Логопедические авторские игры для развития навыков словоизменения и словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Разделы: Логопедия


В своей практике я использую различные игры для развития у детей лексико-грамматического строя речи и закрепления у детей навыков правильного словоизменения и словообразования. Предлагая ребятам такие игры, я заметила, что сложный речевой материал, которым является усвоение грамматически правильных речевых конструкций, усваивается детьми непринужденно, спонтанно и более естественно. Дети играют в такие игры с удовольствием, в ходе этих игр они развивают и закрепляют усвоенные ранее языковые знания и речевые навыки, учатся в своей фразовой речи использовать грамматически правильные образцы речевых высказываний. В ходе таких совместных игр у детей развивается чувство партнерства, обогащается их игровой опыт, развиваются коммуникативные навыки. 

Логопедическая игра для детей 4 лет с общим недоразвитием речи на закрепление навыка согласования имен прилагательных с существительными разных родов «Похвалим игрушку»

Цели:

  1. Развивать у детей восприятие (зрительное, тактильное, слуховое)
  2. Активизировать словарь признаков у детей.
  3. Развивать у детей речевую память.
  4. Учить детей называть несколько разных признаков одного предмета.
  5. Закреплять навык правильного согласования прилагательных с существительными женского, мужского и среднего родов.
  6. Воспитывать у детей чувство партнерства и очередности, умение слушать друг друга.

Оборудование: Корзина с несколькими игрушками и предметами, имеющими сходные признаки по цвету, материалу, размеру (для одной игры в зависимости от количества участников и речевых возможностей детей подбираются 2-5 игрушек, например: колокольчик, колечко, машинка, погремушка, трактор; ежик, шишка, массажный мячик, щетка, массажное кольцо; белочка, зайчик, зеркальце; шарик, матрешка, яблочко; дудочка, молоток, ведерко, матрешка, барабан и т.п.)

Ход игры:

Дети и логопед сидят в кругу. Логопед показывает детям корзину со спрятанными там игрушками. Затем спрашивает: «Как вы думаете, что там?» Выслушивает ответы детей, если они не отгадали, то загадывает им загадку:

«Дети любят в них играть,
их в подарок получать!»
(игрушки)

Затем логопед показывает детям игрушки в корзине и рассказывает им, что игрушки загрустили, потому что с ними не играют, ими не любуются и их не хвалят. Логопед предлагает детям рассмотреть игрушки внимательно, потрогать их. Затем каждую игрушку дети передают по кругу, рассматривают ее, исследуют на ощупь. После этого педагог предлагает рассказывать про одну игрушку по очереди, хвалить ее, называя подходящее слово и повторяя слова предыдущих игроков. Например: первый играющий (это может быть сам логопед) говорит: «Это колокольчик. Он – маленький.» Затем он передает игрушку следующему игроку. Ребенок повторяет слово первого игрока и добавляет свое новое слово-признак: «Колокольчик – маленький и блестящий». Следующий ребенок повторяет оба сказанные слова и добавляет свое новое слово: «Колокольчик – маленький, блестящий и звонкий» и т. д. Так продолжается до тех пор, пока про игрушку скажет свое слово- признак каждый ребенок. Взрослый в случае затруднений у детей подсказывает им вопросами так, чтобы дети сами называли нужные слова – признаки. Например, логопед подсказывает: «Какой колокольчик: громкий или тихий? новый или старый? тяжелый или легкий? железный или деревянный?» и т.п. Игрушку, про которую дети уже рассказали, логопед убирает на стол и предлагает детям рассказать про другую игрушку. Дети вместе с логопедом аналогично рассказывают про другие игрушки (машинку, колечко, погремушку, трактор и т.д.).

В конце игры логопед загадывает детям загадки про эти игрушки, называя слова-признаки подобранные самими детьми про каждую игрушку.

Логопедическая игра для детей 5-6 лет на согласование числительного «один» с существительными мужского, женского и среднего рода «Правильно скажи, куда надо положи»

Цели:

  1. Развивать у детей зрительное восприятие и память
  2. Развивать слуховое восприятие и память.
  3. Развивать речевое внимание и память у детей.
  4. Упражнять детей в согласовании числительного «один» с именами существительными женского, мужского и среднего рода.
  5. Воспитывать у детей навыки партнерства и умение выполнять игровые действия по очереди

Оборудование:

Сундучок, корзинка, ведерко; большая коробка; разные игрушки или предметы в одном экземпляре, называемые существительными женского, мужского и среднего рода (шишка, палочка, звездочка, груша, веревочка, ракушка, птичка и т.п.; орех, огурец, фонарик, помидор, зайчик, мячик, грибок и т.п.; яблоко, мыло, зеркальце, полотенце, сердечко, яйцо, солнышко и т.п.), которые сложены в сундучок, корзинку, ведерко; мягкая игрушка собака Артемон.

Ход игры (первый вариант игры для закрепления согласования числительных «один», «одна» с существительными мужского и женского родов):

Логопед приносит детям игрушку собаки, рассказывает, что ее зовут Артемон. Далее логопед сообщает, что Артемон не простая, а ученая и говорящая собака. Логопед рассказывает, что Артемон научился пока считать только до одного, но заметил, что с разными предметами это число «один» говорится по-разному: иногда говорят «один», а иногда говорят «одна».

Артемон рассказывает, что сначала он часто ошибался правильно говорить эти слова, но потом научился, потому что придумал игру. Он нашел у себя одну красивую корзинку и придумал про нее стишок (стихи автора):

«Вот корзиночка моя
У меня она одна!
Все, про что «одна» скажу,
Я в корзинку положу!»

А потом Артемон купил красивый сундучок и придумал про него другой стишок:

«Сундучок мой господин!
У меня такой один!
Все, про что «один» скажу,
В сундучок я положу!»

Теперь Артемон все предметы, про которые надо говорить «одна», сложил в корзинку, запомнил их и теперь правильно их считает и называет.

А предметы, про которые надо говорить «один», Артемон складывает в сундучок. Их он теперь тоже правильно считает и называет.

Логопед предлагает детям вместе посмотреть, назвать и запомнить, что лежит у Артемона в корзинке и сундучке.

Вместе с логопедом дети поочередно достают и называют разные предметы из сундучка и корзинки: «Один мячик. Одна шишка. Один каштан. Одна морковка. И т.д.» Все предметы складываются в одну общую коробку вперемешку.

Когда сундучок и корзинка опустели, Артемон предлагает детям вспомнить, что где лежало, правильно назвать игрушки со словами «один» , «одна» и разложить игрушки в сундучок или корзинку.

Вместе с детьми логопед вспоминает стишки про сундучок и корзинку. Затем логопед просит детей: «Правильно скажи, куда надо положи!»Дети вытаскивают из коробки любой предмет, называют его количество и кладут игрушки в сундучок или корзинку. Логопед просит детей говорить вслух о своих действиях: «Один каштан положу в сундучок, а одну шишку положу в корзинку» и т.д.

Если дети ошибаются, то Артемон (логопед) и другие дети исправляют их, а за ошибки просят фант (любой личный предмет ребенка) В конце игры фанты разыгрываются. За каждый фант дети выполняют веселое поручение.

Игру рекомендуется повторить несколько раз, меняя или добавляя другие предметы в корзинку и сундучок.

Ход игры (второй вариант игры для закрепления согласования числительных «одна» и «одно» с существительными женского и среднего родов):

Логопед приносит детям игрушку собаки, рассказывает, что ее зовут Артемон. Далее логопед сообщает, что Артемон не простая, а ученая и говорящая собака. Логопед рассказывает, что Артемон научился пока считать только до одного, но заметил, что с разными предметами это число говорится по-разному: иногда надо говорить «одна», а иногда надо говорить «одно».

Артемон рассказывает, что сначала он часто ошибался правильно говорить эти слова, но потом научился, потому что придумал игру. Он нашел у себя одну красивую корзинку и придумал про нее стишок:

«Вот корзиночка моя
У меня она одна!
Все, про что «одна» скажу,
Я в корзинку положу!»

А потом Артемон купил красивое ведерко и придумал про него другой стишок:

«Вот ведерко моё!
У меня такое одно!
Все, про что «одно» скажу,
Я в ведерко положу!»

Теперь Артемон все предметы, про которые надо говорить «одна», сложил в корзинку, запомнил их и теперь правильно их считает и называет.

А предметы, про которые надо говорить «одно», Артемон складывает в ведерко. Их он теперь тоже правильно считает и называет.

Логопед предлагает детям посмотреть, назвать и запомнить, что лежит у Артемона в корзинке и ведерке.

Вместе с логопедом дети поочередно достают и называют разные предметы из корзинки и ведерка: «Одна шишка. Одно яичко. Одна морковка. Одно яблоко. и т.д.» Все предметы складываются в одну коробку вперемешку. Когда корзинка и ведерко опустели, Артемон предлагает детям вспомнить, что где лежало, правильно назвать игрушки со словами «одна» и «одно» и разложить игрушки в корзинку или ведерко.

Вместе с детьми логопед вспоминает стишки про корзинку и ведерко. Затем логопед просит детей: «Правильно скажи, куда надо положи!» Дети вытаскивают из коробки любой предмет, называют его количество и кладут игрушки в корзинку или ведерко. Логопед просит детей говорить вслух о своих действиях. Если дети ошибаются, то Артемон, логопед и другие дети исправляют их, а за ошибки просят фант (любой личный предмет ребенка) В конце игры фанты разыгрываются. За каждый фант дети выполняют веселое поручение.

Игру рекомендуется повторить несколько раз, меняя или добавляя другие предметы в корзинку и ведерко.

Аналогичным способом можно обыграть с детьми навык правильного употребления числительных «один» и «одно» (соответственно взяв в игру сундучок и ведерко с игрушками, называемыми существительными мужского и среднего родов).

Логопедическая игра на закрепление навыков словообразования «Наблюдатели»

Цели:

  1. Развивать зрительное восприятие, внимание и память детей.
  2. Развивать у детей навык фразовой речи и умение объединять свои высказывания в последовательный рассказ.
  3. Активизировать словарь детей приставочными глаголами.
  4. Закреплять у детей правильное понимание, образование и употребление глаголов с приставками.
  5. Воспитывать у детей коммуникативные навыки, способность играть вместе.

Оборудование: различные предметы для выполнения разных действий с ними, обозначаемых глаголами с приставками (стул детский; матрешка, пирамида, конструктор; стаканы с крупой, тарелка, миска, кастрюля из кукольной посуды; лейка с водой, комнатный цветок в горшке);

Ход игры:

Логопед предлагает детям поиграть в игру, в которой надо быть очень внимательными, как наблюдатели. Логопед объясняет детям смысл слова «наблюдатели». На столе логопед раскладывает несколько разных предметов для выполнения с ними различных действий. (Например, пирамида, матрешка, конструктор, коробка с кубиками). Сначала логопед беседует с детьми о том, что можно делать с этими предметами, вместе с детьми выполняет эти действия: «Матрешку, пирамидку и конструктор можно разбирать и собирать. Детали конструктора можно выбрать из коробки с кубиками.»При беседе логопед акцентирует внимание детей на изменении действия с предметом в зависимости от слова, обозначающего это действие: собрать, выбрать, разобрать и т.д.

Затем считалкой выбирается ведущий – один из детей, кто получает от взрослого поручения выполнить 2-3 последовательных действия (взрослый дает инструкцию ребенку шёпотом на ухо). Ведущий игрок выполняет действия, а другие дети – «наблюдатели» внимательно смотрят и наблюдают за его действиями и их последовательностью. Потом дети-наблюдатели рассказывают, что делал ведущий и в какой последовательности он выполнял действия.

Логопед для этой игры подбирает такие предметы и действия с ними, которые близки по значению и обозначаются глаголами с разными приставками:

  • подпрыгни 2 раза на месте, а потом перепрыгни через кубик;
  • подойди к стулу, обойди вокруг стула, подойди к окну;
  • присядь около стула 1 раз, потом сядь на стул, а потом пересядь со стула на скамейку;
  • забрось маленький мячик в ведро, выброси салфетку в мусорную корзину;
  • завяжи узел на веревке, развяжи бантик у куклы;
  • застегни пуговицы на красной кофточке, расстегни пуговицы на зеленой кофточке;
  • переложи красный мячик из ведерка в сумочку, положи желтый мячик на салфетку и т.п.

Во время этой игры желательно, чтобы все дети, участвующие в игре, побывали в разных ролях: наблюдателя и исполнителя действий.