Повторение изученного по теме "Деепричастие". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цели урока:

  1. Повторить изученный материал по теме, систематизировать полученные знания.
  2. Закрепить навыки правописания деепричастий.
  3. Воспитание чуткого отношения к красоте и выразительности речи.

Оборудование:

На доске:

Таб. 1

Раздел

I группа

II группа

I

Теоретическая разминка    

II

Практический блок
  1. словообразование
  2. фразеологические обороты
  3. творческое задание
  4. лексикология
  5. орфография
  6. синтаксис, пунктуация
  7. орфоэпия
  8. стилистическая роль
   

Таб. 2

I группа

II группа

  1. Образовать деепричастие
несов. вид сов. вид

ЧИТАТЬ СБЕЖАТЬ

______________ _______________

МЕРЗНУТЬ ПРИКОСНУТЬСЯ

______________ _______________

несов. вид сов. вид

КРИЧАТЬ ЗАПЕРЕТЬ

______________ _______________

ЛГАТЬ ИСПЕЧЬ

______________ _______________

  • Восстановить фразеологический оборот, используя деепричастие
_________________ РУКАВА – делать старательно;

НА НОЧЬ ________________ – поздно;

_________________ СЕРДЦЕ – неохотно.

__________________ ГУБЫ – проявить сдержанность;

НЕСОЛОНО ____________ – не получить того, что хотел;

______________ НА ЛИЦА – следовать только истине.

5) Заменить выделенные слова деепричастиями с НЕ

Ласточки БЕЗ УМОЛКУ щебетали.

Она, ВОЗМУЩАЯСЬ, выбежала из комнаты.

Снег шел БЕСПРЕСТАННО весь день.

УДИВЛЯЯСЬ, Ольга остановилась у окна.

6) Расставить знаки препинания

Свечу потушив подхожу я к окну.

Не спеша надвигалась странная туча.

Бойцы сидели молча.

Мы встретились вновь после долгой разлуки очнувшись от тяжкой зимы.

7) Поставь грамотно ударение

Начав,

поняв

Приняв,

отняв

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка целей.

Объяснение правил занятия (Класс делится на две группы. За каждый правильный ответ – 1 балл. Счет записывается в таблицу № 1.)

3. Теоретическая разминка (три вопроса каждой команде):

– Деепричастие – самостоятельная или служебная часть речи? Чем отличаются самостоятельные и служебные части речи?

– Признаки каких частей речи есть у деепричастий?

– Назовите глагольные признаки у деепричастий.

– От какого слова зависит деепричастие? Почему?

– Какие морфемы участвуют в образовании деепричастий несовершенного вида?

– Совершенного вида?

4. Практический блок.

  1. К доске приглашаются по одному ученику от группы, остальные работают в тетрадях. (I группа: ЧИТАЮТ –> ЧИТАЯ, от глагола МЕРЗНУТЬ не образовывается, СБЕЖАВ, ПРИКОСНУВШИСЬ; II группа: КРИЧИТ –> КРИЧА, от глагола ЛГАТЬ не образовывается, ЗАПЕРЕВ, ИСПЕКШИ.)
  2. К доске приглашаются по одному ученику от группы, остальные работают в тетрадях. (I группа: ЗАСУЧИВ рукава, на ночь ГЛЯДЯ, СКРЕПЯ сердце; II группа: ЗАКУСИВ губы, несолоно ХЛЕБАВШИ, НЕВЗИРАЯ на лица.)
  3. Творческое задание. Составить 3-4 предложения, описав ситуацию, где будет уместно использовать 1-2 фразеологических оборота из задания 2.
  4. Работа по карточкам (одна на группу.) Найдите и назовите формы деепричастий, которые не соответствуют современным лексическим нормам.

Карточка № 1

Отрывок из стихотворения Баратынского “Смерть”:

И ты летаешь над твореньем,
Согласье прям его лия
И в нём прохладным дуновеньем
Смиряя буйство бытия.

Карточка № 2

Отрывок из стихотворения “Что имеем – не храним, а потерявши плачем”.

И сердце ноет, как теперь иначе,
Как жаль, ведь та пословица верна –
“Что мы имеем – не храним, а потерявши плачем”,
...Уже нет сил, измучена душа.

  • К доске приглашаются по одному ученику от группы, остальные работают в тетрадях. (I группа: Ласточки НЕ ПРЕКРАЩАЯ щебечут. Она, НЕГОДУЯ, выбежала из комнаты; II группа: Снег шел, НЕ ПЕРЕСТАВАЯ, весь день. НЕДОУМЕВАЯ, Ольга остановилась около окна.)
  • К доске приглашаются по одному ученику от группы, остальные работают в тетрадях. (I группа: Свечу потушив, подхожу я к окну. Не спеша надвигалась странная туча (не спеша – наречие); II группа: Бойцы сидели молча (молча – наречие). Мы встретились вновь после долгой разлуки, очнувшись от тяжкой зимы.)
  • К доске приглашаются по одному ученику от группы, остальные работают в тетрадях.
  • Стилистическая роль деепричастий. Стихотворение Р. Саути “Лондорский водопад”
  • Кипя,
    Шипя,
    Журча,
    Ворча,
    Струясь,
    Крутясь,
    Сливаясь,
    Вздымаясь,
    Вздуваясь,
    Мелькая, шурша,
    Резвясь и спеша,
    Скользя, обнимаясь,
    Делясь и встречаясь,
    Ласкаясь, бунтуя, летя,
    Играя, дробясь, шелестя,
    Блистая, взлетая, шатаясь.
    Сплетаясь, звеня, клокоча,
    Взвиваясь, вертясь, грохоча,
    Морщинясь, волнуясь, катаясь,
    Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
    Взметаясь и пенясь, смеясь и болтая,
    Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
    Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,-
    Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

– Какую картину рисует поэт? Какую часть речи использует в стихотворении? Почему?

– Есть повторы? Сколько деепричастий использовано?

5. Подведение итогов. Рефлексия.

6. Домашнее задание.

Составить текст, используя данные фразы, деепричастия и деепричастные обороты.

Испуганно замерли, прислушиваясь; пригнувшись; опустив голову; отражаясь в воде; тяжело ступая; идя вдоль ручья; беззвучно приглашая искупаться в прохладной глубине; отдохнув; увидев красивый островок; сбросив с плеч тяжёлую ношу.