Фототерапия как психокоррекционный метод в работе школьного психолога

Разделы: Школьная психологическая служба


В настоящее время в литературе все чаще используется понятие “фототерапия”, а так же разрабатываются методы, связанные с применением фотографии в контексте арт-терапии. Фототерапия – это психокоррекционное применение фотографии и рисунка, направленное на развитие и гармонизацию личности. Каким же образом школьный психолог может применить данный психокоррекционный метод в работе с детьми?

Для детей и подростков естественнее выражать свои мысли и чувства не словами, а посредством образов, так же как и рисунок, фотография способна выступать для них важнейшим средством общения с окружающим миром. В работе психолога в школе фототерапия может применятся как элемент психологического тренинга, а также можно использовать в контексте арт-терапии. Цели применения фототерапии: развитие памяти, внимания, тренировка визуального и понятийного мышления, развитие тонкой моторики, совершенствование навыков самоконтроля и психологических защит, раскрытие внутренних ресурсов личности и творческого потенциала, а также актуализация и проявление латентных потребностей и свойств личности. Фототерапия включает в себя те формы работы, которые можно применить с целью решения проблем адаптации. Работа по методу фототерапии может предполагать использование готовых снимков из семейного альбома, снимков детей и подростков на заданную, актуальную тему, различные фотоколлажи и ассамбляж. Также это могут быть снимки сделанные психологом в течение работы с группой. Для планирования работы в школе с детьми требующими особого внимания по методу фототерапии необходимо знать и учитывать функции фотографии.

Функции фотографии (по А.Копытину)

Фокусирующая функция связана со способностью фотографии оживлять воспоминания и приводить к повторному переживанию событий, имевших место ранее, — как положительно, так и отрицательно окрашенных. Данная функция связана с проявлением ранее скрытых свойств личности, ее потребностей и тенденций. Ребенок может открыться самому себе и окружающим с новой стороны благодаря, например, тому, что снимки запечатлели его в непривычном состоянии. Фотография может способствовать раскрытию и укреплению внутренних ресурсов, быть стимулом к дальнейшему развитию.

Коммуникативная функция фотографии состоит в том, что она может передавать чувства и представления, а в более широком смысле — быть средством восприятия, переработки и передачи информации.

Стимулирующая функция связана с тем, что при создании и восприятии снимков происходит активизация разных сенсорных систем — прежде всего зрения, кинестетики, тактильной чувствительности.

Объективирующая функция в какой-то мере связана с фокусирующей и заключается в способности фотографии делать зримыми переживания и личностные проявления ребенка, отражающиеся в его внешнем облике и поступках. Ребенок может понять, в какой степени его мимика и поза, прическа, одежда, интерьер помещения, где он находится, его друзья в кадре связаны с его чувством и потребностями в изменении своего “Я”.

Отражение динамики внешних и внутренних изменений. Данная функция проявляется в том случае, когда имеется достаточное количество снимков, позволяющих провести анализ определенных этапов жизни ребенка и увидеть, насколько различаются оформление его внешности, поведение и окружающая среда в разные моменты жизни.

Организующая функция. Фотосъемка немыслима без способности ребенка осуществлять свой выбор и определенным образом “встраивать” объект восприятия в систему личных значений, соотносить его со своими потребностями и опытом.

Смыслообразующая функция заключается в способности фотографии помочь ребенку увидеть смысл поступков и переживаний — как своих собственных, так и других людей. Фотография позволяет “остановить мгновение” и сфокусироваться на нем, что в обыденной жизни многим недоступно.

Экспрессивно-катарсическая функция реализуется как через восприятие готовых снимков, так и через их создание. Повторное, иногда более глубокое переживание чувств и их вербальное и невербальное выражение во время просмотра фотографий, особенно если это происходит в присутствии понимающих собеседников, способно приводить к эмоциональному “очищению” и освобождению от тягостных переживаний. Если при создании снимков ребенок находится в кадре, эта функция осуществляется в фотографии за счет выражения чувств посредством позы, мимики, костюма или его атрибутов.

Упражнение с использованием фотографии при групповой работе с детьми 5-го класса.

Содержание: Учащимся необходимо разделиться на несколько групп. Далее предлагается создание группового коллажа, используя вырезки из журналов, и возможно, личные фотографии на тему “Трудности с которыми мы столкнулись в 5 классе”. Каждой группе необходимо рассказать о содержании своей работы. Целью такого занятия может быть снижение уровня тревоги в период адаптации.

Заключение

Фототерапия – метод терапии творческим самовыражением, разработанный в1989.

Этот метод, не предназначен для развития творческих функций и эстетических запросов взрослого человека, или ребенка, а служит целям самопознания и самовыражения, поиску своих уникальных душевных возможностей и духовных потребностей, своего смысла жизни среди людей с другими характерами.

Литература

  1. Копытин А.И. Техники фототерапии. – СПб.: Речь, 2010.
  2. Фототерапия: Использование фотографии в психологической практике/ Под ред. А.И. Копытина. – М.: Когито-Центр, 2006.
  3. Копытин А., Платтс ДЖ. Руководство по фототерапии. – М. “Когито-Центр”, 2009.