Формирование читательских компетенций по окружающему миру

Разделы: Начальная школа


Компетенция – совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы.

Одной из приоритетных целей обучения в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Читательская компетентность определяется:

  • владением техникой чтения,
  • приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,
  • знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,
  • сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

От достижения этой цели зависит успешность обучения школьника как в начальной, так и в основной школе.

На развитие читательских компетенций направлена технология формирования типа правильной читательской деятельности. Она рекомендованна авторами курса “Литературное чтение” по образовательной программе “Школа 2100”.

Автором данной технологии является Наталия Николаевна Светловская. Характеризуя технологию, она говорит, что это “…трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения)” По этой технологии я провожу уроки литературного чтения и использую её на уроках курса “Окружающий мир”. Приведу примеры вопросов и заданий, которые я использую на уроках курса “Окружающий мир”, по этой технологии.

1 этап. Работа с текстом до чтения

Цель: развитие антиципации.

  • чтение фамилии автора. (Редко применимо, т.к. статьи в учебнике редко имеют конкретных авторов),
  • чтение заглавия произведения. (О чём мы сегодня будем говорить на уроке?),
  • чтение ключевых слов. (Прочитай ключевые слова: Экосистема, круговорот веществ, “профессии”, производители, потребители, разрушители. Как ты думаешь, о чём мы сегодня узнаем на уроке?),
  • рассматривание иллюстраций. (Предположи, о каких животных пойдёт речь? Что мы о них будем узнавать?),
  • высказывание предположений о героях, теме, содержании текста.

2 этап. Работа с текстом во время чтения

Цель: достижение понимания текста на уровне содержания.

  • чтение текста по частям с комментариями. (Статьи учебника разделены на смыслосодержащие части, каждая из которых имеет своё название, поэтому работу на уроке веду по частям)

Условия осуществления:

- читать должны дети, а комментировать – учитель,

  • интересные аргументируемые суждения детей вплетать в общий разговор. (“…Человек без еды может прожить какое-то время. Он может запасать в себе энергию, как и другие живые организмы”. Ученик: “А я читал, что человек может прожить без еды всего десять дней, но он должен пить воду),

- комментарии должны быть краткими и динамичными. (Ученик читает: “Со временем слой торфа становится всё мощнее”. Учитель: “Мощнее – значит толще”),

- комментарии не должны превращаться в беседу,

- соблюдать чувство меры.

  • диалог с автором.

Условия осуществления:

- находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы. (Фактически все статьи учебника содержат прямые авторские вопросы. Они выделены различными значками. А вот скрытые вопросы дети учатся искать в тексте.),

- задавать свои вопросы. (Почему “венерин башмачок” так называется? Почему “культурные растения” названы культурными?) ,

- обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста. (Как ты думаешь, о чём ещё нам расскажет сегодня автор статьи? Что ещё мы сегодня не узнали про насекомых?),

- проверять, совпадают ли они с замыслом автора,

- включать воображение. (Как ты думаешь, как видит стрекоза цветок? А человека?),

  • словарная работа (Необходима на каждом уроке, т.к. много непонятных для детей слов. Использую работу с различными источниками информации: со словарями, справочниками, интернетом. Даю задание заранее найти объяснение, подобрать синонимы, спросить у родителей и т.д.),
  • озаглавливание частей текста (Чаще всего статья разбита на части, но иногда встречаются сплошные тексты объёмного содержания и сложные для понимания и запоминания. Вот их-то, по моему мнению, и необходимо делить на более мелкие части и озаглавливать)
  • выборочное чтение (Найдите в тексте и прочитайте как образуется торф),
  • беседа по содержанию текста (Прочитайте 1-й абзац под рисунком).

- Для чего же нужна боковая линия?

- Что представляет собой боковая линия у рыб?

- Скажите, а когда вы читали этот абзац, вы для себя ничего удивительного не открыли? Может у вас раньше было о рыбах одно мнение, а теперь стало другое? Что удивительное узнали о рыбах?)

- Сравнивание содержания текста со своими предположениями.

3 этап. Работа с текстом после чтения

  • Постановка проблемного вопроса к тексту. (Мы уже знаем, что есть группа животных, которая называется рыбы. А можно ли тритона тоже отнести к этой группе? Дети высказываются. Почему вопрос один, а предположений несколько? (Нам не хватает знаний). Далее – постановка цели урока).
  • Беседа о личности писателя. (Авторов статей нет, но если рассказывается об открытии какого-либо учёного, то часто беседуем о его исследовательских качествах)
  • Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. (Подтвердились ли предположения и прогнозы о теме и содержании урока?)
  • Высказывание и аргументация отношения к прочитанному. (Стоит ли бояться пауков? Могут ли люди помочь природе? Как?)
  • Анализ поступков героев. (Как вы думаете, правильно ли поступают люди: осушая болота?, убивая божью коровку?, срывая цветы? и т.д.)
  • Выполнение творческих заданий.

(Работа группами. Работа парами)

- Составьте 2 цепи питания, используя слова из списка: ель, пшеница. Мышь, ястреб, кошка, белка. Представьте сою составленную цепь.

- Выберите изображённых животных, распределите их в нужных частях живой оболочки Земли. Какие из перечисленных животных могут жить в нескольких оболочках? Даны картинки крота, орла, дельфина, летучей мыши, жука и змеи. И даны схемы оболочек Земли.

Индивидуальные задания.

- Как вы думаете, что сделали ученые, если бы столкнулись с неизвестным для них видом животных?

- Представь себе, что ты – бабочка. Расскажи о себе. Нарисуй себя. Расскажи о себе.

Достоинства технологии:

  • применима самостоятельно вне урока,
  • возрастосообразна и доступна,
  • ориентирована на развитие личности читателя,
  • развивает умение прогнозировать результаты чтения,
  • способствует достижению понимания на уровне смысла.

Хочется обратить внимание на то, что психологической особенностью детей начальных классов является целостное представление об окружающем мире и особую важность для них ещё сохраняет эмоциональная сторона ознакомления с объектами. Применение этой технологии помогает детям более живому и эмоциональному восприятию предлагаемых научно-популярных статей. У них возникает желание читать книги, самостоятельно добывать знания. Они с удовольствием читают дополнительный материал по темам урока, делятся новыми знаниями. Дети умеют ориентироваться в незнакомой книге, выбирать нужные из предложенных. В результате – много читают. А это, естественно, повышает качество чтения.

Список источников

  1. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М.: “Высшая школа”, 2004.
  2. Образовательная система “Школа 2100”. Сборник программ. Начальная школа. – М.: “Баласс”, 2007 г.
  3. http://nachalka.ucoz.ru/blog/2008-03-29-3
  4. http://3b.if.ua/page3/