Ты на свете не один

Разделы: Биология


Эпиграф

Кто из нас знает, насколько важен любой другой вид жизни – и сам по себе, и в мировом целом? Альберт Швейцер

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

  • Развитие представлений о многообразии видов живых организмов, взаимосвязи живых организмов между собой и окружающей средой. Усвоение понятия “биологический вид”.
  • Совершенствование коммуникативных навыков. Развитие умения формулировать свое отношение к информации, обосновывать и защищать его.
  • Осознание ответственности каждого за сохранение жизни на Земле и невозможности сохранения отдельных видов организмов без сохранения природы во всем ее многообразии.

ОБОРУДОВАНИЕ.

  • Видеосюжет или фотографии окрестностей города, демонстрирующие красоту уголков природы и следы пребывания человека в этих местах – “Прогулка” (Приложение 1).
  • Иллюстрации с изображением животных.
  • Задания юному зоологу “ТЫ НА СВЕТЕ НЕ ОДИН” (Приложение 2).
  • План занятия для учащихся; пункты плана открываются по ходу занятия, предваряя очередной этап работы.
  • Заготовка “Ромашки знаний и выводов”. Используется на этапе повторения и выводов.
  • “Книга мудрости” – тетрадь или альбом для высказываний ребят.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент. Постановка темы и порядок работы.

2. Мотивация к учебной деятельности. Просмотр видеосюжета, фотоальбома. Обсуждение темы занятия, эпиграфа, видеосюжета.

3. Усвоение новых знаний. Выработка оценочных суждений к полученной информации.

4. Обсуждение основного вопроса занятия.

Вывод.

5. Оценка своего труда и труда товарищей на занятии.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. О чем сегодня говорим и как работаем.
  2. Видео прогулка по окрестностям любимого города.
  3. Ты на свете не один. Самостоятельная работа.
  4. Сколько нас. Почему мы разные.
  5. Какие бывают союзы. Самое слабое звено. Сохраним жизнь в зоопарке?
  6. Ромашка знаний и выводов.
  7. Книга нашей мудрости

ОПИСАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Учитель. Мы посмотрели видеосюжет, фотографии, на которых узнали знакомые нам уголки природы. Какие чувства вызвали у вас эти картины?

Послушаем и обсудим отрывок из стихотворения “О братьях наших меньших” Александра Яшина:

“И, конечно, тревожно,
Что порой мы безбожно
Не храним, что имеем,
Не щадим, не жалеем.
Ни за что не в ответе,
Словно самую малость
Нам на этой планете
Жить и править осталось.” [7]

6. Усвоение новых знаний. Выработка оценочных суждений к получаемой информации.

Для продолжения обсуждения темы вам предстоит выполнить самостоятельно несколько заданий.

Задания юному зоологу “ТЫ НА СВЕТЕ НЕ ОДИН”

Успешным будет выполнение работы, если ты

НАЙДЕШЬ ПРИЧИНЫ биологического разнообразия на планете Земля, УСВОИШЬ ПОНЯТИЕ “биологический вид”, ПРЕДЛОЖИШЬ ПУТИ сохранения жизни на Земле. Будешь НАСТОЙЧИВ И ДОКАЗАТЕЛЕН в отстаивании своего мнения и ВНИМАТЕЛЕН И ТЕРПЕЛИВ к позиции товарища.

ЗАДАНИЕ 1. ПОЗНАКОМЬСЯ С СОДЕРЖАНИЕМ ТАБЛИЦЫ И ДАЙ ЕЙ НАЗВАНИЕ

Бактерии

Число видов – пока для нас загадка.

Грибы

Число видов

100 000.

Это не только подосиновики.

Растения

Число видов

350 000. Этих много больше.

Животные

Число видов

2 000 000.

Эти более

Разнообразны.

Насекомые

Число видов

1 000 000.

Этих

масса.

Звери

Число видов

5 000.

Таких

мало.

ЗАДАНИЕ 2. Ты понимаешь, что баобаб, заяц-беляк, жук-плавунец – это организмы разных видов. А вот научное определение понятия “вид” – основной единицы органического мира.

“БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВИД – многочисленная группа сходных между собой особей, которые имеют общее происхождение, свойственные им места обитания, способные давать потомство”. [6]

ПОВТОРЯЙ И ЗАПОМИНАЙ.

ЗАДАНИЕ 3. Познакомь товарищей со своим названием таблицы. Запиши название на доске.

ОБСУДИМ ВМЕСТЕ еще несколько вариантов названий: “Дети солнца”, “Незаменимое звено”, “Кто кого важнее”, “Союзники человека”. [2] ИЛИ: “Ты на свете не один”, “Нам жить вместе”.

КАКОЙ ИЗ ЭТИХ ВАРИАНТОВ НАЗВАНИЙ ТЫ СЧИТАЕШЬ БОЛЕЕ ПОДХОДЯЩИМ? И ПОЧЕМУ?

Исследователи предполагают, что видовое разнообразие живых организмов на Земле достигает 10 миллионов видов. [4] ПОЧЕМУ ИХ ТАК МНОГО?

ЗАДАНИЕ 4. Ты узнал об огромном числе видов живых существ на планете Земля. Вспомни, где живут живые организмы.

Объединись с товарищами в группу. На полученных вами карточках изображены животные различных местообитания (это могут быть: крот, белка, заяц, ондатра, олень, дельфин). Не сообщайте, кто это. Работая совместно в группе, составьте словесный портрет животного. Отразите в описании внешний вид, способ передвижения животного. Зачитайте свой рассказ и предложите ребятам из других групп определить, в какой среде, в каком местообитании живет это животное.

Оцените взаимно работу над раскрытием тайны “Портрета неизвестного”. Подведите итоги вашего соревнования и поздравьте друг друга с успехом.

Примечание. Для выполнения этого задания группам могут быть предложены комплекты карточек, с животными одной среды жизни или местообитания. Например: А) Крот, цокор, слепушонка. Б) Выдра, норка, ондатра. В) Белка, летяга, шерстокрыл. Г) Акула, пингвин, дельфин. Выполняя задание, учащиеся составят обобщенный портрет экологической группы животных.

Готов ли ты ответить на вопрос: В ЧЕМ ПРИЧИНА РАЗНООБРАЗИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ?

Соедини стрелкой два планетарных явления “разнообразие мест обитания” и “многообразие живых организмов”. Ты укажешь одно из направлений, в котором надо искать ответ на поставленный вопрос.

Какого направления будет твоя стрелка? Почему?

РАЗНООБРАЗИЕ МЕСТ ОБИТАНИЯ

 

МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

Ожидаемый ответ учащихся.

На животное, находящееся каждый в своем “доме”, воздействует множество условий. Условия (факторы) “организуют” внешний вид, работу организма, поведение животного. Разные условия – разные организмы.

ЗАДАНИЕ 5. ПРОЧИТАЙ ОПИСАНИЕ “ДРУЖЕСТВЕННОГО СОЮЗА”.

Предложи свое название этой маленькой заметке.

“???”

В природе много примеров взаимно полезных союзов между организмами разных групп. Больше 50 миллионов лет сохраняется союз между муравьями листорезами, низшими грибами и бактериями.

Муравьи кормят личинок комочками из мицелия грибов. Муравьиная царица может основать новую колонию только с комочком гриба. Чтобы грибок не погиб, муравьи обрабатывают его особым веществом. Это вещество выделяют бактерии, которые живут в кишечнике муравья.

Прочность этого союза определяют

В

З

А

И

М

О

       

Ь

 

И

             

В

З

А

И

М

О

                   

Ь

     

организмов – муравьев, гриба, бактерий.

Приведи примеры столь же прочных и менее прочных “союзов”, существующих в природе. Поиски таких примеров можно провести дома за книгой.

Слова “взаимосвязь” и “взаимозависимость” будут тебе опорой в поисках ответов на следующие вопросы.

  1. Можно ли сказать, что “союз” рыси и зайца благоприятен только для рыси?
  2. Почему применение химических ядов в борьбе с насекомыми вредителями привело к увеличению их число и сокращению численности хищных птиц?

7. Обсуждение основного вопроса занятия “Ты на свете не один?”

Вспомним прогулку, которую мы совершили в начале занятия с помощью фотоматериалов.

Вспомним тревогу, в стихотворении нашего современника Александра Яшина.

Почему обеспокоены судьбой планеты многие люди, живущие рядом с нами?

Обратимся к фактам. Как мы теперь знаем, ученые предполагают существование на Земле 10 миллионов видов живых организмов: но описана из них меньшая часть, каждый третий вид погибает необнаруженным и не получившим научного названия. [1]

Живые организмы – самое ранимое и легко исчерпаемое богатсво планеты исчезают из-за разрушающей деятельности человека, не успевая восполнить свои потери.

ЗАДАНИЕ 6. СОГЛАСИШЬСЯ ЛИ ТЫ с таким мнением: “Жизнь на планете можно сохранить, создавая заповедники, заказники, зоопарки, ботанические сады”?

Помощь учителя. Заповедники и заказники – особо охраняемые природные территории, – занимают незначительную площадь планеты. В нашей стране это всего 8% территории. Достаточно ли этого для сохранения жизни?

Чтобы прийти к решению задачи в ЗАДАНИИ 6 юннатам предлагается вспомнить, о чем узнали на занятии, оценить возможности зоопарков и ботанических садов и записать об этом на лепестках ромашки.

ОЖИДАЕМЫЕ ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ.

Узнали об огромном числе видов и разнообразии организмов. Человек разумный лишь один представитель видового разнообразия на Земле. Установили, что между организмами существуют взаимосвязь и взаимозависимость.

Природа недостаточно изучена. Не все организмы обнаружены. Исчезновение живых организмов идет быстрее, чем восстановление. По мнению экологов: жизнь на нашей планете в опасности.

Мало охраняемых территорий. В зоопарках и ботанических садах животные и растения изолированы от природы. Здесь они не могут создать всех тех “союзов”, которые им необходимы для жизни.

Заповедники, заказники, зоопарки, ботанические сады – лишь скорая помощь живым организмам и только некоторым из них.

Из лепестков ромашки с ответами ребят собирается “Ромашка знаний и выводов” с полным спектром их мнений.

Вывод.

В КАКОМ ЖЕ НАПРАВЛЕНИИ НАМ НАДО ДЕЙСТВОВАТЬ, чтобы сохранилась жизнь на Земле и “Я”?

ОЖИДАЕМЫЕ ВЫВОДЫ УЧАЩИХСЯ

Чтобы сохранить вид, надо сохранять природное сообщество, в котором живой организм этого вида живет.

Нельзя ставить вопрос: кто кому важнее? Нельзя ставить вопрос: кто важнее?

Сохранить жизнь на Земле нельзя, сохраняя отдельные виды организмов.

Жизнь на Земле будет сохранена только во всем ее многообразии.

Ребята выбирают итоговую формулировку вывода. Записывают ее на сердцевине цветка. Сердцевину с записанным выводом помещают в центр “Ромашки знаний и выводов”.

8. Оценка своего труда на занятии. Как изменилось твое “Я” к окончанию занятия?

Учитель.

Много умных мыслей людей известных и не очень известных в “Книгах мудрости”.

Твое мнение может встать в один ряд с высказываниями знаменитостей. СОЧИНИ лозунг, девиз, отрази в них свое отношение к тому, что ты сегодня узнал, что тебя обеспокоило, что предлагаешь изменить во взаимоотношениях человека и природы, как собираешься действовать сам.

В НАШЕЙ “КНИГЕ МУДРОСТИ” каждому предоставляется страница для высказывания.

Начать книгу можно словами Альберта Швейцера – талантливого, мудрого, деятельного, широко известного в 20 веке ученого. В 1952 году заслуги Альберта Швейцера перед человечеством отмечены Нобелевской премией мира.

С этими словами мы начинали работу: “Кто из нас знает, насколько важен любой другой вид жизни – и сам по себе, и в мировом целом?”. [6]

Литература

  1. Миркин Б. М., Наумова Л. Г. Ролевые игры по экологии. Пособие для учителей. М.: Устойчивый мир, 2000, С. 9.
  2. Панфилов Д. В. В мире насекомых. М.: Лесная промышленность, 1972, С. 2.
  3. Хабарова Е. И., Панова С. А. Экология в таблицах. 10(11) кл: Справочное пособие. М.: Дрофа, 2001, С. 62.
  4. Феномен жизни. М.: Аванта+, 2000, С. 100, 149.
  5. Чесноков В. С. А. Швейцер – отшельник из Ламбарене / Биология в школе.– 2005 – № 8, С. 17-21.
  6. Швейцер Альберт. БВШ, 2006, 3, Э-16.
  7. Яшин Александр. Письмо в лесную газету. – О братьях наших меньших. Хабаровское книжное издательство, 1982, С. 308.