Урок развития творческих способностей по теме "Россия в I-й половине XIX века". 8-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 8


Цели урока:

  1. Обобщение и систематизация знаний с использованием методики развитая творческих способностей учеников.
  2. Развитие памяти, внимания, мышления, воображения.
  3. Воспитание патриотизма и стремления к творчеству.

Тип урока: повторительно-обобщаюший.

План:

  1. Организационный момент.
  2. Разминка.
  3. Актуализация изученного материала.
    А) Задания на развитие зрительной памяти.
    Б) Задания на развитие слуховой памяти.
    В) Задания на развитие внимания.
    Г) Задание на развитие логического мышления.
  4. Решение ребуса.
  5. Работа по с группам с картрчками.
  6. Творческая работа по группам.
  7. Подведение итогов, выставление оценок.

Ход урока

I. Организационный момент.

Гордиться славой своих предков
не только можно, но и должно...

А.С.Пушкин

II. Разминка.

Учитель задает вопросы классу, учащиеся должны:

А) поднять карточки с датами.

  1. Годы правления человека, который заплакал, когда узнал. что будет императором?
  2. В каком году возник: союз 911?
  3. Какое событие получило название от зимнего месяца?
  4. Годы правления императора, который хотел контролировать всё лично?
  5. Какое событие в своём названии имеет географическое понятие?

Б) поднять карточки "0", если утверждение не правильное, "1", если правильное.

  1. Декабристы писали проекты конституции по заказу царя.
  2. Славянофилами называют людей, которые изучали славянские языки.
  3. Конгресс 1814-15 года в Европе связан с анатомией человека.
  4. Фамилия Аракчеева со временем стала именем нарицательным.
  5. В 40-ых годах XIX по стране прокатились бунты, связанные с растениеводством.

В) поднять карточку с цифрой.

  1. Сколько букв в названии города, где встретились первая и вторая армии в годы Отечественной войны 1812 г..
  2. Сложить цифры года начала Крымской войны, из суммы вычесть количество слогов в фамилии главнокомандующего русских войск.

III. Актуализация изученного материала.

А) Задания на развитие зрительной памяти. Классу показывается плакат с набором слов.

Каре   Франция   Николай I
Париж   редуты    
Москва   Сперанский    

Плакат убирается и задаются вопросы всему классу:

  1. Какое слове было вторым в третьем ряду?
  2. Самое короткое слово?
  3. Какое слово употребляется во мн. ч?
  4. Сколько правителей упоминается?
  5. Сколько букв в названии страны?
  6. В каких словах использовалась «В»

Б) Задания на развитие слуховой памяти.

Зачитывается отрывок документа (И.Т.Родожицкий. Походные записки артиллериста с 1812 по 1816гг.), затем задаются вопросы.

"С восхождением солнца, по всей линии от левого фланга до середины, открылась ужасная канонада из пушек, гаубиц и единорогов. Выстрелы были так часты, что не оставалось промежутка в ударах: они продолжались беспрерывно, подобно раскату грома, производя искусственное землетрясение. Густые облака дыма, клубясь от батарей, возносились к небу и затмевали солнце, которое покрывалось кровавою пеленою, будто изменяясь от ожесточения и ярости человеческой. Мы с Фигнером на правом фланге долго оставались спокойными зрителями этого явления и безмолвно стояли при своих пушках... Ядра неприятельские долетали до нас последними прыжками или катились на излёте; гранаты хлопали в воздухе и, рассыпаясь осколками, производили страшные звуки."

  1. Какое время суток упоминается?
  2. Какие природные явления упоминаются?
  3. Самое короткое название артиллерийского орудия?
  4. Какое спортивное упражнение упоминается?
  5. Что делал автор воспоминания в начале Бородинской битвы?

В) Задания на развитие внимания.

Учителем показывается плакат с датами, затем задаются вопросы: 21, 12,06, 16,01, 18,08,53,09.

  1. Какое событие произошло раньше?
  2. Какие цифры являются лишними?

Г) Задачи на развитие логического мышления.

1. По какому признаку можно объединить следующие даты, слова и деятелей:
а) 1640, 1789, 1825.
б) Пруссия. Англия., Турция, Россия, Франция, Австрия.
в) Муравьёв, Соловьев, Канкрин, Бестужев, Хомяков.

2. Какую букву необходимо поставить вместо вопроса?

Александр – Р.   Война – ж.
Меттерних – А.   Бунт – ?
Наполеон – ? (Ф)   Волнение – с.

IV. Решение ребуса.

В верхнем ряду каждого задания имеется слово в скобках. Оно образовано каким-то образом из двух, рядом стоящих. Вы должны понять закономерность словообразования и написать слово в скобки нижнего ряда:

V. Работа по группам с карточками.

1) Дается 9 карточек вразброс. Необходимо: распределить данные по деятелям и назвать фамилии.

Карточки с характеристиками:
а) В молодости он составлял проекты реформ по поручению царя, в зрелом возрасте занимался систематизацией законов,
б) Он был одним из руководителей руководителей обороны Севастополя.
в) Он стал членом "Союза спасения" в 1816 году. Затем служит на Украине, пишет программу тайного общества.

Карточки с датами жизни:
а) 1806-1854.
б) 1793-1826.
в) 1772-1839.

Карточки с фамилиями современников:
а) Александр I, Николай I , Пушкин, Киселев, Канкрин
б) Александр I Кутузов Муравьев, Пушкин
в) Николай I, Нахимов, Истомин, Меньшиков

2) Работа с карточками.

А) Комбинированное лото.

Учащиеся должны устно объяснить связь между понятиями, именами деятелей в I и II группах.

«Конституция»   1853-56
Славянофил   Николай I
Александр I   Наполеон
Венский конгресс   «Русская правда»
Франция   западники
1812 год   континентальная блокада

Б) Продолжите по смыслу и объясните...

1. Киселёв, Канкрин...   4. 1801...
2. Пестель...   5. Белинский...
3. Романовы...   6. Россия, Англия...

В) Решите тесты:

1) Экономический кризис был:

  1. Франции.
  2. Англии.
  3. Италии.

2) Отечественная война проходила в годы правления:

  1. Александра I.
  2. Николая I.

3) Александр I поручил написать проект конституции:

  1. Сперанскому.
  2. Аракчееву.

4) Какие страны стояли перед задачей объединения в XIX веке:

  1. Англия.
  2. Германия.
  3. Италия.
  4. Франция.

Г) Выберите лишнее и объясните.

  1. 1816, 1812, 1825.
  2. Сперанский, Канкрин, Аракчеев.
  3. Славянофилы, западники, декабристы.
  4. "Конституция", "Русская Правда", Свод законов Российской империи.
  5. 1801. 1825, 1853.
  6. Союз Спасения, Союз Благоденствия. Священный союз

VI. Творческая работа по группам.

Какую речь мог сказать Кутузов перед Бородинским сражением? Задание даётся по группам, речи зачитываются.

VII. Подведение итогов, выставление оценок. Заключительное слово учителя.

В Бородинском сражении погибло 45 тыс. 600 воинов Российской армии. С тех пор наша страна пережила множество войн и мирных периодов, когда тоже рисковали жизнью, совершали подвиги. И мы должны быть благодарными и достойными потомками. И должны развивать данные природой способности, чтобы приносить обществу наибольшею пользу.