Интегрированный урок "биология + химия" по теме "Экологический бумеранг"

Разделы: Химия, Биология, География


Цель: организовать коллективное творчество учащихся; продемонстрировать знания и умения учащихся по предметам: биология, география, экология, химия; выявить самых умных и веселых; получить удовольствие и радость от общения.

Реквизиты: Мультимедиа, лоток с оборудованием: 8 стаканчиков -100 мл, 5 стаканчиков по 150 мл, 2 стаканчика по 250 мл, 1 стакан - 400 мл., колба - 1000мл., чашка Петри, семена фасоли (4 комплекта); листочки бумаги красного, желтого и белого цвета; алгоритм практической работы (4 штуки), презентация.

Участники: команды учащихся 10 а, 10 б, 10 в классов;

Ведущая.

-Сейчас перед вами откроются страницы устного журнала. Наш журнал какнастоящий. Только его не читают, а смотрят и слушают. Страницы нашегожурнала откроются перед вами одна за другой. Смотрите и слушайте устныйжурнал

"Экологический бумеранг" (Слайд 1)

Вот его обложка (исполняется мелодия).

Прислушайтесь к этой мелодии. Всякий раз, как она зазвучит, будетоткрываться новая страница нашего журнала.

(На доске календарь с перекидными страницами

"Экологический бумеранг" издательство СОШ № 5, г. Новый Уренгой. 16 февраля 2011 г. тираж: 1 экз.)

- Сегодня в гостях редакции устногожурнала "Экологический бумеранг" команда 10а , 10б , команда 10в классов.

Представьтесь, пожалуйста

Представление команд - название, девиз.

Редакция журнала приветствует гостей

Экскурсию по страницам журнала вам помогут провести наши экскурсоводы:

Результаты путешествия будут подводиться по каждой страничке журнала и суммироваться. Победителя (команду) ждет приз, а все участникиполучают соответствующие оценки по предмету.

Звучит музыка.

Страница №1 "Сколько лет тебе отпущено природой?"(Слайд 2)

Экскурсовод: Милюхина Т.П.

"Два мира есть у человека один,
Который нас творил, другой,
Который мы от века творим по мере наших сил."

Перед тобой тест, составленный американскими медиками (Бумажный экземпляр на столах участников)

Попробуй посчитать, сколько лет тебе отпущено природой.

Средняя продолжительность жизни людей постоянно растет. Но каждого интересует его шанс на долголетие.

Отвечай на вопросы искренне.

Возможно, тебе необходимо в чем-то изменить свой образ жизни.

Возраст не имеет значения.

Итак, возьмем число 72. (Слайд3) Из него нужно будет вычитать или прибавлять к нему набранные в результате твоих ответов очки.

Если ты мужчина, вычти из 72 цифру 3.

Женщина надо добавить к 72 цифру 4 (они живут в среднем на 7 лет больше, чем мужчины).

Следовательно, у мужчин берется за основу средняя продолжительность их жизни-69 лет, у женщин - 76.

1. Если ты живешь в городе с населением более 1 млн. человек, вычти 2 года. (Слайд 4)

Если живешь в городе с населением от 10 тыс. до100 тыс. человек добавь 2 года.

2. Если ты планируешь в будущем заниматься умственным трудом, отними 3 года, если физическим прибавь 3. (Слайд 5)

3. Если занимаешься спортом пять раз в неделю, хотя бы по полчаса, прибавь 4 года, если два-три раза - прибавь 2 года (Слайд 6)

4. Если в будущем ты собираешься вступить в брак, добавь 5 лет, если нет, то вычти по одному году за каждые 10 лет холостяцкой жизни (начиная с 25-летнего возраста до 65 лет) ( Слайд 7)

5. Если ты постоянно спишь больше10 часов, вычти 4 года, если 7-8 ч. ничего не вычитай.

Если плохо спишь, отними 3 года.

Накопившаяся усталость, как и слишком продолжительный сон,- признак плохого кровообращения. (Слайд 8)

6. Если ты нервный, вспыльчивый, агрессивный человек, отними 3 года, если спокойный, уравновешенный - добавь3 года. (Слайд 9)

7. Если ты счастливый, добавь 1 год, если несчастный - отними 2 года.(Слайд 10)

8. Если кто-нибудь из твоих бабушек и дедушек дожил до 85 лет, то добавь2 года, если кто-то из них скоропостижно скончался, не дожив до 50 лет (умер от инсульта, инфаркта:), вычти 4 года.(Слайд 11)

9. Если кто-то из твоих родственников, не дожил до 50, скончался от рака, инфаркта ит.д., вычти 3 года.(Слайд 12)

10. Если ты выкуриваешь более трех пачек сигарет в день, отними 8 лет, если 1 пачку - 6 лет, если менее пачки - 3 года.(Слайд 13)

11. Если каждый день ты выпиваешь хоть каплю спиртного, вычти 1 год.(Слайд 14)

12. Если твой вес по сравнению с нормальным для твоего возраста и роста превышает на 20 кг,вычти 8 лет, если на 15-20 кг, то- 4 года, если на 5-15 кг. -2 года.(Слайд 15)

Число, которое ты получил в итоге, и есть тот возраст, до которого ты можешь дожить. (Слайд 16)

- Как видишь, на продолжительность жизни влияют разные факторы. Важное место занимает наследственность.

Но многое зависит и от тебя лично: курение, алкоголь, агрессивное поведение, пассивный образ жизни и др. вредные привычки сокращают продолжительность жизни.

Влияет и окружающая среда. Отрицательно влияют: промышленные предприятия, заводы, городской и автомобильный транспорт, недостаточное количество зеленых насаждений, напряженный ритм жизни и большое количество стрессовых ситуаций, отсутствие полноценной природной среды как фактора умиротворяющего и духовного влияния на человека.

Задание.

Вместе с участниками своей команды выдели факты которые, по твоему мнению, способствуют уменьшению продолжительности твоей жизни "-", запиши на листочке красного цвета, факторы способствующие увеличению продолжительности жизни "+"-запиши на листочке желтого цвета.

За каждый правильный ответ команде присуждается 1 балл, время на выполнение задания- 2 минуты.

"-" "+"
курение физический труд
алкоголь занятие спортом
агрессивное поведение жизнь с мин. количеством стресса
пассивный образ жизни режим дня
город с населением 1 мил. уравновешенность, счастье
стрессовые ситуации удовлетворенность
плохая наследственность хорошая наследственность
промышленные предприятия хорошая экология
напряженный ритм жизни много газонов и парков
транспорт и мало зелени

Звучит музыка. (На доске (экране) календарь перелистывает страницу.)

Страница № 2 "Экология - ключ к судьбам человечества"(Слайд 17)

Экскурсовод: Бондаренко А.В.

(Слайд 18)

Три клада у природы есть:
Вода, земля и воздух -
И три ее основы.
Какая бы ни грянула беда -
Все возродится снова.
Но если:
Впрочем, в наш жестокий век
Понятно всем, что "если" это значит.
О человек!

До недавнего времени человечество в своей промышленной деятельности исходило из соображений, что все необходимые природные ресурсы: вода, воздух, почва, полезные ископаемые - практически неисчерпаемы и бесплатны. Отходы же производства достаточно хорошо рассеять, чтобы сработал механизм самоочищения природной среды. На это рассчитаны выбросы стоков в водоемы, (Слайд 19) газопылевые выбросы в атмосферу через высокие трубы, (Слайд 20) захоронение токсичных отходов под землей или на морском дне.(Слайд № 21)

Однако оказалось, что все эти соображения не соответствуют действительности. Природные ресурсы исчерпаемы, (Слайд 22) а систематическое загрязнение окружающей среды приводит к нарушению экологического равновесия, уничтожению природы. Человек понял, что результатом его собственной деятельности может быть исчезновение всего живого на Земле, в том числе и самого человека.

(Слайд 23) Проблема экологии - одна из важнейших мировых проблем современности. (Слайд 24) Главная составляющая этой проблемы - загрязнение незаменимых природных ресурсов: воздуха, воды, почвы отходами промышленности, транспорта, результатами деятельности человека.

(Слайд 25) Невозможно оценить значение вещи, пока мы не попытаемся обойтись без нее или пока за нее не заплатить.

Представьте себе место, где в полдень солнце нагревает камни настолько, что можно жарить яичницу, а ночи настолько холодны, что диоксид углерода превращается в сухой лед; где солнечные ультрафиолетовые лучи так сильны, что открытая кожа загорает за минуту. Это место Луна. (Слайд 26) Такие суровые условия на ней обусловлены отсутствием атмосферы.

Существование атмосферы на Земле - одно из важнейших условий жизни на ней. (Слайд 27)

Без пищи человек может прожить месяц, без воды - неделю, а без воздуха не проживет и нескольких минут.

На Земле практически не осталось чистого воздуха, а в некоторых промышленных центрах состояние атмосферы просто угрожающее для здоровья. (Слайд 28) Основным источником загрязнения является автотранспорт. Значительная роль в загрязнении атмосферы принадлежит промышленности, в особенности таким отраслям, (Слайд 29) как черная и цветная металлургия, (слайд 30) нефтяная и химическая.

Антропогенное загрязнение атмосферы привело к появлению такого явления, как кислотные дожди. (Слайд 31). Они образуются в результате выбросов в атмосферу окислов серы и азота во время работы тепловых электростанций и автомобильных двигателей. (Слайд 32) Кислотные дожди (Слайд 33) оказывают влияние на все объекты живой и неживой природы.

Главным источником жизни на Земле является вода (Слайд 34). Без нее невозможно существование ни растений, ни животных, ни человека. Но бесконтрольное сбрасывание промышленных отходов превращает реки и моря в сточные канавы. (Слайд 35)

Верхняя часть литосферы, которая непосредственно выступает как минеральная основа биосферы, в настоящее время подвергается все более возрастающему антропогенному воздействию. Уже сегодня воздействие человека на литосферу приближается к пределам, переход которых может вызвать необратимые процессы почти по всей поверхностной части земной коры. (Слайд 36) В процессе преобразования литосферы человек извлек 125 млрд. т угля, 32 млрд. т. нефти и более 100 млрд. т других полезных ископаемых. (Слайд37) Распахано более 1500 млнга земель, заболочено и засолено 20 млн. га. (Слайд 38) Высота терриконов достигает 300 м, горных отвалов - 150 м, (Слайд 39) глубина шахт, пройденных для добычи золота, превышает 4 км.

Широко распространено заблуждение, что в отличие от живых организмов, чутко реагирующих на техногенные воздействия, сама Земля может выдержать что угодно (подземные ядерные взрывы, захоронение токсичных отходов (Слайд 40), хищническую эксплуатацию недр).

Это глубоко ошибочное мнение приводит к бесконтрольному превышению предельно допустимых уровней техногенных воздействий на литосферу. В результате антропогенного воздействия Земля превращается в гигантскую свалку, литосфера испытывает необратимые экологические изменения, последствия которых катастрофичны.

Ничто не исчезает бесследно. Мы являемся лишь звеном в цепи жизни Земли. Недаром говорят: "как аукнется, так и откликнется". Так, например город Дзержинск ученые и медики считают одним из десяти наиболее загрязненных на планете. Продолжительность жизни в нем женского населения равна 47 годам, а мужского - 42 года.

Подведем итог. (Приложение 1)

Звучит музыка. (На доске (экране) календарь перелистывает страницу.)

Страница № 3(Слайд № 41)

"АККУМУЛЯЦИЯ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В ЖИВЫХ ОРГАНИЗМАХ"

Экскурсовод: Милюхина Т.П.

(Раздаточный материал - лотки с оборудованием, на парты участникам игры, учитель помогает провести эксперимент. Схема проведения на экране )

- Различные химические вещества, находящиеся в отходах, попадая в почву, воздух или воду, переходят по экологическим звенья из одной цепи в другую, попадая, в конце концов, организм человека.

Выполним практическую работу.

Убедимся, что наибольшая концентрация вредных веществ будет накапливаться в теле наиболее крупных организмов цепи питания.

Рассмотрим пример цепи, состоящей из 4 трофических уровней:

Продуценты - зеленые растения;

Консументы 1 порядка - головастики, улитки;

Консументы 2 порядка - мелкие рыбы (снеток);

Консументы 3 порядка - хищная рыба-щука.

"Пищевая пирамида" (Слайд 42)

Цель: убедиться, что в загрязненной среде вредные вещества будут накапливаться в теле наиболее крупных организмов.

ОБОРУДОВАНИЕ: стеклянные банки и стаканчики разных размеров; емкость с водой, горошины.

Ход работы

Большая стеклянная банка наполнена водой, будет называться солнечной энергией. Из нее вода, которая символизирует "солнечную энергию", переливается в восемь стаканов.(Слайд 43) Они обозначают растения (продуценты), составляющие первый этап пищевой пирамиды.(Слайд 44) В каждый стакан поместим по одной горошине - символ загрязняющего вещества. Остатки воды выливаются, так как не вся энергия Солнца усваивается растениями, а только ее небольшая часть. Остальная энергия теряется, рассеиваясь в окружающей среде.

Из стаканов "растений" переливаем воду "энергию" в пять стаканов большего размера - это символ головастиков, улиток - консументов первого порядка, составляющих второй этаж пищевой пирамиды.(Слайд 45) Горошины обязательно попадают в них. Разлившаяся вода - энергия, рассеявшаяся в окружающей среде.

Этими организмами питаются консументы второго порядка (мелкие рыбы ит.д.). Их обозначим следующими стаканчиками, которых всего два, так как чем крупнее организмы, тем меньше их число - слишком много пищи им требуется. Горошин же в каждом отдельном стакане оказывается больше.

Содержимое этих стаканов переливают в один - самый большой по объему. Это консумент третьего порядка (крупная рыба).(Слайд 46) Он образует четвертый этаж пищевой пирамиды. Стакан, оказывается почти наполовину, наполнен горошинами, что иллюстрирует, накопление вредных веществ в высших звеньях пищевой пирамиды.

Задание: сделай вывод, запиши на листочке белого цвета.

На выполнение задания 10 минут (макс. балл-5 баллов)

Приложение 2.

Звучит музыка. (На доске (экране) календарь перелистывает страницу.)

Страница № 4 "СВАЛКА ПО ИМЕНИ ЗЕМЛЯ" (Слайд 47)

(Слайд 48)Моя планета - человеческий дом,
Ну, как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава - океан,
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: больше не могу!
Вот она летит, маленькая какая!
Вот она грустит, в думы свои вникая,
Вот она плывет, зыбкой прохладой веет,
Всё ещё живёт! Всё ещё людям верит!
Вот она плывет сквозь грозовую полночь,
Всех людей зовет, просит прийти на помощь!

Вопросы "Куда деть мусор", "Что делать с загрязнениями?" становятся всё актуальнее. И мы попробуем сегодня на них ответить.

I колонка "Что мы выбрасывает или золотые россыпи помоек" (Слайд 49)

Цивилизация - дело грязное. Чем больше развивается человечество, чем больше изобретений и чем комфортней становится жизнь, тем больше отходов, вышедших из строя вещей, и всего того, что еще могло бы послужить, но уже сердцу немило. Стойбища первобытных людей археологи опознают по залежам костей животных и глиняных черепков, наши "стойбища" археологи будущего будут узнавать по свалкам компьютеров и кладбищам автомобилей. (Слайд 50)

(Слайд 51) Содержимое мусорных корзин не отправлялось в небытие, а представляло собой немалую ценность. Обноски, объедки - все пускалось в ход и получало вторую жизнь. Высохшие или заплесневелые хлебные корки шли на изысканные панировки - "Когда корки чистые, мы едим их сами, а когда грязные - скармливаем бюргерам"; апельсиновые корочки - на приготовление ликера кюрасо. Клочки волос со щеток годились для париков и шиньонов.

Из мусорщиков постепенно сформировалась целая каста тряпичников-"клюкарей". Умение рыться в тряпье и мусоре с помощью загнутой палки передавалось от отца к сыну. Объедки, отходы, отжившие свое вещи были для этих людей не только средством к существованию, но и самой основой их жизни. (Слайд 52)

"Отчасти тряпичники питались остатками продуктов, которые добросердечные бюргеры, пекущиеся о незапятнанности своей совести, перед выбрасыванием в корзину тщательно заворачивали. Этим объедкам воздавали должное под алчущими взглядами одетых в лохмотья детей. Заботливые домохозяйки часто оставляли в особых пакетиках спитую кофейную гущу, каковую в каждой халупе заправляли в кофеварки, горделиво стоявшие на почетном месте. Полученный кофе здесь называли "мутной водицей".

И если сегодня в Европе и Америке властвует общество потребления с его девизом "Чем старое чинить, лучше новое купить", то в странах третьего мира профессия мусорщика до сих пор обеспечивает целые семьи.

(Слайд 53) Ежегодно в Российской Федерации образуется около 7 млрд. тонн отходов, из которых используется лишь 2 млрд. тонн, или 28,6 процентов. На территории страны в отвалах и хранилищах накоплено около 80 млрд. тонн только твердых отходов. Особую тревогу вызывает накопление в отвалах и свалках токсичных, в том числе содержащих канцерогенные вещества, отходов, общее количество которых достигло 1,6 млрд. тонн. Не следует забывать и о том, что свалки являются мощным источником образования парниковых газов, что негативно сказывается на экологии уже в глобальном масштабе.

Площадь свалок и полигонов для захоронения отходов достигла в России 107 тыс. га, всего же площадь нарушенных земель превысила 1 млн. га. Объем образования отходов достигает 2,6 млрд. тонн в год, из них 1-4 класса опасности - 287 млн. тонн, в том числе твердых бытовых отходов - 25 млн. тонн. (Слайд 54)

Возьмем для примера г. Новый Уренгой. (Слайд 55)

Администрацией г. Новый Уренгой и иными исполнительными органами местного самоуправления муниципального образования г. Новый Уренгой в 2010 году было вывезено на свалку твердых бытовых отходов всего 236,7 тысяч м3, в том числе от населения 137,32 тысяч м3 отходов потребления. В процентном соотношении на городскую свалку было вывезено бумаги, картона - 36%, полимеров - 6%, пищевых отходов - 38%, стекла - 7%,(Слайд 56) металлов - 7%, текстиля - 6%. Утилизация твердых бытовых отходов осуществляется за счет бюджета МО г. Новый Уренгой. По данным отчета на эти цели было израсходовано более 14 миллионов рублей. Хотя коммунальные службы города стараются не допустить пожаров на полигоне, свалка начинает самопроизвольно дымиться, так как в её недрах, не прекращаясь, идут химические процессы. Образовавшийся в результате дым направляется в город, что естественно вызывает недовольство горожан. Ведь помимо едкого запаха человек вдыхает опасные для организма вещества - диоксиды вызывающие развитие раковых опухолей. (Слайд 57-58)

II колонка "Химическое загрязнение" (Слайд 59)

Экологическая викторина (Слайд 60 - 62)

Приложение 3.

III колонка "Спасем планету Земля или 20 простых способов как помочь природе" (Слайд 63)

20 простых способов как помочь планете.

Помощь окружающей среде или "зеленая" жизнь совершенно не обязательно должна быть связана с головной болью. Наоборот, зачастую это очень просто. Да и мысль о том, что один человек ничего не изменит, далека от правды. Если каждый из нас уделит хоть немного внимания этому вопросу - изменения будут столь значительны, что не заметить их будет трудно.

1. Выключайте компьютер на ночь (Слайд 64).

Тем, что вы выключите компьютер, а не оставите его в спящем режиме, вы можете сэкономить до 40 киловатт электроэнергии в сутки. Если вы не хотите утром ждать загрузки компьютера, то почему бы ему не загружаться пока вы умываетесь? Или же можно поставить его на автоматическое включение за пару минут до времени, когда вы просыпаетесь. То же самое касается и других электрических приборов - все лучше выключить полностью.

2. Используйте обе стороны бумаги.

Не стоит забывать о том, что у каждого листа две стороны и в большинстве случаев не будет проблемой, если вы распечатаете или скопируете что-нибудь на обеих сторонах. Или же вторую сторону можно использовать просто для личных заметок. Для того, чтобы быстро и просто сократить количество используемой бумаги вдвое, настройте свой принтер на печать с обеих сторон по умолчанию.

3. Становитесь вегетарианцем раз в неделю.

Всего лишь одно блюдо без мяса в неделю в вашем рационе уже поможет планете и вашему здоровью. Например, для производства 500 грамм говядины необходимо 2500 литров воды. Кроме того, таким образом вы поможете сохранить деревья.

4. Стирайте в теплой воде.

Если все домохозяйства стран СНГ при стирке будут вместо очень горячей воды использовать просто теплую, это может сохранить несколько десятков тысяч баррелей нефти в день. Кроме того, разумно не стирать грязные вещи сразу, а подождать, чтобы при стирке загружать стиральную машинку полностью.

5. Используйте на одну салфетку меньше.

В среднем за год каждый американец использует 2,000 салфеток - около 6 каждый день. Если бы каждый использовал всего на одну салфетку меньше в день, за год было бы израсходовано на полмиллиарда килограмм салфеток меньше.

6. Выключайте свет.

Всегда выключайте свет при выходе из комнаты, если там установлена лампа накаливания. В случае флуоресцентных ламп роль играет количество включений и выключений, поэтому их стоит отключать лишь в случае, когда вы выходите из комнаты более чем на 15 минут.

7. Упаковывайте креативно.

Подарочные упаковки, пакеты или же яркую цветную бумагу вполне можно использовать повторно. А если добавить старые карты, журналы, газеты или даже материал ненужной одежды, то можно сделать нечто действительно оригинальное и интересное. Кроме того, что повторное использование будет полезно окружающей среде, такая обертка понравится и получателю подарка.

8. Покупайте меньше воды в пластиковых бутылках.

Около 90% пластиковых бутылок не перерабатывается, а их разложение займет тысячи лет. Простой выход - используйте одну бутылку много раз, это поможет окружающей среде, вашему кошельку и возможно даже здоровью. Можно также использовать фильтры для воды, очищенная таким образом вода вряд ли уступит по чистоте той, что продается в пластиковых бутылках.

9. Замените ванну принятием душа (Слайд 65).

Попробуйте в течение одной недели не набирать ванну и вместо этого принимать душ. Обычно для ванной нужно в два раза больше воды, чем уходит во время принятия душа. Опять же, вы не только уменьшите количество расходуемой воды, но и заплатите меньше за коммунальные услуги.

10. Чистите зубы с закрытой водой.

Скорее всего, вам об этом уже говорили, но вы все равно не закрываете воду, пока чистите зубы. Вы сможете сэкономить до 19 литров воды в день, если последуете совету. То же самое касается и мытья посуды, некоторые действия в этом процессе тоже не требуют постоянного потока воды.

11. Принимайте душ меньше времени.

Провели под душем на 2 минуты меньше - сэкономили около 38 литров воды. Если бы каждый житель России принимал душ на две минуты меньше, можно было бы сэкономить несколько миллиардов литров воды в год.

12. Посадите дерево.

Это полезно как для воздуха, так и для земли. Дерево будет не только красиво смотреться, но и, возможно, увеличит стоимость участка при продаже. Можно сделать это традицией и, например, сажать по одному дереву для каждого члена семьи раз в год.

13. Измените температуру в доме.

Если вы пользуетесь отоплением и кондиционером, понизьте температуру всего на один градус зимой и повысьте ее на один градус летом. Каждый градус может сэкономить до 10% энергии.

14. Одевайтесь вместо обогревания.

Вместо включения обогревателя на максимальный уровень, просто одевайтесь зимой потеплее. Шерстяные носки или вязаный свитер не только сэкономят энергию, но еще и помогут почувствовать, какое время года на улице.

15. Отдавайте старые мобильники на переработку.

В среднем на сегодняшний день один мобильный телефон используется около 18 месяцев, и таким образом на свалке ежегодно оказывается около 130 миллионов телефонов. Части телефона и батареи со временем будут испускать токсичные элементы в окружающую среду. Поэтому лучше найдите место, где принимают телефоны для последующей экологичной переработки.

16. Выращивайте комнатные растения.

Они не только украсят комнату, но и поспособствуют очистке воздуха и большему количеству кислорода в доме. Кроме того, можно подарить их друзьям вместо срезанных цветов и тогда, возможно, друзья сами начнут их выращивать.

17. Отдавайте вещи.

Прежде чем что-то выкинуть, подумайте, не нужна ли эта вещь кому-либо еще. И даже если она не нужна тем, кого вы знаете, вполне возможно, что ей будут рады в какой-нибудь благотворительной организации.

18. Скачивайте программы из интернета.

Множество программ доступно как на компакт-дисках, так и для скачивания онлайн. При выборе второго способа получения программы можно было бы избежать траты 30 миллиардов дисков, которые продаются и оказываются на свалках каждый год. Кроме того, если вы скачаете программу, то всегда сможете повторить это в будущем, что не всегда доступно при покупке диска.

19. Отключайте зарядное устройство.

Не нужно оставлять зарядное устройство в розетке, когда ничего не заряжается. Многие не знают, что недостаточно просто отключить само устройство (телефон, ноутбук и т.д.), нужно обязательно выдернуть его из розетки, т.к. электричество при этом все равно расходуется.

20. Делитесь этими советами.

Запомните то, что вы прочитали, примените в жизни то, что можете, и рассказывайте своим знакомым. Даже один человек может внести большой вклад, а если мы будем передавать друг другу эти сведения, то такими небольшими шагами окружающей среде будет оказана неоценимая помощь.

(Слайд 66)

Ведущая.

Вот мы и перевернули последнюю страницу нашего журнала. И вместо прощания хочется процитировать Р. Эдберга " Плохо то, что мы до сих пор не сумели осознать, что являемся частицей большого и неделимого целого: Мы не сумели понять, что не Земля принадлежит нам, а мы принадлежим Земле:"

Звучит музыка. (На доске (экране) календарь перелистывает страницу.)

КОНЕЦ.

Литература:

  1. Предметная неделя химии в школе под редакцией К.Н. Задорожного, ИГ "Основа", 2006г.
  2. Окружающая среда и её охрана И.Р. Голубев, Ю.В. Новиков, М. "Просвещение", 1985г
  3. День естествознания в школе Н.Ю. Анашина, Ярославль "Академия развития", 2007г
  4. Сохраним наш мир А.А. Артамонов, Волгоград, 1994г
  5. Современные проблемы утилизации мусора Д.М. Жилин, Химия в школе №1, 1998г.
  6. Журнал "Биология для школьников", № 1 2003г, № 11 2007г.
  7. Экологический бумеранг В.А. Самкова, А.С. Прутченков, Москва, 1995г
  8. Географическая картина мира В.П.Максаковский, Дрофа, Москва, 2006г
  9. Экология, окружающая среда и человек Ю.В. Новиков, Москва, 1998г.

Приложения.