Программа воспитательной работы РИД (республики интересных девчонок)

Разделы: Классное руководство


Данная воспитательная программа строится на основе использования гендерного и деятельностно-компетентностного подходов к воспитанию.

Гендерный подход обусловлен особенностями создания класса. Класс состоит только из девочек. Суть данного подхода состоит в том, чтобы внедрить комплекс мер для обеспечения максимального учета их интересов . Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола. Противопоставить этому можно только продуманную систему воспитательных мер, основанных на учете гендерных особенностей девушек и тесном сотрудничестве с их родителями. При гендерном подходе к обучению и воспитанию особенно актуальным является единство действий учителя и родителей ребенка. Данное положение требует взаимодействия с семьями учащихся для согласования целей, задач воспитания и обучения на основе единства действий, требований и уважения ребенка как представителя своего пола, как личности, соблюдения его прав как человека.

Как утверждают психологи, у девочек сильнее развито непроизвольное внимание, их больше привлекает конкретная наглядность. Они легче поддаются внушению; быстрее приспосабливаются к новой обстановке, чувствуют себя увереннее в необычных условиях. Поэтому важно вовлечь их в такую общественно-значимую деятельность, где они в полной мере смогут реализовать креативные способности. Деятельностный подход позволяет решить эти задачи оптимальным образом и сформировать основные компетенции:

  • компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных (Когнитивная сфера);
  • компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);
  • компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, навыки самоорганизации);
  • компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.);
  • компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

Программа рассчитана на четыре года, и проходит апробацию в среднем звене четвёртый год.

Цели.

  • Максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие потенциальных талантов.
  • Воспитание духовно-нравственного человека-личности, способной принимать решение в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, перед окружающими его людьми, своей страной и человечеством.
  • Укрепление физического и психического здоровья учащихся, поддержание и развитие гендерных алгоритмов деятельности.

Задачи.

1. Формирование и развитие классного коллектива.

2. Создание условий для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей.

3. Способствовать развитию познавательных интересов учащихся.

4. Защита прав и интересов обучающихся.

5. Развивать творческую деятельность через КТД.

6. Гуманизация отношений между обучающимися в коллективе.

7. Организация социально-значимой, творческой деятельности воспитанников в классном обществе через развитие ученического самоуправлении

Основные принципы воспитательной работы.

1. Сотрудничество в процессе совместного определения значимых перспектив и путей преодоления трудностей в их реализации, решение социально значимых задач. 2. Уважение личности ребенка. 3. Самостоятельность и самоуправление, что проявлялось через работу Совета класса, четкое распределение обязанностей в классе и совместное обсуждение проблем. 4. Принцип объединяющей деятельности. Для реализации этих принципов основными формами работы являются совместные практико-ориентированные проекты ( коллективные творческие дела). В процессе активной совместной деятельности идет выработка традиций класса.

Формы работы классного руководителя с детьми.

  • Игровые.
  • Дискуссионные.
  • Состязательные.
  • Творческого труда.
  • Тренинги.
  • Художественного творчества.
  • Диагностические исследования.
  • Познавательные.

Формы проведения мероприятий.

  • Работа в музее.
  • Классный час.
  • Праздники, спортивные праздники.
  • Акции.
  • Конкурсы рисунков, стихов, сочинений .
  • Фотовыставки.
  • Экскурсии.
  • Игры.
  • КВН.
  • Театрализованное представление.
  • Исследовательская работа.
  • Семейные викторины.
  • Классное самоуправление.

Формы работы с родителями.

  • Изучение воспитательного потенциала семьи.
  • Психолого-педагогический всеобуч родителей.
  • Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
  • Индивидуальная работа с родителями.

Прогнозируемые результаты программы.

1. Сформированность основных компетенций.

2. Развитие органов классного ученического самоуправления.

3. Повышение мотивации обучающихся к учебной и воспитательной деятельности.

4. Сформированность основных навыков и привычек нравственного поведения.

Ведущие качества личности.

  • Любовь к Родине.
  • Толерантность, готовность к диалогу с представителями разных культур.
  • Уважение ценности семьи, здоровья, окружающей среды.
  • Гуманность.
  • Требовательность.
  • Способность к сотрудничеству.
  • Любознательность.
  • Трудолюбие.
  • Честность.
  • Самостоятельность.

Критерии оценки.

  1. Уровень сформированности классного коллектива.
  2. Результаты коллективных и индивидуальных психолого-педагогических диагностик.
  3. Уровень вовлечённости обучающихся в коллективно-творческую деятельность, в работу актива класса.
  4. Уровень состояния психического и физического здоровья учащихся по данным медицинских осмотров и диагностик.
  5. уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей воспитательной моделью класса.
  6. Количество участников олимпиад и конкурсов различных уровней.
  7. Степень удовлетворенности школьной жизнью.
  8. Степень вовлеченности учащихся в творческие проекты и дела.

Приложение. Конституция РИД

Литература

  1. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа //Педагогика. – 2005. – №4. – С.19-27.
  2. Лебедев О.Е. Комптентностный подход в образовании //Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 3-12. - http://www.orenipk.ru/seminar/lebedev.htm
  3. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.
  4. Шибанова Л.А. Стереотип маскулинности в массовом сознании российского общества // Гендерные исследования в гуманитарных науках: современные подходы. Иваново, 2000.
  5. Мухина В., Денисов А. Влияние знаковых систем на половую идентификацию подростков: гендерные различия // Развитие личности. 2002. № 1.
  6. Московский центр гендерных исследований- www.gender.ru