Логопедическая игра-развлечение "Веселый алфавит" для детей 6–7 лет

Разделы: Логопедия


Цель: Приобщить детей к миру художественной литературы.

Задачи:

Коррекционно-образовательная: Закрепить знания детей о буквах (у, а, и, п, к, т, о, х, ы, м, н, б, с, з).
Коррекционно-развивающи
е: Развивать зрительную память, воображение, образное мышление, мелкую моторику, сосредоточенность и концентрацию внимания.
Коррекционно-воспитательная: Развивать интерес и любовь к книге, как источнику знаний.

Интегрирование образовательных областей:

Образовательная область “Познание”.
Цель:
Развивать гибкость и логичность мышления, умения доказывать правильность своего ответа, опираясь на знания.

Образовательная область “Коммуникация”.
Цель:
Уметь соблюдать установленный порядок, регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других детей.

Образовательная область “Социализация”.
Цель:
Направлять сознание, чувства и действия старших дошкольников на совершенствование положительных поступков, быть настойчивым в доведении начатого дела до конца.

Образовательная область “Чтение художественной литературы”.
Цель:
Поддерживать активное тяготение к книге, развитие интереса и любви к ней у старших дошкольников, стоящих на пороге перехода к самостоятельному чтению.

Материалы и оборудование: Карта, конверты с заданиями по количеству детей, бочонок с предметами, страницы из детских журналов по количеству детей, мешочек с буквами по количеству детей (у, а, и, п, к, т, о, х, м, н, б, с), мольберт.

Предварительная работа: - Заучивание четверостиший на следующие буквы (у, а, и, п, к, т, о, х, ы, м, н, б, с, з).

Задания:

“Страна зазеркалья”. Двигаясь по карте, дети попадают в Страну Зазеркалья. В этой стране все буквы написаны в зеркальном отражении. Каждый ребенок получает по конверту с заданием, в котором напечатана строчка букв с зеркальным написанием.
Задание № 1: Найти неправильно написанные буквы и перепишите их правильно.

“Королевство цифр”. Следующее место, куда попадают дети – это “Страна цифр” . Здесь хитрый король зашифровал слово, отгадать которое можно при помощи цифр.
Задание № 2: Составить слово по цифрам от 1…4

“Журналист”. Пройдя страну цифр, дети встречают на своем пути журналиста, который оставил задание для них. Каждому ребенку достается страница из детского журнала.
Задание № 3: Внимательно рассмотреть страницу и найти заданную букву (Т).

“Волшебный мешочек”. Логопед заранее готовит 12 мешочков. В каждом мешочке по одной букве.
Задание № 4: Не развязывая мешочка, ощупать букву, назвать ее и затем достать из мешочка.

“Волшебники”. В конвертах с заданием находиться строчка букв.
Задание № 5: Превратить одну букву в другую.

“Заморочки из бочки”. Логопед демонстрирует бочонок. В нем лежат предметы.
Задание № 6: Внимательно посмотреть на предмет и сказать, на какую букву он похож.

Ход игры

(Звучит музыка П.И. Чайковского “У камелька”).

Учитель-логопед: - Ребята! Проходите и располагайтесь удобнее!

(Дети располагаются на диване и на подушках вокруг учителя-логопеда).

За окном - холодно и идет снег. Я хочу предложить вам провести этот зимний холодный день за прочтением интересной книги. Именно так поступали люди в стародавние времена. До появления книг они рассказывали друг другу истории, легенды и сказки. Потом возник алфавит, и появились первые книги. А люди стали читать их. У меня в руках книга, которая называется “Веселый алфавит”. Мы с вами познакомились еще не со всеми буквами русского алфавита, но многие уже знаем. Давайте вспомним их. Ребята, посмотрите. Какая это буква?

Дети: Буква А.

Учитель-логопед: - А кто из вас помнит стихотворение про букву А?

Дети:

Всем известна буква А –
Буква очень славная.
Да к тому же буква А
В алфавите главная.

(Затем учитель-логопед перелистывает страницу за страницей, а дети называют буквы и читают стихи о них).

На эту букву посмотри!
Она совсем как цифра 3.
[3е] не просто завитушка,
[3е] — пружина, крендель, стружка.

И похожа на гармошку
И на испуганную кошку.
И — меж двух прямых дорог
Одна легла наискосок.

Знать эту букву нехитро,
Кто был хоть раз в метро,
По вечерам нам светит всем
Между домами буква [ЭМ].

У меня про букву [ Нэ]
Вдруг сложилась песенка:
Н-н-н-н-н-н-н-н-н-н-н-н –
Получилась лесенка.

Буква О — луна и солнце,
В доме круглое оконце.
И часы, и колесо,
И это, кажется, не всё.

Говорил недавно кто-то:
[Пэ] похожа на ворота,
Возражать мне было лень,
Я-то знал, что[ Пэ] как пень.

В небе таял лунный серп,
Серп склонялся на ущерб.
И поэтому с небес
Нам светила буква [Э С].

На антенну [ Тэ] похожа
И на зонт как будто тоже.

Буква У напоминает ушки
У зайчонка на макушке.
У улитки рожки тоже
Так на букву У похожи.

Учитель-логопед: - Молодцы! Ребята! (перелистывая страницу в книге, продолжает) в нашей книге есть загадки, ребусы и интересные рассказы. Посмотрите, а это что?
Дети: - Это карта?
Учитель-логопед: - Правильно! В книгах тоже бывают карты. Я сделала такую же карту для вас на мольберте. Это карта алфавита. Давайте подойдем к ней и внимательно ее рассмотрим

(Дети встают вокруг мольберта).

Учитель-логопед: - Ребята, а что есть на карте?

Дети: - Два замка, мешок, бочка…

Учитель-логопед: - Правильно! А эти стрелочки укажут нам, как и куда двигаться дальше. Перед нами страна Зазеркалья. В этой стране все буквы написаны неправильно - в зеркальном отражении.

Задание № 1: Найдите неправильно написанные буквы и перепишите их правильно. Для выполнения этого задания нам нужно сесть за столы.

(Дети присаживаются за столы, достают из конверта задание и выполняют его. Затем Логопед читает исправленную строчку, а дети проверяют себя).

у, и, к, ы, б, с, з.

Учитель-логопед: - Не успели мы с вами выбраться из страны Зазеркалья, как попали в Королевство Цифр. Здесь хитрый король зашифровал слово, отгадать которое можно при помощи цифр.

Задание№ 2: Составь слово по цифрам от 1 до 4.

(Логопед показывает напечатанное задание на листке бумаги, а дети выполняют его. Кто справился с заданием первый, поднимает руку и называет получившееся слово).

3 1 4 2
М З А И

Учитель-логопед: - Молодцы! И с этим заданием вы справились! А мы продолжаем двигаться по карте. Но посмотрите, кто это повстречался на нашем пути? Это журналист. Он приготовил для вас очень интересное задание. Сейчас каждый из вас получит по странице из детского журнала.

Задание № 3: Внимательно рассмотреть страницу, найти на ней все буквы Т и в уголке написать число букв Т.

Учитель-логопед: - Молодцы! Мы движемся дальше по карте. Перед нами мешок. У вас у каждого на столе есть мешочек. В каждом мешочке по одной букве.

Задание № 4: Не развязывая мешочка, ощупайте букву, назовите ее и затем достаньте ее из мешочка (у, а, и, п, к, т, о, х, м, н, б, с).

Учитель-логопед: - Движемся дальше по стрелочкам. Перед нами волшебная палочка. А задание называется “Волшебники”. Я сейчас сама стану волшебницей. (Учитель-логопед подходит к мольберту, где мелом написана буква У. Она берет мел и “превращает” букву У в Х, добавляя один элемент).

Послушайте внимательно:

Задание № 5: Преврати одну букву в другую.

О Л Г Е Р С У Ц Ь

(Логопед раздает детям листочки с заданием. Дети выполняют задание. А затем логопед проверяет).

Учитель-логопед: - Рома! В какую букву ты превратил букву О. Ксюша, в какую букву ты превратила букву Л (и т. д.)

Ю А П Ё В О Х Щ Б

Учитель-логопед: - Вот мы с вами и дошли до конца пути. Перед нами последнее задание. Называется оно “Заморочки из бочки”. Я сейчас буду доставать предметы из бочки.

Задание № 6: А внимательно рассмотрите предмет и скажите, на какую букву он похож. Отвечать можно только после того, как вы подняли руку.

(Учитель-логопед достает из бочки по одному предмету… бублик, цифра 3, молоток, месяц, ворота).

Дети: - Бублик буква О, цифра 3 на букву З, месяц – буква С, ворота – буква П

Учитель-логопед: - Молодцы, ребята! На следующем занятии мы обязательно продолжим знакомиться с буквами. Сегодня мы увидели, что вы все очень хорошо знаете буквы русского алфавита, умеете их писать, читать. И за это я хочу подарить вам эту книгу. В ней вы найдете много интересного и полезного. На этом наше занятие закончилось, до свидания!

Дети: - До свидания!