Урок русского языка по теме "Приставки"

Разделы: Русский язык


Использование презентаций имеет ряд преимуществ перед остальными видами и формами приёмов на уроке при объяснении нового материала, закреплении пройденного.

Во-первых, это всегда наглядно, ярко, образно. Презентации экономят время при усвоении нового материала, так как при её создании идёт отбор главных моментов в правилах, выделяются основные грамматические категории, лучше запоминается правила.

Во-вторых, к изготовлению презентаций удобно привлекать учащихся, потому что такое занятие заставляет работать образное мышление, а, следовательно, и лучшее запоминание изучаемого материала обеспечено. Поэтому для учителя вопроса “Зачем?” не существует. Очень полезно поручать составление презентаций учащимся, потому что приходится иногда пересмотреть много (а, следовательно, и повторить) материала, чтобы выбрать нужное. И чем больше форм работ используется на уроках, тем выше коэффициент качества усвоения. Итак, презентации отвечают сразу нескольким требованиям: экономия времени на уроке, наглядность, мобильность, образность, возможность соединить в одном и объяснение нового материала и его закрепление.

Сегодня у каждого учителя появилось много возможностей разнообразить свои уроки. Одна из таких возможностей – создание презентаций при прохождении нового материала. На уроках русского языка я создала сначала для себя учебник русского языка, где выделила основные блоки по морфологии и синтаксису. Например, когда изучаются приставки, на уроке сначала используется такой блок:

Приставки

1 группа – приставки, которые надо запомнить:

В-(во-), взо-, вы-, до-, за-, изо-, на-, над-, (надо-), не-, недо-, о-, об-, (обо-), от-(ото-), пере-, по-, под-, (подо-), пра-, пред-, (предо-), про-, разо-, су-, с-, у-, со-, па-.

Внимание!!!

А вот о приставке С- разговор особый: не любит она проявлять себя при произношении. Поэтому надо запомнить следующее: если слышится З-, то надо писать С-.

Приставки З- вообще не бывает!!!

Исключение: здесь, здешний, здание, здоровье, зги, здравствуй, здравие, здравница.

II группа – нарушители “главного” правила

По сравнению с приставками первой группы приставки второй группы как будто “живут” в другом царстве: все у них наоборот. Они приспосабливаются к соседним буквам, поэтому и пишутся то с буквой -з, а то с -с. Итак, сначала запомним их “в лицо”.

без-бес звон. глух.
воз-вос б – п
низ-нис

приставки на -З пиши перед звонкими согласными,
а приставки на -С – перед глухими

д – т
раз-рас в – ф
роз-рос г – к
из – ис ж – ш
вз – вс з – с
чрез-черес р ч
м щ

Рассчитать, рассчитанный, расчет, чрезвычайный,
чрезмерный, расстрелять, рассмешить, чересчур,
рассыпать, беззвёздный, расчётливый, бесценный

л ц

н х

Почему приставки пре- и при- в одной группе? А потому, что у них есть основание — смысл. Прежде всего, научимся “узнавать их в лицо”. Трудные они по двум причинам: во-первых, их правописание зависит от понимания смысла слова, а во-вторых, о правописании этих приставок есть не одно, а целых шесть правил. И все-таки многие слова не попадают ни под одно из этих шести правил. Их надо запоминать!

ПРИ- ПРЕ-
1) приближение 1) близка к слову “очень”
2) присоединение 2) близка к приставке пере-
3) близость около чего-либо  
4) неполнота действия (глаголы)  

Запомните!!!

Прибирать, привидение, приверженец, приемлемый, пригожий, притязание, присяга, прикасаться, примерять, причудливый, пригодный, прихотливый, притяжение, принизить, приодеть, приравнять, пристрастный, приспешник, привстать, притерпеться, придирчивый, приумножить. Преподнести, препоручить, препроводить, преподать, преследовать, препятствие, преткновение, превзойти, превозносить, презабавный, превосходить, пререкаться, преломить, преувеличить, преимущество, препровождение, превращение, преобладать, претерпевать, преобразовать, преисполненный, претить, превратный, пренебрегать.

На втором этапе закрепления используются презентации, так как они заставляют работать образное мышление, а, следовательно, и лучшее запоминание изучаемого материала обеспечено. Поэтому для учителя вопроса “Зачем?” не существует. Очень полезно поручать составление презентаций учащимся, потому что приходится иногда пересмотреть много (а, следовательно, и повторить) материала, чтобы выбрать нужное. И чем больше форм работ используется на уроках, тем выше коэффициент качества усвоения. Итак, презентации отвечают сразу нескольким требованиям: экономия времени на уроке, наглядность, мобильность, образность, возможность соединить в одном и объяснение нового материала и его закрепление.

Виды ошибок, А4, ЕГЭ

Культура речи, ударение

Нарушители «главного» правила приставки второй группы

Приставки пре- и при-.

Чередование гласных в корнях