Интегрированное занятие познавательно-экспериментальной деятельностью в подготовительной группе "Невероятные приключения на необитаемый остров"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание: Развивать поисковую деятельность детей на основе поставленной проблемы. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков:

– экспериментирование с объектами живой и неживой природы;

– создание предметов – заменителей.

Совершенствовать стиль партнёрских отношений и эмоционально – чувственную сферу. Активизировать мышление детей в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций. Воспитывать умение вести себя в экстремальной ситуации.

Активизации словаря: Необитаемый, фильтрация, арахис, грецкие, кедровые орехи, поролон, пенопласт.

Материал к занятию: план-схема с изображением животных и птиц, предметов (кенгуру сумка; слон – пылесос; улитка – дом; дятел – молоток; птица – самолет; кит – пароход, павлин веер). Лента выживания. Картинки: костер, бутылка, сигнал SOS. Игрушки (обезьянка крокодил, змея, паук); пенопласт, деревянная дощечка, картон, очки, бинокль, сеть, веревка, клочки бумаги, банки из-под кофе (стеклянная и металлическая), стакан пластиковый. Термос с горячей водой, бумага для изготовления стаканчиков. Воронки, банки с мутной водой, пластиковые стаканчики, вата, промокательная бумага, кусочки ткани, марля.

Мешочки с орехами (грецкими, кедровыми, арахисом). Ракушки, камешки.

Предварительная работа: знакомство с историей создания предметов.

Ход занятия

Воспитатель: Доброе утро! Я рада вас видеть! (обращаясь к детям) Что бы вы хотели пожелать друг другу?

Дети: Доброе утро! Всего хорошего! Хорошего дня! Доброго здоровья!

Воспитатель: Давайте, возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу и пожелаем доброго утра. (Дети и воспитатель взявшись за руки, говорят:“Доброе утро”!)

Воспитатель: Я вижу – у вас сегодня хорошее настроение. Интересно послушать, почему?

Дети: Потому что сегодня хорошая погода.

– Потому что мама поцеловала меня утром.

– У меня хорошее настроение, потому что я помирилась с Алиной.

Воспитатель: А я думаю, что у вас хорошее настроение ещё и потому, что сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по морю. На чём мы можем отправиться в плавание?

Дети: На корабле, теплоходе, пароходе, яхте, на плоту.

Воспитатель: Занимайте места уважаемые пассажиры. Скажите, кто из тех, кто остался на берегу, для вас самый родной человек?

Дети: Для меня мама и папа.

– Для меня ещё бабушка и дедушка и т.д.

Воспитатель: Что мы пожелаем тем, кто остался на берегу?

Дети: Счастливо оставаться!

– Не скучайте без нас!

– До свидания! До скорой встречи! и т.д.

Воспитатель: А сейчас закройте глаза и представьте, что вокруг нас безбрежное море, чайки кружатся над волной, вдалеке резвятся дельфины. (Звучит тревожная музыка) Но вот налетел ураган, пошёл сильный дождь, на море разыгрался шторм! Держитесь крепче за руки, чтобы волной нас не выбросило за борт! Смотрите! Буря нас выбросила на берег. Ветер стихает, а вот и солнце выглянуло! Представьте, как оно согревает ваше лицо, руки. Что вы чувствуете?

Дети: Мне тепло, даже жарко.

– Мне приятно, хорошо.

Воспитатель: Интересно, где это мы оказались? Со всех сторон нас окружает вода. Что вы чувствуете?

Дети: Мне страшно.

Мне интересно, куда мы попали?

Воспитатель: Кто из вас догадался, где мы?

Дети: Мы на острове, потому что со всех сторон мы окружены водой.

Воспитатель: Как же образовались на Земле острова?

Дети: Сначала наша планета была залита водой, потом климат потеплел, вода стала испаряться, и появилась суша,

(Рассматривание с детьми глобуса, нахождение на нём острова)

Воспитатель: А где же ваш остров? Найдём его на карте. Вот он. Какой маленький! Что же сделать, чтобы нас заметили проходящие суда?

Дети: Можно зажечь костёр на берегу.

– Можно написать записку, положить в бутылку, закупорить и бросить далеко в море.

– Надо покричать, построить плот.

– Можно выложить на берегу сигнал SOS.

Воспитатель: Всё это мы и покажем на нашей ленте выживания (помещаем на ней изображения костра, бутылки, сигнала SOS). Давайте попробуем выложить сигнал SOS (дети выкладывают его по образцу из камней, ракушек). Превосходно! Скажите, если бы мы решили строить плот или лодку, какой из этих материалов вы бы выбрали?

(Предлагаю детям лежащие на столе материалы для строительства плавучего средства: пенопласт, поролон, картон, дерево).

Дети: Я бы выбрал пенопласт, потому что он не тонет в воде.

– А я бы выбрала дерево, оно прочнее и тоже не тонет.

(Проводится эксперимент, где дети определяют материалы на плавучесть).

Воспитатель: Какие материалы нам не подходят? Почему?

Дети: Это картон и поролон. Они впитывают воду, размокают и тонут.

(Дети проверяют правильность суждений).

Воспитатель: Интересно, были ли до нас тут люди? Если никто не живет на острове, как его можно назвать?

Дети: Необитаемый остров.

Воспитатель: Давайте, обследуем его. Но будьте осторожны. На каждом шагу нас подстерегают опасности. Кого следует остерегаться?

Дети: В лесу могут быть змей.

– На острове могут быть ядовитые науки.

– В реке плавают крокодилы, а в море – акулы, пираньи. (Дети раскладывают их изображения на ленте выживания).

Воспитатель: Попробуем найти на острове что-нибудь, что нам пригодиться. (Дети обходят группу и находят очки, бинокль, банку из-под кофе, сеть, веревку).

Воспитатель: Покажите, что вы нашли? Как это может нам пригодиться?

Дети: Сетью можно ловить рыбу. В бинокль можно смотреть, не плывут нам на помощь. Бумага нужна, чтобы разжечь костер.

Воспитатель: Как же мы разведём костер, ведь у нас нет ни спичек, ни зажигалки?

Дети: Можно линзами очков поймать солнечный луч и направить его на сухие ветки.

– Или стучать камень о камень, пока не получится искра.

– Можно вращать деревянную палочку на дереве.

Воспитатель: С вами не пропадешь. А для чего нам может пригодиться банка?

Дети: Можно из нее пить, как из стакана.

Воспитатель: Давайте проверим, из какой банки удобнее пить. (Наливаю горячую воду в металлический, стеклянный, пластмассовый, деревянный сосуды: дети осторожно трогают их руками). Какой сосуд нагрелся больше?

Дети: Металлический.

– Деревянный меньше нагрелся.

Воспитатель: А если бы мы не нашли ничего, из чего можно попить? Из чего можно сделать стаканчик?

Дети: Из кожуры от апельсина, кокоса, из бумаги.

Воспитатель: Верно! Давайте попробуем сделать стаканчик!

(Дети изготавливают бумажные стаканчики).

Воспитатель: Ну и жара на этом острове! Так хочется пить! Можно ли пить морскую воду?

Дети: Нет, нельзя, потому что она солёная.

Воспитатель: Что же делать?

Дети: Можно поискать родник.

– Выжать сок из апельсинов.

– Собрать дождевую воду, росу с листьев.

Воспитатель: Можно ли такую воду пить сразу?

Дети: Нет, она грязная, в ней могут быть мусор, микробы.

Воспитатель: Надо ее очистить или профильтровать.

(Дети подходят к столу, на котором стоит налитая в банки мутная вода, рассматривают разные очистительные средства: вата, марля, ткань, фильтровальная бумага; дети процеживают воду, выясняют, какой фильтр лучше очищает воду).

Воспитатель: Молодцы! Прекрасная работа! А можно ли эту воду пить сразу?

Дети: Нет, ее надо прокипятить.

Воспитатель: Умницы! Я думаю, вы проголодались. Но запасы продуктов утонули. Что будем делать?

Дети: Можно поискать в лесу фрукты, ягоды.

– Можно ловить рыбу.

Воспитатель: Я нашла на острове что-то вкусное и питательное. Попробуйте догадаться, что это у меня в мешочке.

(Дети на ощупь определяют – орехи).

Каких орешков я не нашла на этом острове?

Дети: Кедровых потому что они растут только у нас в Сибири.

Воспитатель: Возьмите по одному грецкому ореху и повторяйте за мной:

Я катаю свой орех,
Будет он круглее всех.
Покатаю я в руках круглые орешки,
Будут ловкими теперь пальчики, ладошки.

(Дети катают орехи между ладонями в разных направлениях, повторяя слова).

Воспитатель: Приближается ночь. Где же нам ее провести?

Дети: Можно найти пещеру и там переночевать.

– Можно сделать шалаш из веток и листьев.

– Можно сделать дом из камней.

Воспитатель: Молодцы! Но что это? Я слышу звук самолета! Кто-то спешит нам на помощь. Надо привлечь его внимание!

(Дети кричат, размахивают руками, платками, воспитатель машет шестом с привязанным к нему яркой косынкой).

Ура! Нас заметили! (Дети радуются, обнимаются). Занимайте места в самолете! Вот и вернулись мы домой! Как хорошо! Как приятно общаться с такими умными детьми! Но наше путешествие заканчивается. Мы расскажем, всем о наших приключениях, напишем книгу о них и поместим туда свои рисунки. Назовем её “Необыкновенные приключения на необитаемом острове”.

А сейчас мы угостимся и угостим близких вкусными и питательными орешками. Станцуем танец Победителей. Ведь мы выжили на необитаемом острове!

(Дети под музыку танцуют танец)