Классный час с элементами дискуссии "Влияние питания на здоровье"

Разделы: Классное руководство


“Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений”. (Всемирная организация здравоохранения)

“Надо, чтобы ум был здравым в теле здоровом”. (Ювенал)

Цели классного часа:

  1. Развитие ориентации на здоровый образ жизни, понимание важности здорового питания.
  2. Создание доброжелательной атмосферы, направленной на повышение внутригруппового доверия и сплочённости классного коллектива;
  3. Обучение моделированию взаимоотношений с помощью активных форм деятельности
  4. Формирование у учащихся уважения к другому мнению.

Оборудование:

  • Выставка рисунков: “В здором теле – здоровый дух”.
  • Мультимедийные средства (слайды).
  • Солнышко (здоровье) и лучи (факторы влияющие на здоровье).

““Здравствуйте!” говорим мы при встрече друг другу, желая, в первую очередь здоровья, а уже потом всего остального. Мы можем менять свои костюмы, прически, но не можем менять себя. Организм нам дается один на всю жизнь. Очень важно это помнить и заботиться о нем. Надо помнить, что каждый кует свое здоровье сам”

Тема нашего классного часа “Влияние питания на здоровье”. Мы не просто выясним, как питание влияет на здоровье, но и узнаем, какие продукты полезнее для вас. Помогать нам будут ученики 11-го класса – наши шефы, сегодня они будут консультантами в группах. (4 группы учащихся 5-го класса и 4 консультанта из 11-го класса). Они многое знают о правильном питании и сегодня будут вам помогать выполнять различные задания и ответят на наши вопросы.

Итак, слово консультанту 1 группы.

Консультант 1: Ребята, у вас сейчас очень ответственный период жизни. Это время, когда происходит сложная перестройка организма и обмена веществ. Учеба в школе существенно увеличивает физическую и эмоциональную нагрузку на организм, которому приходится расходовать много энергии, а единственным источником энергии человека является пища. Поэтому от того, как питается человек, соблюдает ли он режим питания, во многом зависит его здоровье.
На доске – пословица
“Мельница живёт водою, а человек едою
– Как вы понимаете смысл этой пословицы? (ответы детей).
  Зачем человеку необходима пища?  (пополняет организм веществами,  дающими энергию).
Даже в состоянии покоя человек расходует энергию.
Консультант пишет на доске. Например, в состоянии покоя расход энергии в 1 час на 1 кг массы тела равен 1 килокалории. Если вы весите 45кг, то в час расходуете 45 ккал, а в сутки – 1080 (45·24). Каждый из вас по этой формуле может узнать какое количество калорий ему необходимо.

ВЫВОД 1. Еда необходима, чтобы обеспечивать жизнедеятельность нашего организма, но лишние калории могут привести к нежелательному увеличению массы тела.

Учитель: Ребята, рассчитайте количество калорий, которое необходимо каждому из вас, данные массы тела попросить узнать заранее. Дети рассчитывают показатели под руководством консультанта.

Вопросы детей:

1) Какие продукты надо употреблять, чтобы набрать необходимое количество калорий и добиться лучших результатов в учебе? в спорте?

Консультант 2 группы: Вы спрашиваете, какой должна быть еда? (вкусной, разнообразной).

Вы видите  ПИРАМИДУ ПИТАНИЯ, рекомендованную  Всемирной  Организацией здравоохранения. Давайте посмотрим,  из чего она состоит (демонстрация интерактивной Пирамиды питания). Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мед, гречка, и помогают организму расти и геркулес, изюм, масло). Другие помогают строить организм и сделать его более сильным (творог, рыба, яйца, мясо, орехи). А третьи – фрукты и овощи (ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы), содержат много витаминов и минеральных веществ. Клеткам серого вещества мозга  необходимо большое количество энергии. Хотя масса мозга человека составляет 2-3% от массы тела, он ежедневно забирает 20% всей энергии, получаемой из пищи, поэтому то, что мы едим, решающим образом сказывается на работоспособности мозга.

Морковь стимулирует обмен веществ в мозге, ананасы улучшают память и способствуют поддержанию физической формы. Черника способствует мозговому кровообращению – желательно употреблять её в свежем или замороженном виде. Лук полезен при переутомлении и психической усталости, он улучшает снабжение мозга кислородом. Орехи стимулируют деятельность мозга, укрепляют нервную систему и особенно рекомендуются при длительной напряжённой умственной деятельности. А теперь вернемся к презентации, посмотрите на доску
(Слайд 4 презентации), обсудите в группах и ответьте, какие продукты вы бы отнесли к вредным, а какие к полезным?

Дети работают в группах под руководством консультанта, затем заслушивается ответ.

Учитель: Но у наших ребят есть еще очень волнующий вопрос, ответ на который мы не смогли найти.

Ученик 5-го класса задает вопрос: “Правда ли, что жевать жвачку полезно, как говорят стоматологи в рекламе?”

Консультант 3 группы:

Вопрос о пользе и правильном применении жевательных резинок остается открытым. 
Исследования показывают, что жевание резинки полезно как для гигиены полости рта, так и для улучшения состояния десен. Именно сегодня наблюдается тенденция использования жевательной резинки в качестве универсального защитного средства.
Появилась жевательная резинка с полирующими свойствами, уничтожающая зубной камень и тормозящая развитие микроорганизмов в полости рта. Кроме того, у детей жевание резинки укрепляет челюсти, у старшего поколения улучшает работу слюнных желез. Жевательная резинка освежает полость рта; ее часто жуют те, кто хочет бросить курить.
Три положительных момента:
(мнение стоматолога)

  1. В первый час-полтора после приема пищи жвачка способствует выработке желудочного сока, что помогает перевариванию пищи.
  2. Жевательная резинка вычищает жевательную поверхность зубов. Но и только! Самые опасные в плане кариеса зоны в промежутках между зубами очистить жевательной резинкой невозможно! А это наиболее важная зона! Кроме того такой кариес имеет обыкновение сразу уходить под десну, что приводит к кариесу корня и иногда к удалению зуба. Жевательную поверхность можно великолепно очистить и с помощью морковки, яблока и любого другого овоща или фрукта, заодно получив необходимую организму дозу витаминов.
  3. Если жевать ее с детства не переставая, то можно развить у себя американскую квадратную челюсть за счет накачанных жевательных мышц. Девушка с такой челюстью – это не очень красиво. 

Патологические изменения:

  1. Со стороны желудочно-кишечного тракта (гастриты, язвы желудка) – наиболее опасным является употребление жевательных резинок на голодный желудок.
  2. При жевании прикусываешь губы, щеки.
  3. Аллергические реакции, опухоли слюнных желез.
  4. Надувные жевательные резинки нарушают прикус у детей.
  5. Из-за нее ломаются зубы и выпадают пломбы.
  6. Вызывает привыкание.

И, самое главное, необходимо помнить: ни одна жевательная резинка (что бы там ни обещала реклама) не заменяет обязательную двухразовую чистку зубов щеткой.

Слайды 6-9.

Учитель: Какие вопросы вас еще волнуют, ребята?

Ученик задает вопрос: Я очень люблю жареные мясо, пирожки, копченую колбасу, а мама мне всегда говорит, что много жареного и жирного есть вредно, почему?

Консультант 4 группы отвечает:

Жирная пища дает много энергии и действительно, если вы тратите много энергии: занимаетесь спортом, выполняете физическую работу жиры необходимы, а жирные кислоты, содержащиеся в некоторых сортах рыбы очень полезны для работы головного мозга. Но надо помнить о умеренности в еде, тогда эти продукты не нанесут вреда организму и будут полезны.

Как определить, жирная ли пища?
Я возьму небольшие порции разных продуктов: кусочек хлеба, яблоко, колбасы, жареный пирожок и т. д. Срезанной частью кладу на лист бумаги. Через 10 минут посмотрим, если продукт жирный, на бумаге останется жирное пятно – Значит, употреблять в большом количестве такой продукт вредно. (Посмотреть результат)

На нашем классном часе присутствует Мельникова А.Е (мама ученика 5 кл.).– она ОЧЕНЬ ЖДЕТ ВАШЕЙ ПОМОЩИ.

Мельникова А.Е. – Ребята, вы теперь так много знаете о правильном питании, помогите мне составить меню для воскресного обеда из полезных продуктов, если учесть, что мой сын занимается спортом и посещает спортзал в воскресенье?

Дети работают в группах под руководством консультантов в течение 3 минут и отвечают, дополняя друг друга.

Рефлексия.

Игра “Продолжи мысль”:

– Сегодня на занятии я понял, что…..

– Я постараюсь не….

– Каждый человек должен думать о …..

Учитель: Ребята, вы сегодня хорошо поработали, молодцы! Спасибо нашим шефам за помощь!

Будьте здоровы!

Презентация