Игры и упражнения для автоматизации и дифференциации поставленных звуков у детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Логопедия


Слайд 1. Презентация

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Трудности в произношении часто влияют на самооценку ребенка и его положение в детском коллективе. Плохо говорящие дети постепенно начинают осознавать свой недостаток, тогда становятся молчаливыми, застенчивыми, необщительными.

Фонетические и фонетико-фонематические нарушения речи иногда с трудом поддаются коррекции. Автоматизация поставленных звуков часто носит длительный характер. Для поддержания интереса и повышения эффективности коррекции необходимы разнообразие форм работы с детьми и большая вариативность материала.

Игра – основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Через неё он познаёт окружающий мир, овладевает родным языком. Правильно и интересно организованная игра способствует не только развитию и исправлению речи, но и развитию личности в целом. В процессе игры снимается чувство ущемленности, скованности, преодолевается застенчивость, которые свойственны детям с нарушением речи. Во время игры у этих детей развивается инициативность.

В игре ребёнок естественным образом обучается, решая коррекционные, образовательные и воспитательные задачи. Этому способствует и положительный эмоциональный фон игры.

Я решила объединить процесс автоматизации звуков, зачастую длительный и однообразный, с игрой.

Готовых игр, развивающих артикуляционную моторику, практически нет. И я решила сама создать такие игры по типу знакомых и любимых детьми игр: домино, лото. В играх использовала предметные картинки из детских книг и журналов, из игр.

Слайд 2

Основная цель этих игр – автоматизация и дифференциация поставленных звуков. В разных играх автоматизация и дифференциация звуков осуществляется на разных этапах: в словах, словосочетаниях, предложениях или в связной речи.

Параллельно в каждой игре решаются дополнительные задачи речевого развития: развитие фонематического слуха (фонематического анализа, фонематических представлений), совершенствование грамматического строя речи, закрепление словаря, развитие связной речи. И, кроме того, достигаются общеразвивающие цели: развитие зрительного восприятия, мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения), воображения, фантазии, умения взаимодействовать.

Вот некоторые из них.

Слайд 3

Игра “Карусель”

Представляет собой схематичное изображение карусели из картона (круг с вырезанными по периметру полукругами) и предметные картинки на картонных кружках – “пассажиры карусели”. Картинки подбираются с учётом наличия определённых звуков в названиях изображений на них, причём этот звук встречается в словах в разных типах слогов и с разным местоположением в слове.

Слайд 4

Основная цель игры: автоматизация поставленного звука в слове (или в предложении), а после и дифференциация поставленных звуков.

Если произношение определённого звука закрепляется в слове, ребёнок должен подобрать “пассажиров” с заданным звуком и назвать их.

Если звук автоматизируется в предложении, то, в зависимости от того, какой звук, логопед даёт образец ответа.

Слайд 5

При закреплении произношения звука [З]:

- Я прокачу на карусели … (знамя, арбуз, незабудку, кузнечика и т.д.)

Дополнительно решается задача развития фонематического анализа: на фоне слова, если требуется подобрать картинки с наличием определённого звука в названии среди множества различных;

нахождение места звука в слове (подобрать “пассажиров” и определить место звука - в начале, середине или конце слова).

Дополнительным заданием в игре может быть придумывание предложения со словом – названием картинки, что способствует развитию связной речи ребёнка.

Слайд 6

Звуковое домино

Могут быть составлены на совершенствование любых звуков, причём картинки можно рисовать (или наклеивать), не связывая их какой-то общей темой. Единственным объединяющим моментом может быть наличие необходимого звука, а можно связать их обобщающим понятием.

Слайд 7

Например, при автоматизации звука [Р]: грядка, репа, картофель, морковь, помидор, огурец, редис.

При закреплении произношения звука в предложениях ребёнок говорит:

- На картинке нарисованы зелёный огурец и красный помидор. И т.п..

Например, при автоматизации звука [Ш], [Ж] подобраны картинки с изображением одежды: шапка, варежки, пиджак, шуба, рубашка, шарф.

Если звук автоматизируется в словах, то при игре просто называются картинки.

Если цель: автоматизация звука в словосочетаниях, то дети называют: меховая шапка, широкий шарф, синие варежки, шелковая рубашка, коричневая шуба. Определения дети находят сами с помощью наводящих вопросов логопеда перед началом игры:

- Рубашка из шёлка - какая?

- Варежка из кожи - какая?

- Шапка, какого цвета?

- Шуба какого цвета? И т.п.

При автоматизации и дифференциации звуков [С], [Ц] я создала домино на тему “посуда”: самовар, большая и маленькая тарелка, кружка, сковорода, ведро.

Дети подбирали словосочетания: железная сковорода, старый самовар, фарфоровое блюдце, зелёное ведро.

Если произношение звуков закрепляется в предложениях, то они произносят:

- Я поставил зелёное ведро и фарфоровую тарелку. И т.д..

В этих играх помимо основной задачи совершенствования артикуляционной моторики совершенствуется грамматическая сторона речи: дети образуют относительные прилагательные; согласуют прилагательные с существительными в роде.

Слайд 8

Игровое упражнение “Что лишнее?”

На отдельных карточках наклеены изображения предметов, животных.

Основная цель этого упражнения: автоматизация шипящих звуков [Ш], [Ж] в связной речи.

Слайд 9

Например: лягушка, кошка, медвежонок, ёж.

На вопрос: “Что ты видишь?” ребёнок отвечает:

- Я вижу … (и перечисляет картинки, изображённые на карточке).

- Что лишнее?

- Лишняя кошка, потому что она – домашнее животное, а ёж, лягушка и медвежонок – дикие животные.

А может ответить:

Ещё один вариант ответа ребёнка:

- Лишняя лягушка, потому что она живёт в болоте, а ёж, медвежонок и кошка живут на суше. И т.п.

Слайд 10

Ребёнок сам выбирает признак обобщения, а в каждом задании их несколько. Поэтому это упражнение можно проводить не один раз.

Кроме цели развития артикуляционной моторики это упражнение способствует закреплению умения составлять сложноподчинённое предложение с союзом потому что, развивает мыслительные операции анализа, синтеза и обобщения.

Это упражнение можно проводить и в словесной форме.

Слайд 11

“Запомни, повтори, назови лишнее”

Логопед называет четыре слова. Ребёнок должен запомнить, правильно произнести эти слова, определить обобщающий признак и назвать лишнее слово. Поскольку это задание даётся без наглядной опоры, на слух, то критерий обобщения один.

“Запомни, повтори, продолжай”

Ребёнок запоминает, произносит, улавливает на слух обобщающий признак и добавляет свои подходящие слова.

Например: груша, виноград, хурма, персик,…

Дети называют эти слова и добавляют свои, обозначающие фрукты.

В этом упражнении кроме основной цели автоматизации звука [Р] в словах, развиваются слухоречевая память и мыслительные операции.

Слайд 12

Игровой приём: составление рассказа по нескольким предметным картинкам.

Слайд 13

Подбирается несколько (3–5) картинок, обозначающих слова с определённым звуком. Например: слон, самовар, капуста, носки, самолёт. Нужно связать эти слова в небольшом рассказе. При этом оговаривается, что все персонажи сказочные, неодушевлённые предметы могут быть живыми, двигаться, разговаривать и т.п.

Слайд 14

Ребёнок автоматизирует поставленный звук в связной речи - в творческом рассказе. Параллельно развивается воображение, фантазия, связная речь.

Например, при автоматизации звука [Ш] ребёнку предлагались картинки: матрёшка, карандаш, петушок, вишня. Он сначала называет все картинки, затем, подумав, пытается объединить их в рассказ, раскладывая картинки по порядку.

Вот один из рассказов.

Петушок вышел из дома погулять. Он захотел есть, нашёл вишню и стал её клевать. Потом он гулял, ушёл далеко от дома в лес и заблудился. Вдруг он увидел избушку. Там жили матрёшки. Он им сказал, что он заблудился. Матрёшки взяли карандаш и нарисовали карту. И дали петушку. Петушок по карте нашёл свой дом и пришёл домой.

На автоматизацию звука [С] были предложены картинки: самолёт, слон, лес, кастрюля. Один из рассказов детей.

Один раз слон собрался в лес. А лес был далеко. Он сел в самолёт и полетел. Потом самолёт приземлился в лесу. Все вышли. И слон вышел. Он увидел горку и захотел покататься. Он забыл в самолёте свою ледянку и вернулся, чтобы забрать её. Потом он катался с другими зверями с горки на ледянке. Потом он со своим другом слоном играл в снежки и валялся в сугробе. Потом он собрался домой и опять сел в самолёт. Слон захотел есть. Его в самолёте кормили гороховым супом прямо из кастрюли. Потом он прилетел и пошёл к себе домой.

При использовании этих игр я наблюдаю, что учебный процесс проходит в увлекательной (часто, азартной) форме и с каким удовольствием играют дети. При этом автоматизация поставленных звуков в игре осуществляется в более сложной речевой ситуации, чем при повторении определённых слов и фраз за логопедом или воспроизведении заученных стихотворений или рассказов. Так как в игре ребёнок вынужден распределять своё внимание между контролем за правильным звукопроизношением, выполнением игровых действий и правил, работой воображения, построением самостоятельных речевых высказываний, подбором слов, грамматическим оформлением речи и выполнением мыслительных операций.

Это сказывается на результатах работы. Помимо успешного достижения основных логопедических целей игры способствуют решению и других задач речевого развития и совершенствования разнообразных психических процессов ребёнка. Их использование повышает интерес к логопедическим занятиям, формирует положительный эмоциональный настрой.

Эти игры могут использоваться и воспитателями детского сада и родителями при закреплении соответствующих навыков. Многие из этих игр целесообразно использовать несколько раз, так как ребёнок каждый следующий раз находит новое решение задачи, или придумывает новый сюжет, или по-новому пытается составить речевое высказывание.

Слайд 15