Изложение с элементами сочинения

Разделы: Русский язык, Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (84 кБ)


Цели:

  • Подготовка к экзаменам.
  • Формирование умения изложения текста, аргументировать, составление тезисов.
  • Воспитание гуманизма.

Оформление доски: число, тема, цель.

Мультимедийная презентацияпреследует собственные цели и дидактическиезадачи:

  • Предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения практическими навыками.
  • Отработка в интерактивном режиме элементарных базовых умений.
  • Усиление значимости и повышение удельного веса в учебном процессе исследовательской деятельности учащихся.
  • Возможность увеличения объема предъявляемой для изучения информации, а также собственной практической деятельности ученика.
  • Увеличение доли содержательной работы ученика за счет снятия проблем технического характера.

План-конспект:

1. Организационный момент

2. Актуализация полученных знаний

а) передать сюжет рассказа;
б) объяснить понятия:

милосердие                                            альтруизм
братоубийственная война                    мизантроп
гуманизм                                               человеколюбие

в) библейская притча о Каине и Авеле;
г) историческая справка.

3. Чтение текста изложения (Приложение 1)

4. Объяснение учителем задания для ответа на вопрос

Работа по плану:

1. История названия.
2. Историческая справка.
3. Поставленная автором проблема: ответственность человека.

Обязанность выполнить:

– приказ;
– техническая революция.
– ответственность ученых.

К теме благородства и милосердия обращается В. Гроссман в своем рассказе  “Авель” (“Шестое августа”). Это истории о том, как была сброшена атомная бомба на японский город Хиросиму.  В. Гроссман любил людей, верил в непобедимость человечности, желал, чтобы “человек длился вечно”. Вот почему он страстно ненавидел войну и фашизм во всех его проявлениях. “Высший дар человечества – есть дар душевной красоты, великодушия и благородства”, – говорит писатель. Все эти качества наиболее ярко проявляются при столкновении со злом, в первую очередь, на войне.

С точки зрения Гроссмана, подлинная человечность невозможна без сопричастности всему происходящему, а происходящему, а значит, и без ответственности за случившееся. Так поставлена эта проблема в рассказе “Авель”. Перед полетом экипаж рассуждает о том, несут ли летчики ответственность за выполнение приказа. Командир утверждает, что от моральной ответственности “никто не открутится”, второй пилот и радист считают, что техника освобождает их от чувства вины. Джозеф Коннор не вмешивается в разговор экипажа. Этот юноша внутренне близок автору. Автор наделил его своей тревожной совестью. В полете он думал только об одном: сбросить бомбу точно на цель. И вот бомба сброшена. Экипаж и летящий вместе с ними пассажир-физик по-разному реагирует на взрыв, и осмысливают его последствия. Для физика важнее всего несоответствие детской мечты: осчастливить человечество дешевой энергией и картиной превращения в ничто всего живого. Второй пилот оправдывает случившееся высокими целями, у оставшихся также нет сознания ответственности. Джозеф Коннор потерял покой, он все время моет руки, как бы стремясь смыть с них кровь. Острое сознание вины потрясло юношу – он пытается покончить с собой, а когда ему мешают – сходит с ума. В Хиросиме совершилось массовое братоубийство. Поэтому рассказ и назван “Авель” как напоминание о библейском братоубийстве. Но в рассказе есть еще одно братоубийство. Убит Джозеф Коннор, вернее не он убит, а убита его душа – это еще страшнее. Это предупреждение о грядущей опасности.

Продолжи предложения.

  • К теме благородства…
  • Это история о том …
  • В. Гроссман верил…
  • Высший дар человечества есть…
  • С точки зрения Гроссмана…
  • Перед полетом…
  • Командир утверждает…
  • Джозеф Коннор…
  • Автор наделил его…
  •  В полете он думает…
  •  Экипаж и пассажир-физик…
  •  Для физика…
  •  Второй пилот оправдывает…
  •  Джозеф потерял…
  •  Острое сознание вины…
  •  В Хиросиме…
  •  Поэтому…
  •  Но в рассказе есть…
  •  Убит Джозеф…
  •  Это – предупреждение…

Гуманизм  – готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами.
Мизантропия – нелюбовь, ненависть к людям.
Милосердие – готовность помочь кому-либо, простить кого-либо из сострадания.

5. Домашнее задание: закончить работу.