Роль системной работы по гражданскому воспитанию в формировании личности учащихся

Разделы: Администрирование школы


До недавнего времени работа по гражданскому воспитанию носила эпизодический характер, не велась систематически. Гражданское воспитание осуществлялось в рамках патриотического, нравственного воспитания во время уроков истории, граждановедения, права. Однако, если исходить из методологического положения педагогической теории А.С.Макаренко, человек не воспитывается по частям. Поэтому основные компоненты гражданского воспитания: формирование гражданских качеств, нравственности, любви к малой и большой Родине, родной природе, семье, уважение к правам и свободам человека, патриотизма, толерантности – должны быть неотъемлемой составляющей всего образовательного процесса.

Современная жизнь требует не только знаний в той или иной области. Ученик должен уметь реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, брать на себя ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. Воспитать такого человека в рамках урочной деятельности сложно. Поэтому необходим деятельностный компонент гражданского воспитания, который включает различные формы внеурочной работы с учащимися.

Созданию обстановки, располагающей к свободной дискуссии, способствует проведение ток-шоу “Права ребенка в школе”, “Методы поддержания школьной дисциплины”, “Смертная казнь в России”. В ходе откровенного разговора учащиеся смогут безбоязненно выражать свое мнение, аргументировано отстаивать его. Именно в таких дискуссиях формируется чувство толерантности, терпимости к противоположному мнению.

Деловая игра – одна из форм внеурочной деятельности. В ней учащиеся, вовлеченные в творчество, учатся применять на практике полученные знания. Одна из актуальных проблем для учащихся – права ребенка в школе. Поэтому деловая игра “Составление кодекса нашей школы” поможет им определить свой правовой статус в этом жизненном пространстве.

Решению задач гражданского воспитания способствует организация деловых диспутов “Всеобщая Декларация обязанностей”, “Зачем нужна свобода мысли”, “Государство и частная жизнь”, в ходе которых обсуждаются острые вопросы современности. Ребята, входя в образ, берут на себя роли тех или иных мыслителей, общественных деятелей и пытаются решать волнующие их проблемы.

Интересны и познавательны и такие формы работы: интеллектуальные марафоны, “Открытые микрофоны”, заочные круглые столы, олимпиады, викторины, правовые лектории.

Сегодня радикально меняются отношения граждан и государства, учащихся и педагогов. Ученик имеет больше возможностей реализовать себя, проявить в самых различных сферах деятельности. Через участие в проектной, социальной работе формируются такие гражданские качества как ответственность, самостоятельность, желание прийти на помощь. Поэтому, разработав программу гражданского воспитания, цель которой активизация учащихся в жизни школы, поселка, улуса, можно создать условия для применения на практике знаний, полученных на уроке. Подросткам предоставляется возможность проявить гражданские качества бережливых, заботливых хозяев школы, двора, поселка через работу по озеленению и благоустройству, оборудованию спортивной площадки, помощь ветеранам тыла и пожилым людям.

Проектная деятельность учащихся помогает формированию умений видеть актуальную проблему, решать ее через общественную практику, взаимодействуя с родительской общественностью, попечителями, представителями органов исполнительной власти.

Разрабатывая социальный проект, принимая участие в его реализации учащиеся приобретают положительный социальный опыт. Они изучают и характеризуют проблему, знакомятся с нормативно-правовыми актами, самостоятельно намечают пути решения проблемы и планируют действия.

Очень важно решить задачу по созданию правового демократического пространства на уровне класса, школы. Через вовлечение школьников в работу органов ученического самоуправления можно создать условия для гражданского самоопределения, личностного самовыражения. Распределяя между собой обязанности, избирая органы управления, подчиняясь решению коллектива, ребята приобретают опыт демократических отношений. Они учатся действовать свободно и ответственно, т.е.под влиянием внутреннего импульса, а не внешних факторов. Именно в этом проявляются истинные признаки гражданственности.

Мы сможем воспитать активных граждан в том случае, если еще в детские годы дадим ученикам почувствовать свободу в организации школьной жизни. Ребята, создавая свой уклад, получают возможность жить и учиться в правовой среде, чувствуя уважение своего достоинства. Широко распространена модель организации ученического самоуправления, при которой школа – это республика со своим президентом, парламентом, правительством, министерствами. Такая форма организации школьной жизни позволяет усвоить общественный опыт, критически оценивать свои возможности и поступки.

Формированию творческой активности и самодеятельности, развитию у учащихся интеллектуальной и эмоциональной сферы личности способствуют элективные курсы “Права человека”, “Права ребенка”, “Политология”, “Граждановедение”. Именно здесь имеются большие возможности использования интерактивных методов обучения. Школьник, являясь соучастником внеурочной работы, включенный в социальную и личностно-значимую деятельность, совершенствует себя как личность. Создаются благоприятные условия не только для получения знаний, но и для развития и саморазвития учащихся, повышения качественных показателей правовой, гражданской зрелости. Школьники демонстрируют готовность к социальным действиям в соответствии с моральными, политическими и правовыми нормами.

Занятия в предметных кружках дают возможность расширить диапазон педагогического воздействия, привлечь учащихся к поиску дополнительного материала, путей решения творческих задач. Именно во время кружковых занятий формируются жизненные цели, установки, они содействуют поиску смысла жизни – одной из важнейших задач гражданского воспитания.

Важнейшей составной работы по формированию у учащихся гражданских качеств было и остается краеведение. Школьники организовывают поисковые экспедиции, изучают архивные документы, записывают свидетельства старожилов, собирают материал для музея. В ходе этой работы формируется как политическое сознание – понимание своего гражданского участия в делах края, улуса, страны, так и нравственное сознание – забота о благе близких, всего народа.

Таким образом можно выделить основные направления внеклассной работы, в рамках которой осуществляется гражданское воспитание:
– через организацию деловых игр, ток-шоу, диспутов;
– через проектную деятельность учащихся;
– через школьное самоуправление, краеведческую и кружковую работу;
– через изучение элективных курсов, знаниевый компонент.

Организация стройной сбалансированной системы работы по данным направлениям -залог успешного воспитания достойных граждан.