Комплексное логопедическое занятие для младших школьников "Развитие мелкой моторики пальцев рук техникой оригами"

Разделы: Логопедия


У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность координации мелкой моторики пальцев рук. Доказано, что активные движения пальцев рук способствуют формированию речи.

Несформированность речевых навыков приводит к развитию заниженной самооценки у детей, а в более старшем возрасте приводит к социальной дезадаптации. Снижается и деформируется мотивация учебной деятельности.

С целью коррекции речемоторного развития детей, предлагаются способы и формы деятельности обучающихся.

Коррекционная деятельность, направленная на развитие мелкой моторики пальцев рук, может осуществляться через использование на занятиях искусства складывания фигурок из бумаги – оригами.

Использование этой техники в ходе развивающих занятий с детьми позволяет решить несколько задач:

- техника оригами, вызывает познавательный интерес как к результату деятельности (красивый предмет, необычная форма), так и к процессу его получения, что очень важно для последовательного прохождения детьми обучающих этапов по развитию мелкой мускулатуры и тонких дифференцированных движений пальцев рук. В ходе работы познавательный интерес не только не угасает, а заметно углубляется в процессе формирования и укрепления у ребёнка навыка складывания фигурок из бумаги.

- процесс овладения данной техникой требует от ребёнка волевых усилий, концентрации внимания, пошагового контроля.

Освоение техники оригами включена в этапы занятий, которые рассчитаны на детей, имеющих, наряду с лексико-грамматическими, фонетико-фонематическими нарушениями, трудности в построении связных высказываний, в выполнении тонких, дифференцированных движений пальцев рук, затруднения в формировании графических навыков.

Моторные навыки показывают устойчивость мышечной деятельности. Стимуляция речевых центров через развитие моторики помогает выходить на более свободный уровень говорения, снижает барьер, мешающий продуцированию речи. В результате развития мелкой моторики пальцев рук, речь обучающихся становится более правильной, плавной, свободной, не вызывает психологического напряжения.

Поэтому можно утверждать, что интегрированные логопедические занятия, включающие специальные упражнения по развитию мелкой моторики через использование техники оригами, могут использоваться специалистами разных областей: логопедами для коррекции речевых нарушений, психологами для развития психических процессов, моторики, подготовки детской руки к письму.

Речевое заключение: Дизартрия легкой степени. ОНР(III уровень).

Тема занятия. Звёздное небо.

Цели:

  • уточнение знаний о звёздах, расширение активного и пассивного словаря;
  • развитие умения строить связные высказывания с опорой на вопрос, схемы, грамматического строя речи;
  • развитие мелкой моторики пальцев рук;
  • развитие слухового внимания, памяти, мышления.

Оборудование:

  • демонстрационный материал – звёзды красного, голубого цвета, луна, таблица с родственными словами, карта звёздного неба, карточки с названиями месяцев и созвездий, изображение звездочёта, таблица слова звездочёт;
  • раздаточный материал – квадратный лист цветной бумаги, тетради, ручки.

Подготовка:

1. Изучение лексической темы “Звёзды”.

2. Подбор признаков и действий к предмету.

3. Образование родственных слов.

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Мимическая гимнастика перед зеркалом.

Солнечный день – улыбка.

Хмурый день – огорчение.

Солнечное затмение – удивление.

2. Речевая разминка.

Когда мы смотрим на небо ночью, что же мы видим? (По мере называния на доске закрепляются луна, звёзды красные и голубые, крупные и маленькие).

Когда на небе много звёзд, как можно назвать такое небо? (Звёздное небо).

II. Подготовка к восприятию темы.

Что вы знаете о звёздах? Что такое звёзды? (Рассказы детей).

Выслушав ответы детей, учитель-логопед подводит итог.

В безоблачный ясный вечер, небо усыпано множеством звёзд.

Звёзды – это огромные раскалённые газовые шары, похожие на Солнце. Самые горячие из них – голубого цвета; менее горячие, чем солнце – красного. Есть звёзды гиганты, а есть звёзды – карлики. Звёзды имеют названия. Самая яркая звезда – Полярная (выделена на доске).

III. Основная часть.

Сегодня мы поговорим о звёздах.

1. Чтение таблицы с родственными словами.

Что вы заметили? Корень звёзд (звезд), общий для всех слов. Такие слова называются родственными.

2. На доске появляется карта звёздного неба.

Если условными линиями соединить между собой определённые звёзды, то перед нами предстанут фигуры - созвездий. Каждое имеет своё название. Соединим Полярную звезду с определёнными звёздами, получим фигуру, которая напоминает небольшой ковш. Называется это созвездие “Малая медведица”. (Объяснение сопровождается действиями на доске)

3. Чтение карточек с названиями месяцев.

а) Каких месяцев здесь не хватает? (На доске выставляются недостающие карточки)

б) Расставьте карточки в правильном порядке от начала года, до его окончания. Звёздный год начинается с апреля.

в) Поверните карточку и прочитайте название созвездия, которое соответствует данному месяцу (дети поочерёдно выходят к доске, на доске возникают соответствующие знаки гороскопа).

IV. Изготовление шестиконечной звезды используя технику оригами.

V. Закрепление умения правильного использования предлогов.

Давайте отправимся в путешествие по звёздной карте. Найдите на карте название созвездия, которое находится над “Малой медведицей” и соответствует месяцу “март”. Назовите созвездие, которое расположено справа от созвездия “Рыбы”: слева от него и т.д. (Ответы детей с использованием предлогов над, под, перед, за, между, около, слева, справа)

VI. Физминутка.

А сейчас мы с вами дети улетаем на планеты Шаги на месте
На носки приподнимитесь
1, 2, 3, 4 мы летим
Подняться на носки, округлые руки подняты вверх.

VII.Составление предложений по картинке с использованием опорных слов.

В далёком прошлом жили учёные люди, которые знали о звёздах больше, чем все остальные и умели составлять предсказания будущего по положению звёзд и планет. Их называли звездочётами. Звездочёты составляли гороскопы. И в наши дни гороскопы вызывают огромный интерес у людей (дети рассматривают изображение звездочёта).

а) Словарно-орфографическая работа. Учитель-логопед выставляет карточку-слово:

Назовите гласные буквы слова. Назовите ударную гласную букву. Определите количество слогов. Выделите первый (последний) слог. Составьте и запишите предложение из данных слов по схеме:

Предсказывает, звездочёт, будущее. (Звездочёт предсказывает будущее)

б) Составьте и запишите предложение из данных слов по схеме:

Гороскопом, над, работает, звездочёт. (Звездочёт работает над гороскопом)

в) Составьте и запишите предложение из данных слов по схеме:

Небо, звёздное, звездочёт, изучает. (Звездочёт изучает звёздное небо)

VIII. Итог занятия.

Назовите тему занятия?

Сейчас все желающие побудут в роли звездочёта и попробуют ответить на вопросы, которые нам зададут звёзды (дети снимают звезды, закреплённые на доске, читают вопрос, написанный на обратной стороне, и отвечают на него).

Какие бывают звёзды по размеру и цвету?

Как назвать небо, усыпанное звёздами?

Назови самую яркую звезду?

Что такое созвездие?

Какое созвездие ты запомнил?

Хотел бы ты стать звездочётом? Почему?