Занятие по теме "Я смогу сделать выбор. Устраиваемся на работу по правилам"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель занятия: Закреплять знания старшеклассников о необходимости четкого и правильного выбора профессии, ориентации в области рабочих профессий, востребованных в нашем городе.

Задачи:

  • Развивать представления о правилах устройства на работу;
  • Коррегировать мотивационно-личностную сферу;
  • Воспитывать положительное отношение к профессиям, связанным с производительным трудом.

Используемый инструментарий:

ДВД-плеер, магнитофон, лист ватмана с кроссвордом, наглядная информация о правилах устройства на работу, раздаточный материал по составлению резюме, бейджики.

Ход занятия

1 часть. Эмоциональный настрой.

Психолог: “Вы – выпускники! Перед Вами открывается большая жизнь. Завтра Вы пойдете трудиться на предприятия или продолжите обучение в профессионально-техническом училище. Как сказал великий русский классик В. Г. Белинский: “Найти свою дорогу, узнать свое место – в этом все для человека, это для него сделаться самим собой”

Сегодня наше с Вами занятие посвящено заключительному этапу в школе, Вашему будущему, и конечно же настоящему. Впереди предстоит практика и экзамен, который необходимо достойно выдержать.

2 часть.

Перед Вами лежат незаполненные бейджики, предлагаю Вам их заполнить. Напишите Ваше имя и предполагаемую будущую профессию.

Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов:

  • С какого возраста можно пойти работать?
  • Что такое временная работа?
  • Какие документы работодатель вправе потребовать от Вас при приеме на работу?
  • Какими документами оформляется трудоустройство?
  • Почему нужна трудовая книжка?

Памятка, которая поможет Вам при трудоустройстве, находится на Ваших столах.

Какие могут возникнуть затруднения при выборе профессии?

  • Отношение к выбору профессии как к выбору случайному, под действием обстоятельств.
  • Выбор профессии за “компанию”;
  • Существующее мнение, что рабочие профессии недостойны, не престижны;
  • Незнание или переоценка своих физических возможностей, особенностей, недостатков.
  • Увлечение только внешней стороной профессии;
  • Неумение четко предъявить будущему работодателю свои возможности по данной профессии, правильно заполнить необходимые при приеме на работу документы (заявление, характеристика, анкета)
  • Не всегда ответственное отношение к самой профессии.

Какие необходимо знать правила выбора профессии:

  • Необходимо изучить и определить, какие профессии требуются в нашем городе и районе.
  • Важно хорошо знать самого себя, свои интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера и здоровье.
  • Следует выбрать наиболее соответствующую Вашим возможностям профессию.
  • Подробно изучите всю информацию по данной профессии: содержание работы, условия труда требования, которые предъявляет эта профессия к человеку.
  • Посоветуйтесь, прежде, чем выбрать профессию с педагогами, родителями, врачами, психологом, представителями организаций, специалистами “Центра занятости населения г. Вязники”
  • Выбрав для себя будущую профессию, необходимо проявить настойчивость в ее овладении.
  • Будьте целеустремленными, старайтесь иметь четкие жизненные планы. Не переоценивайте свои возможности.

3 часть. Выполнение практических ситуаций и заданий.

1. “Учимся составлять резюме”

Необходимо заполнить резюме (представление о своих профессиональных качествах при приеме на работу работодателю)

Ваша фамилия, имя и отчество.

  • возраст.
  • образование
  • желаемая профессия
  • опыт работы
  • ваши навыки и умения
  • Ваши сильные и слабые стороны.

2. “Ребусы”

Посмотрите, пожалуйста, на предложенные ребусы и попробуйте их разгадать. Отгадав их, Вы узнаете, какие профессии в нашем городе являются самыми нужными и востребованными.

(продавец, воспитатель, строитель, санитар, слесарь)

3. “Готовимся к работе”

Перед Вами наборы слов:

нитки, гвозди, строгать, склеивать, рассматривать, вычислять, готовить, образец, определить, рассмотреть, заготовка, замер, игла, ткань.

Попробуйте объединить между собой эти слова по смыслу в небольшие группы. Объясните свой выбор.

4. Разделите на бумаге число “двенадцать” на две равные части, чтобы половина этого числа была “семь”.

Ваши знания и смекалка помогут в дальнейшей профессиональной деятельности.

5. “Мои ценности”

Перед Вами список значимых для человека ценностей –

  • семья,
  • любовь,
  • машина,
  • квартира,
  • здоровье,
  • жизнь,
  • любимая работа,
  • друзья,
  • много денег, материальный достаток.

Попробуйте выбрать из списка те, которые на Ваш взгляд являются наиболее социально-значимыми для человека. Запишите их. Выполняйте это упражнения регулярно и постепенно Вы поймете, что такие ценности, как здоровье, жизнь человека, создание семьи, любовь, любимая работа являются одними из приоритетных. Только при наличии данных ценностей человек будет стремиться к тому, чтобы любимая семья была обеспечена, как материально, так и духовно, человек будет постоянно самосовершенствоваться, развиваться в процессе профессиональной деятельности, укреплять свое психическое и физическое здоровье в процессе общения с людьми, в том числе и на работе.

И в заключении мне хотелось бы Вам пожелать:

  • Старайтесь иметь реальные жизненные цели и ценности, постоянно думайте о них, идите к ним маленькими, но уверенными шагами.
  • Будьте открыты для общения – открытый человек имеет больше шансов на профессиональные успехи.
  • Старайтесь отстаивать свою точку зрения спокойно и уверенно, самое главное не агрессивно – агрессивный человек получает такую же ответную реакцию, какая идет от него.
  • Проявляйте свои профессиональные знания спокойно и ненавязчиво.
  • Умейте проявить свои положительные качества характера в любой жизненной ситуации, в том числе и профессиональной деятельности.

В завещании Матери Терезы об отношении к жизни сказано:

“Жизнь – это возможность. Воспользуйтесь ею.
Жизнь – это красота. Увлекайся ею.
Жизнь – это мечта. Осуществи её.
Жизнь – это вызов. Прими его.
Жизнь – это жизнь. Завоюй её.”