Модуль "Математика". Обеспечение целостности образовательного процесса

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

В 1991 году научные сотрудники Центра педагогических инноваций – доктор педагогических наук Н. Я. Михайленко и кандидат психологических наук Н. А. Короткова – члены авторского коллектива «Концепции дошкольного воспитания» (1989) в «Ориентирах и требованиях к обновлению содержания дошкольного образования» конкретизировали основные положения «Концепции» с целью их практической реализации. В том числе они предложили весь педагогический процесс условно разделить на три составляющих блока:

  • специально организованное обучение в форме занятий, совместная деятельность взрослого с детьми,
  • свободная самостоятельная деятельность самих детей, что, кстати, и используется педагогами.

А в 1995 же году Н. Михайленко и Н. Короткова предлагают структурный «каркас» образовательного процесса, включающий принципы организации образовательных содержаний, позиции реализующего этот процесс взрослого и характер предметной среды, в которую погружены дети. При этом они рассматривают три основных типа моделей: учебную, комплексно-тематическую и предметно-средовую и предлагают использование элементов всех типов моделей как взаимодополняющих в целостном образовательном процессе. Так это и использовалось воспитателями и специалистами детского сада № 21. Но особенно педагогов заинтересовал последний тип рассматриваемых моделей. Он состоял в том, что образовательные содержания не вносятся воспитателем, ребенок, свободно действуя в специально созданной предметной среде, как бы «вычерпывает» из нее образовательные (развивающие) содержания. И, кроме того, педагоги узнали, что дошкольная педагогика знает только один прецедент программы, построенной по этой модели, – систему М. Монтессори.

Так, с 1995 года, в детский сад пришла эта система и среда одной из групп состоит из автодидактических материалов – Монтессори и дополнена материалами, необходимые для свободной детской деятельности. Все это не противоречило и Временным (примерным) требованиям к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении, изданным с 22 августа 1996 г.

23 ноября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а в 2010 году планируется утверждение требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования – это стандартизация дошкольного образования, в которую входят две группы требований, а не три как в стандарте начального общего образования.

На основании положений федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (2009) программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Таким образом, полноценная реализация «темы» невозможна без интеграции не только содержания дошкольного образования, но и ее организационных форм, в которых в той или иной степени будут интегрироваться и различные виды детской деятельности.

Модуль «Математика». Обеспечение целостности образовательного процесса.

Педагогический процесс на модульной основе не противоречит методу М.Монтессори – оно также способствует формированию оптимальных взаимоотношений детей между собой и с педагогом и облегчает использование личностно-ориентированной модели взаимодействия.

Модульный принцип позволяет строить педагогический процесс на основе интеграции разных видов деятельности, что предусматривает и метод М. Монтессори. Метод также делает педагогический процесс более экономичным, позволяет за определенный отрезок времени решать несколько дидактических целей и задач.

«Стержень», вокруг которого осуществляется объединение всех видов деятельности ребенка в данном случае – математика.

Использование оптимальной комбинации деятельности разной направленности с опорой на единую, целостную работу обоих полушарий головного мозга создает условия, благоприятные для достижения детьми образовательных целей. Понимание значимости своей работы и удовлетворение от качества ее конечного результата создает у детей положительный эмоциональный настрой и желание выполнить действия лучшим способом.

Акцент смещен с сообщения знаний в готовом виде на стимуляцию собственной познавательной активности. Отсутствие психологического давления на ребенка, его положительные эмоции также способствуют сохранению здоровья детей и создают основу для реализации здоровьесберегающих технологий.

Математика – Монтессори
(2,5 – 6 лет)

Цель: оказание помощи саморазвитию ребенка.

Задачи:

  • представить математику не как готовый предмет, а как деятельность,
  • открывать математические представления вместе с ребенком,
  • развивать понимание, а не навыки.

Основные направления воспитательного процесса:

  • познавательно-речевое,
  • социально-личностное,
  • физическое,
  • художественно-эстетическое
1. Сенсорное воспитание детей
1.1. формирование основы для развития мышления:
  • нахождение сходство и отличия предметов по качествам
  • выработка абстрактных понятий
  • различение предметов по размеру, форме
  • разбивка множеств предметов на группы предметов, сходных по определенному
  • признаку, т.е. на классы
  • упорядочение и дифференцирование системы понятий, образов, представлений;
  • овладение новыми способами предметно-познавательной деятельности:
  • работа с предметами, наиболее контрастирующими по состоянию исследуемого свойства или обладающими этим свойством в его «основных» проявлениях;
  • составление пар одинаковых по состоянию этого свойства предметов;
  • градация или построение сериационного ряда по степени изменения исследуемого свойства
1.2. овладение новыми способами предметно – познавательной деятельности
1.3. упражнения на:
  • повторение показанного способа действия с предметами и решения предлагаемой задачи практического и познавательного характера в целом,
  • применение показанного способа действия к другим предметам из того же материала,
  • модификацию показанного способа действия с предметами,
  • овладение другими – более сложными или открывающими новые возможности исследования свойств предметов — способами действия с теми же предметами,
  • применение полученных представлений о свойствах предметов и освоенных способов действия в реальной жизни;
1.4. развития сенсорных эталонов
2. Расширение словарного запаса за счет усвоения и использования новых терминов, описывающих свойства и отношения предметов и явлений действительности
3. Овладение навыками практической повседневной деятельности
3.1.
  • деятельность по определенным правилам или предписаниям,
  • деятельность по алгоритму,
  • деятельность по сложному алгоритму,
  • упражнения в арифметических операциях – делении, сложении, умножении.
4. Введение в мир чисел от 0 до 10
 
  • знакомство с количествами от 1 до 10
  • знакомство с цифрами от 1 до 9
  • знакомства с цифрой 0
  • сопоставление количеств от 1 до 10 с соответствующими числами
  • знакомство с четными и нечетными числами
  • знакомится также с числом 10
  • упражняться в последовательном счете и соотнесении количеств и чисел.
5. Введение в десятичную систему счисления
 
  • введение количеств: единица, десяток, сотня, тысяча
  • введение чисел: 1, 10, 100, 1000 (названия разрядов)
  • построение десятичной системы счисления.
  • построение многозначных чисел
  • арифметические действия с золотым материалом: сложение, вычитание, умножение, деление
  • решение примеров на сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чисел при помощи заменителей количеств
6. Счет до 1000
  • количества 11 – 19
  • числа 11 – 19
  • сопоставление количества и чисел
  • счет до 100
  • счет до 1000
  • порядковый счет

Формы организации детей:

  • индивидуальная работа,
  • работа в малых группах,
  • работа со всей группой.
  • Виды занятий:
  • презентация,
  • трехступенчатый урок,
  • групповой урок.

Методы:

  • свободная работа в подготовленной среде,
  • наблюдение за ребенком
  • оказание помощи в нужный момент,
  • показ способа рациональной деятельности с материалом,
  • показ способа контроля ошибок,
  • предложение материала с ориентацией на зону ближайшего развития,
  • поддержание порядка в подготовленной среде,
  • руководство с помощью правил.

Материалы:

  • классические,
  • авторские, возможно созданные только для одного ребенка.

В процессе мониторинга используются:

  • наблюдения,
  • беседы,
  • автодидактический материал -Монтессори.

I. упражнения в практической жизни и Монтессори – материалы для подготовки к изучению математики

(анализ сложных движений, запоминание последовательности действий)

№ п\п Наименование материала и упражнений
1 Пересыпание ложкой
2 Пересыпание из кувшина в кувшин
3 Переливание воды
4 Складывание салфеток
5 Рамки с застежками
5.1 с пуговицами
5.2 с кнопками
5.3 с крючками
5.4 с ремнями
5.5 со шнуром
5.6 со шнуровкой для ботинок
5.7 с застежкой молнией
5.8 с молнией
5.9 с бантами
5.10 с булавками
6 Мытье рук и чистка ногтей
7 Чистка ботинок
8 Вытирание пыли
9 Подметание со стола
10 Мытье пола
11 Мытье стола
12 Стирка белья
13 Глажение белья
14 Чистка металла

II.Сенсорные Монтессори – материалы для подготовки к изучению математики
(различение, составление пар и сериация, расширение словарного запаса)

№ п\п Наименование материала
1 Цилиндры – вкладыши
2 Розовая башня
3 Коричневая лестница
4 Красные штанги
5 Цветные таблички
  ящик 1
  ящик 2
  ящик 3
6 Геометрический комод
7 Геометрические тела
8 Сортировки
9 Волшебные мешочки
10 Цветные цилиндры
11 Доски для ощупывания А, В и С
12 Шершавые таблички
13 Шумящие коробочки
14 Тепловые таблички
15 Коробочки с запахом
16 Вкусовые баночки
17 Треугольный ящик (конструктивный)
18 Ткани
19 Тепловые бутылочки
20 Весовые таблички

№ п\п Наименование материала
1 Альбом проекций к Розовой башне
2 Альбом проекций к Коричневой лестнице
3 Альбом проекций к Красным штангам
4 Конструктивные треугольники:
4.1. прямоугольный ящик 1
4.2. прямоугольный ящик 2
4.3. малый шестиугольный
4.4. большой шестиугольный
5 Накладывающиеся геометрические фигуры
6 Биномиальный и триномиальный куб
7 Проекции геометрических тел

III. Математические материалы
(введение в элементарную математику)

№ п\п Наименование материала
I группа

1
2
3
4
5
6

Счетные штанги
Шершавые цифры
Счетные штанги и числа
Игры на расстоянии
Ящик с веретенами
Игра на запоминание
II группа

1
2

«Золотой материал»
Марки
III группа

1
2
3
4
5
6

Стержни с бусинами
Доска Сегена 1: 11 – 19
Доска Сегена 2: 19 – 99
Сотенная цепочка
Тысячная цепочка
Наборы карт «Золотой материал»
IV группа

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Стержни с цветными бусинами
доска с полосами для сложения.
контрольные карты 1 и 2 на сложение
рабочие карты 3, 4, 5 для упражнений на сложение
доска с полосами для вычитания. Контрольная доска 1на вычитание
рабочие карты 2 и 3 для упражнений на вычитание
доска для умножения с контрольными картами 1 и 2 на умножение
рабочие карты 3, 4 и 5 на умножение
доска для деления
рабочие карты 1 и 2 на деление
V группа

1

Условные мерки