблемы. Для педагогов – это технология, которая даёт инструмент к решению проблемных задач.

На уроке я применяю ТРИЗ для активизации познавательной деятельности учащихся. Для этого я ввожу творческие задания. Систему творческих заданий строю в соответствии с конечным результатом – сформировать у школьников системное мышление, которое состоит из умения выполнять следующие умственные операции:

– перенесение ранее усвоенных знаний в новую ситуацию
– самостоятельный анализ проблемы в знакомой привычной ситуации
– видение вариантов решения, возможного способа поиска ответа
– извлечение значимых выводов из обобщений
– установление исходных исследовательских принципов

На основе всех перечисленных умений разрабатываю алгоритмы для составления творческих задач по иностранному языку.

Алгоритм 1. Составление задачи на выбор информации.

  1. Записывается требование: “Выбери признаки, характерные для ..”
  2. Из дополнительной литературы отбираются признаки явления (7-9 признаков).
  3. Выбранные признаки комплектуются беспорядочно.

Алгоритм 2. Составление задачи на исправление ошибок.

  1. Записывается требование: “Исправь ошибки в тексте …”
  2. Из какого-либо текста выписывается связный текст.
  3. Выбранный текст записывается, при этом информация меняется на неправильную.

Алгоритм 3. Составление задачи на сравнение и составление выводов из сравнения.

  1. Записывается требование: “Сравните …”
  2. Выписывается один из пунктов:

А) образование;
Б) употребление.

3. Записывается название двух или более явлений.

4. Добавляется требование: “Сделайте вывод из сравнения”.

Хотелось бы отметить, что учащиеся охотно решают поставленные задачи и с удовольствием сами пытаются составлять подобные им. При самостоятельном составлении задач, школьникам приходится ещё раз проработать изученный материал, так как без прочных знаний они не смогут правильно составить задачу.

Следующий приём ТРИЗ, который я применяю на своих уроках, составление загадок. Этот приём с большим успехом можно применять в младших классах, но и старшеклассники придумывают загадки с большим удовольствием. Загадка – это настоящее творчество, особенно, если она даётся на иностранном языке.

По методике разработчика ТРИЗ Нестеренко А.А. я составляю загадки сама и побуждаю для этого учеников. Вот некоторые примеры из них.

Загадка на систематизацию предметов по признакам.

Чтобы загадать какой-нибудь предмет, его надо описать по форме, цвету, из чего он сделан. Начинаем с самого простого:

It is small. It is green. It can jump and swim.

It is smaller than the wall. But it is bigger than the window. It is brown or black.(sometimes green) .

Практически на каждом уроке при предъявлении новой лексики я используя различные рифмовки по всевозможным темам, которые придумываю сама или с детьми, а также беру из различных источников.

Так, я убедилась в том, что дети с трудом понимают какой вспомогательный глагол необходимо выбрать для построения вопросительного предложения – to do, to be, to have.

Я сочинила такие рифмовки:

Привыкли мы к труду
Выбирай глагол – to do!

 

Это означает – если кто-то занимается или не занимается какой-либо деятельностью, т.е. что-то делает или не делает, то нужно брать глагол to do.

Bee is busy
I am free
Выбирай глагол – to be!

img10.jpg (4605 bytes)

У меня есть лев
Выбирай глагол – to have!

Создание речевых ситуаций с использованием изобразительной наглядности на уроках английского языка является существенным элементом. Это важная проблема, которая часто возникает в процессе формирования и развития речевых навыков и умений учащихся. В методике хорошо известен приём использования изобразительной наглядности для стимулирования высказываний учащихся. В своей практике я применяю целую серию ситуативных рисунков, которые помогают организовать речевую практику школьников и, которую я постоянно пополняю.

Направленность современной методики на реализацию

личностно-ориентированного подхода в обучении иностранным языкам предполагает развитие творческих, познавательных и речевых способностей учащихся. При отборе материала нужно учитывать, что от учащихся требуется рассказ по теме, а не просто описание, например, “Времена года”. Учащиеся должны рассказать, что они делали зимой или летом, чем они любят заниматься и т.д. Их нужно подвести к умению говорить о том, что требуется в жизни.

При распределении заданий следует учитывать уровень подготовки учащихся. Самостоятельное высказывание требует большой подготовительной работы. Ученики должны овладеть образцами речи и научиться пользоваться ими автоматизировано. Для этого нужна определённая система упражнений, самых эффективных, которые ведут прямо к цели. Прежде всего, необходимы подготовительные упражнения, в которых отрабатываются произношение слов, усваивается значение, употребление слов, их сочетаемость. Наиболее полезными подготовительными упражнениями являются следующие: произнесение, сопровождающиеся звуковым анализом, заучивание слов и словосочетаний по ассоциациям, упражнения в подборе слов, группировка слов по теме, составление словосочетаний и предложений, расширение предложений, заполнение пропусков, перевод словосочетаний и предложений.

Для того, чтобы перейти от подготовительных упражнений к высказыванию, нужны речевые упражнения, в которых учащимся даётся определённая ситуация, например, рассказ по картинкам или рассказ на заданную ситуацию. Вот некоторые из заданий, которые я использую на уроках.

Задание 1. “Любимое время года”

  1. Подбери аргументы в пользу времени года, которое ты выбрал.
  2. Придумай символ сезона и нарисуй его.
  3. При ответах используй следующие выражения: “I think, I am sure, As for me I like, I do not think so…

При оценке выполнения задания следует учитывать, не только убедительность аргументов, но и лаконичность, выразительность нарисованного символа сезона.

Заключение

Использование элементов развивающего обучения способствует снятию монотонности в работе, стимулирует познавательный интерес к изучению иностранного языка, повышению качества обучения. Совместная работа учителя с учащимися по составлению загадок, рифмовок, опорных таблиц, символов, презентаций развивает у детей наблюдательность, умение анализировать слова, сравнивать их с уже изученными, способствует закреплению материала различными способами и развивает творческие способности детей.

Считаю, что применяемые мною элементы развивающего обучения доступны, увлекательны и очень полезны для учащихся, так как помогают им усваивать новый лексико-грамматический материал и закреплять его в речевых сообщениях. Учебный процесс протекает в доверительной атмосфере, в сотрудничестве с учителем, избавляет от стрессовых ситуаций. Использование таких методов и приёмов дает ученикам понять, что они тоже могут творить и создавать своё, мыслить и фантазировать, составлять и придумывать новое. При этом у них развивается мыслительная деятельность, все виды памяти (зрительная, фонематическая, механическая и т.д.), аналитическое мышление, способность выделять главное, анализировать сопоставлять, обобщать и делать выводы. У детей возникает потребность выразить себя, реализовать свои способности, проявлять инициативу в творчестве. Они начинают самостоятельно сочинять рифмовки, загадки, картинки-символы, лексико-грамматические задания, презентации по различным темам.

Применение в работе элементов развивающего обучения позволяет сделать следующие выводы.

  1. Повышается учебная мотивация к изучению английского языка.
  2. Быстрее развиваются речевые способности учащихся, даже тех учащихся, которые с трудом усваивают иностранный язык.
  3. Развивается активное самостоятельное мышление.

Литература

  1. Афанасенкова Л.М. Применение элементов развивающего обучения для формирования и развития речевых способностей учащихся. Кайеркан, 2004 г.
  2. Ермолаева И.В. Английский язык. Карточки заданий. Саратов, 2006 г.
  3. Илюшкина А.В. Изучаем английский легко и весело. Санкт-Петербург, 2009 г.
  4. Калинина С.В. Развитие устной речи на уроках французского языка // Методическая мозаика. – 2007. № 4.
  5. Каменецкая Н.П., Грачёва Н.П., Антонян Т.А. Групповая работа на уроках английского языка// Методическая мозаика. – 2002. № 4.
  6. Лапп Д. Улучшаем память – в любом возрасте. – Москва, 1993.
  7. Матюгин И.Ю., Чакаберия Е.И. Зрительная память. – Москва,1993.
  8. Рогова Г.В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку – Москва, 2000.
  9. Сергеева О.Е. Использование символов в работе с дошкольниками для формирования лексических и первичных грамматических умений в иностранном языке// Иностранные языки в школе. – 2002. № 6.
  10. Стронин М.Ф.Обучающие игры на уроках английского языка. – Москва. 1981.
  11. Лосева С.В. Английский в рифмах. – Москва, 1999.