Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Информационно-образовательная среда как фактор повышения качества образования

Разделы: Преподавание информатики, Общепедагогические технологии


Модернизация российского образования имеет своей целью повышение его качества, достижение новых образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества. Она в значительной мере обусловлена тем, что образовательный процесс стал все в меньшей степени соответствовать социальным ожиданиям.

И.С. Якиманская [4] отмечает: чем разнообразнее школьная среда, тем эффективнее процесс обучения с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика, его интересов, склонностей, субъективного опыта, накопленного в обучении и реальной жизни. Выделим две основные идеи. Во-первых, необходимость разнообразия среды обучения. Ясно, что использование средств ИКТ способствует этому. Во-вторых, требование индивидуализировать обучение, адаптировать его к познавательным потребностям и интересам обучаемых. И эту проблему достаточно эффективно могут решить ИКТ.

Обращение к информационно-коммуникационным технологиям существенно расширяет состав и возможности ряда компонентов образовательной среды. Так, к числу источников учебой информации в этих условиях можно отнести базы данных и информационно-справочные системы, электронные учебники и энциклопедии, цифровые образовательные ресурсы Интернета и т.д. Как инструменты учебной деятельности можно рассматривать компьютерные тренажеры, контролирующие программы и т.д., как средства коммуникаций -локальные компьютерные сети или Интернет. Среду, складывающуюся на основе средств информационно-коммуникационных технологий, можно назвать информационно-коммуникационной образовательной средой (ИКОС). В таких условиях изменяются роли субъектов: в центре обучения оказывается сам обучающийся – его мотивы, цели, его психологические особенности. Все методические решения (организация учебного материала, использованные приемы, способы, упражнения и т.д.) преломляются через призму личности обучаемого -его потребностей, способностей, активности, интеллекта и др. .[2]

Наличие информационных технологий обучения зачастую делает возможным получение образовательных результатов, которые в рамках традиционной образовательной среды недостижимы.

Новые информационные и коммуникационные технологии, как отмечают Л.Ю. Невуева и Т.А. Сергеева [3], окажут принципиальное воздействие на процесс обучения в том случае, если будут включены в соответствующую их возможностям модель обучения. Образовательную среду, формируемую на базе средств ИКТ, целесообразно разрабатывать, во-первых, в рамках личностно ориентированного обучения, во-вторых, с опорой на достижение новых образовательных результатов -приоритетное формирование у обучаемых исследовательских и проектных умений и способностей. Только в этом случае электронные образовательные ресурсы смогут принципиально (по целевому основанию) изменить образовательную деятельность, в которую включаются.

На своих уроках используем мультимедийный учебно-методический комплект “Уроки Кирилла и Мефодия”. Это электронные образовательные ресурсы нового поколения, ориентированные на инновационное развитие российского образования и соответствующие существующим образовательным стандартам по предметам начального обучения. Комплект содержит наборы учебных медиаобъектов к урокам по различным предметам обучения и простую эффективную систему управления учебным процессом, как со стороны учителя, так и со стороны ученика. Применение таких пособий на уроках позволяют быстро подготовить и организовать различные формы обучения на занятиях: наглядные демонстрации нового материала, интерактивные практические занятия по отработке умений и закрепления знаний. Кроме этого использую на уроках математики, русского языка и окружающего мира мультимедийные приложения с готовыми презентациями, интерактивными плакатами, тренажерами, модулями для уроков из серии “Уроки с применением компьютерных технологий” как для повторения и контроля знаний,так и для представления нового материала. В электронных сборниках содержатся тесты, филворды, кроссворды, логические задания, готовлю свои презентации. Мультимедийная презентация – сложный информационный объект (существующий в пространстве и времени урока). Презентация состоит из слайдов-особых информационных объектов, выводимых на экран в виде иллюстрации (плакатов, таблиц), либо последовательно, либо по частям(линейно или многослойно)в последнем случае имеем интерактивный или анимированный плакат.

На уроках физики и информатики используем сборник с мультимедийным приложением к каждому уроку — где содержатся информационные материалы, проблемные вопросы, видеофрагменты с показом физических опытов, тестовыен задания разной степени сложности как базового, так и повышенного уровней, уроки Кирилла и Мефодия” Для учителя это очень большое подспорье. Однако, перед учителем стоит сложная задача:чтобы в процессе урока произошло интегративное слияние психолого– педагогических целей учителя и учеников, уровня развития детей и особенности восприятия ими визуальной информации на уроке с содержанием и эффектами презентации. В.Н.Погодин, исследовавший особенности конструирования современного мультимедийного урока, отмечает, что ИКТ-компонент на уроке – это скорее ассситент, который постоянно под рукой, партнер, позволяющий обустроить урок более интересно и продуктивно, поэтому применение техники не доминирует на уроке, но подчиняется целям и задачам поставленным учителем при изучении той или иной темы.[1]

Огромную роль играет использование цифровых образовательных ресурсов сети Интренет. Учителю предоставляется возможность использования практически любой необходимой информации для обеспечения образовательного процесса. Приложение 1

Использование электронных образовательных ресурсов имеет ряд особенностей: 1) повышение мотивации детей к обучению и самостоятельной учебной активности, благодаря увеличению разнообразия материала и усилению его интерактивности и наглядности; 2) повышение ритмичности уроков, благодаря возможности управления темп