Окружающий мир. 3-й класс. Тема: "Москва златоглавая"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (18 МБ)


Цели по линиям развития личности ученика.

ЛИНИЯ 1. Овладение картиной мира: формировать у учащихся образ Московского Кремля и Красной площади как уникального комплекса архитектурных и исторических памятников времён Московского государства; познакомить учащихся с личностью Ивана Грозного, его деятельностью.

ЛИНИЯ 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: предоставить учащимся возможность самостоятельно оценить поступки Ивана Грозного, сформировать своё личное отношение к ним.

Задачи:

  • сформировать понятие, что великие творения архитектуры не только прекрасны, но и являются «следами прошлого» в настоящем;
  • создать образ царя Ивана Грозного и представление о его правлении.

Важнейшие наименования на данном уроке: Московский Кремль, царь.

Оборудование: плакат «Схема кровообращения человека»; карта современной России, на которой чётко видны транспортные магистрали; презентация; видеофрагменты «Шапка Мономаха», «Иван Грозный».

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Сообщение темы урока.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся на экскурсию. А куда, вы сейчас скажете сами. И поможет вам стихотворение А.Барто. (Слайд №2)

Деревья в три обхвата,
Дремучие леса.
Среди лесов когда-то
Город поднялся.
Здесь шли тропинки узкие,
Овраги и поля,
Но все дороги русские
Сходились у Кремля.
Стоял велик и чуден
Московский древний град.
Он дорог русским людям,
Он славою богат.

- Правильно. Мы совершим экскурсию в Москву, в Московский Кремль.

- Итак, тема нашего урока – «Москва златоглавая». (Слайд №3)

III. Постановка проблемы.

- Вспомните, для чего человеческому организму необходимо сердце. (Сердце – орган для перекачки крови, разносящей по организму питательные вещества.)

- Может ли человек жить без сердца? (Нет.)

Вывод (записывается на доске): все необходимые человеку для жизни питательные вещества проходят через сердце.

- Вы слышали когда-нибудь выражение «Кремль – сердце Москвы, Москва – сердце России»? (Да.)

- Посмотрите на карту России: по всем дорогам – автомобильным, железным, водным, воздушным – перевозится огромное количество необходимых людям товаров и продуктов. Разве все эти «питательные вещества» проходят через Москву (а в Москве – через Кремль), как кровь через сердце в человеческом организме? (Нет.)

На доске появляется запись: «Кремль – сердце России», но товары и продукты России через Кремль не проходят.

- Какое вы заметили противоречие? Какой возникает вопрос? (Что имеют в виду люди, когда говорят, что Кремль – сердце Москвы, а Москва – сердце России?)

Проблема урока: «Почему Кремль называют сердцем России?» (Слайд №4)

IV. Актуализация знаний учащихся. Версии детей.

- Кто из вас был в Московском Кремле? Какие у вас остались впечатления от посещения Кремля? Можете ли вы предположить, почему Московский Кремль называют сердцем России?

Ученики высказывают свои мнения:

Кремль очень красивый.

В Кремле много музеев.

Кремль находится в столице нашего государства, а столица – самый главный город России, как сердце – самый главный орган человека.

Москва начала строиться с Кремля, это самое древнее место в Москве и др.

На доске от названия проблемы урока проводятся стрелки, под которыми записываются ключевые слова основных версий.

V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

Стены Московского Кремля. (Слайд №5)

- А сейчас попробуйте объяснить смысл поговорки «Москва не сразу строилась».

- Наш Кремль не раз менял свой облик. В 12 веке он был сложен из сосновых брёвен. В начале 14 века построили новые стены из крепких дубовых брёвен. А в конце 14 века деревянные стены заменили белокаменными. А стенам из красного кирпича исполнилось уже 500 лет. Они были построены в конце 15 века по велению Ивана III. Того самого, который объединил русские земли в Московское государство. Государь всея Руси захотел, чтобы его столица была самым красивым и неприступным городом. Он пригласил в Москву итальянских мастеров, которые в те времена считались лучшими. Под их руководством русские люди в течение 10 лет строили кремлёвские стены и башни. А позже Кремль украсился новыми дворцами и соборами.

- Как вы думаете, почему стены Московского Кремля несколько раз перестраивали? (Ученики могут вспомнить о набегах и пожарах.)

- Чем заново возведённые стены отличались от предыдущих?

- Можно ли сказать, что стены современного Московского Кремля защищают город? (Нет.)

- А почему тогда все люди, приезжающие в Москву, стремятся увидеть Кремль? (Потому что он древний, красивый, нарядный.)

Вывод: государи Руси заботились не только об укреплении, но и об украшении городов; Московский Кремль – памятник истории и культуры России.

- Обратимся к основному вопросу урока, записанному на доске. Чьи версии уже подтвердились? (Напротив подтвердившихся версий ставим знак «+». Если таких версий нет, то дописываем ключевые слова открытых знаний.)

Купола и колокола Москвы.

- Чем ещё поражала Москва своих жителей и гостей? Почему Москву называют «златоглавая»?

- Попробуйте ответить, для чего в старину были нужны соборы, колокольни?

- О чём же могут нам рассказать постройки, расположенные в Кремле? (О жизни великих государей.)

- Давайте перенесёмся на Соборную площадь Кремля и послушаем сообщения ребят, которые они приготовили к уроку.

1. Колокольня «Иван великий». (Слайд №6)

- Перед нами колокольня «Иван Великий». Она несколько столетий оставалась самым высоким зданием Москвы. Путники, идущие в столицу, видели её за много километров от города. Колокола «Ивана Великого» звонили по самым главным праздникам, их звон был слышен даже на отдалённых окраинах Москвы. Заслышав его, горожане спешили к Кремлю, где проходила праздничная церковная служба.

Вопрос: Какую роль выполняла в Москве эта колокольня?

2. Успенский собор и венчание на царство Ивана Грозного. (Слайд №7)

- Главным собором Москвы был Успенский собор. В далёком 16 веке храм был полон людей в роскошных длинных одеждах, под сводами звучало красивое пение. Старый священник возлагал на голову юноши золотую, украшенную мехом шапку. Это проходило венчание на царство внука Ивана III, Ивана Васильевича Грозного. С этого времени Великого государя стали называть царём. Народ считал его своим господином и защитником, «царём-батюшкой».

3. Шапка Мономаха. (Слайд №8)

- По легенде ещё во времена Древней Руси эта шапка принадлежала Византийскому императору Константину Мономаху и была подарена русскому князю Владимиру Мономаху в конце 12 века. На самом деле основа этой шапки была изготовлена мастерами Золотой Орды и в качестве подарка в начале 14 века попала в казну московских князей и позже была украшена русскими мастерами.

Просмотр видеофрагмента «Шапка Мономаха».

Вопросы:

  • Какую роль выполнял в Москве Успенский собор?
  • Память о каких событиях хранят его стены?
  • Что означает выражение «венчаться на царство»?

4. Злодеяния Ивана Грозного. (Слайд №9)

- За что же Ивана Васильевича прозвали Грозным? Сначала он был «грозою» для соседей России. При нём русские войска присоединили к Московскому государству многие земли. Но позднее Иван стал «грозным» и для своих подданных. Царь казнил людей, только заподозренных в государственной измене, не доказывая этого.

Просмотр видеофрагмента об Иване Грозном.

Рассмотреть в учебнике на с.18 иллюстрации.

Вопрос: Как вы думаете, почему Иван Грозный мог безнаказанно творить свои злодеяния?

5. Собор Василия Блаженного. (Слайд №10)

- Память о злодействах Ивана Грозного хранит даже самый красивый храм России – собор Василия Блаженного, который стоит рядом с Кремлём на Красной площади. Его построили зодчие Барма и Постник в честь военных побед Ивана Грозного. И уже тогда люди в разных странах называли его «чудом света», невиданным творением рук человеческих. Однако народное предание гласит, что Иван Грозный жестоко отплатил мастерам за их труд. «Можете ли вы построить собор ещё краше?» - спросил он мастеров. «Можем, государь!» - ответили они. «Выколоть им глаза, чтобы никогда не создали собор краше этого», - приказал царь.

Вопрос: А теперь попробуйте объяснить поговорку того времени: «Близ царя – близ смерти».

6. Благовещенский и Архангельский соборы. (Слайды №11-12)

- Тяжкие грехи не давали покоя государю. Часто по длинным переходам своего дворца он приходил в Благовещенский собор. Здесь, стоя на коленях, грозный царь вспоминал имена невинно убитых им людей и пытался вымолить у Бога прощение. Когда Иван Грозный умер, его похоронили в Архангельском соборе, как и всех правителей Московского государства.

Вывод: соборы и колокольни Москвы не только украшение, но и необходимый атрибут общественной и политической жизни столицы. Многие важнейшие государственные события проходили под сводами соборов.

- Обратимся к основному вопросу урока, записанному на доске. Чьи версии уже подтвердились? (Напротив подтвердившихся версий ставим знак «+». Если таких версий нет, то дописываем ключевые слова открытых знаний.)

VI. Выражение решения проблемы.

- Итак, наша экскурсия закончилась, пора подводить итоги. Давайте вернёмся к тому, с чего мы начали урок, - к рассуждению, для чего человеческому организму нужно сердце. Можете ли вы теперь доказать, что Москва – сердце России?

Ученики совещаются в группах, и представители от групп предлагают свой вариант решения проблемы. (Кремль находится в Москве – Москва – столица России – в столице находятся органы власти, которые издают законы для всего государства.)

Вывод по проблеме урока: Кремль – сердце Москвы, так как он является древнейшей и красивейшей её частью. Москва – сердце России: её культурный, исторический, политический центр. (Слайд №13)

VII. Итог урока – организационный.

Учитель просит детей оценить свою работу, спрашивает, кому что показалось трудным на уроке, непонятным, что было самым интересным.

VIII. Домашнее задание.

Обязательное задание для всех: прочитать текст к теме 11, выполнить 1-2 задания из рабочей тетради.

Творческое задание для желающих: пользуясь дополнительной литературой, составить краткое описание деятельности одного из царей Московского государства. Написать своё мнение, было его правление справедливым или нет, способствовало ли оно процветанию государства.