Урок русского языка по теме "Орфограмма – гласные буквы "Е" и "И" в приставках -пре и -при"

Разделы: Русский язык


Данный вид орфограммы сложен для овладения учащимися, во-первых, потому, что касается различения на письме букв Е и И не в одной, а в двух приставках, во-вторых, потому, что условия выбора букв Е и И связаны с различием смысла, в-третьих, потому, что правило, регулирующее выбор букв Е и И в этих приставках, не распространяется на большое число слов, в которых ПРЕ и ПРИ стали частью корня и потеряли присущие им значения.

На изучение данного вида орфограммы отводится четыре урока. На первом из них изучаются условия выбора букв Е и И в приставках ПРЕ и ПРИ. Этот урок предоставлен ниже.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с орфографическим правилом, регулирующий выбор букв Е и И в приставках ПРЕ и ПРИ;
  • Начать формировать умения различать на письме приставки ПРЕ и ПРИ;
  • Развивать умение анализировать изучаемое орфографическое явление;
  • Воспитывать потребность овладеть грамотным письмом.

Оборудование: Рисунки, с объяснением написания приставок ПРЕ и ПРИ; альбомный лист, карандаш; толковые словари школьника.

Ход урока

1. Повторение пройденного материала

– Ребята, как вы думаете, много ли приставок в русском языке? Какие приставки вы знаете, назовите.

– Назовите важное условие для того, чтобы не ошибиться в написании приставок? (Прежде всего, надо уметь разбираться в составе слова).

– У вас на столах карточки. Будем разбирать слова по составу “цепочкой”, выделяя приставки, заменяя их другими, или отбросьте совсем и посмотрите, как изменяется значение слова.

Образец:

Преподавать – пре – по – да – ва – ть; подавать, давать, передавать, отдавать, предавать, задавать, поддавать и т.д.

Беспросветная, безрассветный, бесперебойный, безотрадный, возобновить, беспристрастный, преувеличивать, расположить, перераспределить, превозносить, предначертать, превосходить, несоразмерный, несовместимость, непредусмотрительный, приподнимать, отоприте, предупредить, допризывник, непреоборимый, разуверять, воспринять, поселить, попрекать, прибыть.

2. Объяснение нового материала

Ребята, очень важно уметь правильно выделять в слове значимые части, то есть корень, суффикс, приставку. Сегодня мы остановимся на значимой части слова – приставке, а именно: правильное написание приставок ПРЕ и ПРИ.

– Так что же такое приставка?

– Вы знаете, что есть приставки, которые, независимо от того, как они произносятся, пишутся всегда одинаково. Например: вбежать, вогнать, набрать, облысеть, сожаление.

– А есть приставки, которые в безударном положении произносятся одинаково, но пишутся по-разному. Это приставки ПРЕ и ПРИ. Для правильного написания этих приставок важно знать их значение. Обратите внимание на рисунок №1, на котором мы видим:

Мальчик перепрыгивает через забор, который преградил ему путь. Это неожиданное препятствие он преодолел легко. Он перепрыгнул, но можно было и перелезть.

– Запишите слова:

Преградил, препятствие, преодолел.

– Назовите приставки в этих словах (ПРЕ). Какое значение эта приставка вносит в слово? (Значение “через” “по-иному”, близкое к значению приставки ПЕРЕ).

ПРЕВРАЩАТЬ – делать иным. Такое же значение приставки в словах преграда, преступник.

ПРЕ = ПЕРЕ – “через”, “по-иному”

– Теперь возьмите карандаш и бумагу. Будем рисовать цветок.

– Не правда ли, получился ПРЕХОРОШЕНЬКИЙ цветочек, ОЧЕНЬ хорошенький! Вместо приставки ПРЕ мы употребили слово ОЧЕНЬ, и смысл не изменился. Значит, приставка ПРЕ легко заменяется словом ОЧЕНЬ и показывает, что какого-то качества очень много, больше нормы.

ПРЕ = ОЧЕНЬ

3. Закрепление материала.

Запись слов с помощью толкового словаря.

Определите значение слов по толковому словарю. Что показывает в них приставка ПРЕ?

Пребогатый, пребольно, превозмочь, превозносить, превосходный, превратить, превысить, преградить, преобразовать, преподавать, перепоручить, преспокойно, пресытиться, преуменьшать, преуспевать.

4. Чтение правила по учебнику.

– Рассмотрите таблицу на с. 68 учебника и сформулируйте правило о написании приставки пре-. Сравните его с правилом в учебнике на с. 69.

5. Физминутка

– Разберем значение приставки ПРИ. Посмотрите на рисунок 2.

Поезд ПРИБЛИЖАЕТСЯ к станции, он всё ближе и ближе. ПРИШЁЛ начальник станции, ПРИБЕЖАЛИ пассажиры. Наконец поезд совсем ПРИБЛИЗИЛСЯ.

Оттенок близости, сближения даёт приставка ПРИ.

Обратите внимание на рисунок 3.

Два мальчика, недавние враги, теперь они ПРИМИРИЛИСЬ и будут дружно играть. “Я присоединяюсь к вашей группе”, – говорит один другому.

Приставка ПРИ придаёт словам значение приближения, присоединения, т.е. сближения. Она имеет и другие значения, смотрим на рисунок 4.

Два мальчика в комнате. Один ПРИСЕЛ на краешек стула и ждёт, что его вот-вот позовут. Другой мальчик ПРИОТКРЫЛ дверь и ПРИСЛУШИВАЕТСЯ.

Вы заметили, что мальчик не сел, а чуть-чуть ПРИСЕЛ, другой не слушает, а ПРИСЛУШИВАЕТСЯ.

Таким образом, мы видим, что приставка ПРИ показывает на то, что действие совершается не в полном объёме, то есть приставка показывает неполное действие.

Вновь возвращаемся к нашим рисункам и смотрим на рисунок 5.

При школе есть участок – ПРИШКОЛЬНЫЙ, а рядом с озером построили город – ПРИОЗЁРНЫЙ.

В данном случае приставка ПРИ показывает на близость предметов.

Значение сближения, приближения, близости, неполноты действия – основное. Приставка ПРИ имеет ещё добавочные значения доведение действия до конца (ПРИДУМАТЬ), совершение его в чьих-либо интересах (ПРИПРЯТАТЬ).

– Давайте все вместе подведём итог и ещё раз повторим правило написания приставок ПРЕ и ПРИ:

ПРАВИЛО

Приставка ПРЕ придает словам значение “через”, “пере”, то есть перехода через границу чего-либо, за пределы нормы.

Приставка ПРИ придаёт словам значение приближения, присоединения, близость, неполноты действий

6. Игра “Не спутай кармашки”

Игра “Не спутай кармашки”.

Прикрепить, прийти, пришить, приморье, присесть, привокзальный, прибежать, приоткрыть, приклеить, приехать, привстать, пришкольный.

– Что общего у всех этих слов?

– Назовите четыре значения приставки при-.

Домашнее задание: придумать предложение со словами, начинающимися на приставки пре- и при-, и записать на отдельном листе (пропустить гласные в приставках); упражнение 155.