Сравнение соматоскопических данных учащихся, занимающихся северным многоборьем и игровыми видами спорта

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Эффективность занятий спортом во многом зависит от степени соответствия используемых средств и методов тренировки функциональным возможностям, индивидуальным особенностям каждого занимающегося.

Цель исследования – выявить соматоскопические особенности телосложения учащихся, занимающихся северным многоборьем и игровыми видами спорта.

Задачи:

  1. Изучение понятия “физическое развитие”;
  2. Выявить различия показателей соматоскопических данных учащихся, занимающихся северным многоборьем и игровыми видами спорта.

Объект исследования: физическое развитие учащихся.

Предмет исследования: соматоскопические показатели учащихся.

Практическая и теоретическая значимость: в результате исследования получены данные о соматоскопических показателях учащихся, занимающихся северным многоборьем и игровыми видами спорта. Полученные результаты могут быть использованы тренерами данных видов спорта для практической деятельности.

Для выполнения поставленных задач мы изучили теоретический материал, рассмотрели конституциональные типы, измерили соматоскопические данные и сравнили общую физическую подготовку учащихся.

В практической части мы пришли к следующим выводам:

  1. Из пяти учащихся, занимающихся и северным многоборьем, и игровыми видами спорта, три ученика принадлежат к нормостеническому типу, 1 – астеническому, 1 – гиперстеническому. Это может говорить о том, что у учащихся занимающихся северным многоборьем и игровыми видами спорта, в общем, различий нет.
  2. Средние показатели соматоскопических данных учащихся, занимающихся северным многоборьем и игровыми видами спорта за 2006-07 учебный год различаются по всем параметрам. У учащихся, занимающихся игровыми видами спорта показатели соматоскопических данных более высокие. Что объясняется от степени соответствия используемых средств и методов тренировки функциональным возможностям, индивидуальным особенностям каждого занимающегося.
  3. В течение года у учащихся, занимающихся северным многоборьем повышается гибкость, челночный бег, бег в 60 м., прыжки в длину. А у учащихся, занимающихся игровыми видами спорта – гибкость, прыжки в длину и подтягивание. Эти различия можно объяснить тем, что в северном многоборье челночный бег и бег в 60 м. вырабатывают скорость и силу отталкивания, в игровых видах спорта – проявление взрывных усилий и реактивной способности мышц.
  4. Небольшие различия соматоскопических данных учащихся, занимающихся северным многоборьем и игровыми видами спорта в какой-то степени выражаются в выполнении отдельных видов упражнений данных видов спорта.
  5. Таким образом, в различных видах спорта нагрузка на мышцы различна как по интенсивности, так и по объему, в ней могут преобладать статистические или динамические элементы. Она может быть связана с медленными или быстрыми движениями. В связи с этим и различия, и изменения, происходящие в мышцах, будут неодинаковы, смотря от вида спорта.

Сравнение соматоскопических данных учащихся, тренирующихся северным многоборьем и игровыми видами спорта

В данном параграфе мы рассмотрели конституциональные типы учащихся 93–94-х годов рождения, занимающихся северным многоборьем и игровыми видами спорта, показатели соматоскопических данных и общую физическую подготовку учащихся за 2006-07 учебный год.

Таблица 1.

Конституциональные типы физического развития учащихся, занимающихся северным многоборьем.

Ученик Нормостенический Астенический Гиперстенический
1 С.Валера   +  
2 О.Миша +    
3 М.Марсен +    
4 К.Ариан +    
5 М.Петя     +
  Итого 3 1 1

Таблица 2.

Конституциональные типы физического развития учащихся, занимающихся игровыми видами спорта.

Ученик Нормостенический Астенический Гиперстенический
1 С.Айаал +    
2 П.Коля     +
3 С.Артур +    
4 О.Сережа   +  
5 М. Ньургун +    
  Итого 3 1 1

Из таблиц 1 и 2 видно, что из пяти учащихся, занимающихся и северным многоборьем и игровыми видами спорта, три ученика принадлежат к нормостеническому типу, 1 – астеническому, 1 – гиперстеническому. Это может говорить о том, что у учащихся занимающихся северным многоборьем и игровыми видами спорта, в общем, различий нет.

Таблица 3.

Показатели соматоскопических данных учащихся, занимающихся северным многоборьем (начало года).

Ученик Длина тела Масса тела Длина рук Длина ног
1 С.Валера 141 см. 35 кг. 59 см. 83 см.
2 О.Миша 155 44 65 91
3 М.Марсен 145 36 62 88
4 К.Ариан 151 42 64 90
5 М.Петя 156 49 66 94
  Средний показатель 149,6 41,2 63,2 89,2

Таблица 4.

Показатели соматоскопических данных учащихся, занимающихся игровыми видами спорта (начало года).

Ученик Длина тела Масса тела Длина рук Длина ног
1 С.Айаал 161 см. 46 кг. 68 см. 93 см.
2 П.Коля 162 51 73 91
3 С.Артур 162 45 71 97
4 О.Сережа 149 35 61 90
5 М. Ньургун 162 49 73 94
  Средний показатель 159,2 45,2 69,2 93

Таблица 5.

Показатели соматоскопических данных учащихся, занимающихся северным многоборьем (конец года).

Ученик Длина тела Масса тела Длина рук Длина ног
1 С.Валера 142 см. 35 кг. 59 см. 84 см.
2 О.Миша 155 45 65 91
3 М.Марсен 148 37 63 89
4 К.Ариан 153 44 65 91
5 М.Петя 158 50 67 96
  Средний показатель 151,2 42,2 63,8 90,2

Таблица 6.

Показатели соматоскопических данных учащихся, занимающихся игровыми видами спорта (конец года).

Ученик Длина тела Масса тела Длина рук Длина ног
1 С.Айаал 163 см. 48 кг. 69 см. 95 см.
2 П.Коля 164 53 74 92
3 С.Артур 163 45 71 98
4 О.Сережа 150 38 63 91
5 М. Ньургун 164 52 73 98
  Средний показатель 160,8 47,2 70 94,8

Средние показатели соматоскопических данных учащихся, занимающихся северным многоборьем и игровыми видами спорта за 2006–07 учебный год.

  Северное многоборье Игровые виды спорта
  Начало года Конец года Начало года Конец года
Длина тела 149,6 151,2 159,2 160,8
Масса тела 41,2 42,2 45,2 47,2
Длина рук 63,2 63,8 69,2 70
Длина ног 89,2 90,2 93 94,8

Средние показатели соматоскопических данных учащихся, занимающихся северным многоборьем и игровыми видами спорта за 2006-07 учебный год различаются по всем параметрам. У учащихся, занимающихся игровыми видами спорта показатели соматоскопических данных более высокие. Что объясняется от степени соответствия используемых средств и методов тренировки функциональным возможностям, индивидуальным особенностям каждого занимающегося.

Для того чтобы, определить особенности соматоскопических данных мы сравнили общую физическую подготовку учащихся занимающихся северным многоборьем и игровыми видами спорта за 2006–07 учебный год:

Диаграмма 1.

Общая физическая подготовка учащихся, занимающихся северным многоборьем (начало учебного года).

Диаграмма 2.

Общая физическая подготовка учащихся, занимающихся северным многоборьем (конец учебного года).

Диаграмма 3.

Общая физическая подготовка учащихся, занимающихся игровыми видами спорта (начало учебного года).

Диаграмма 4.

Общая физическая подготовка учащихся, занимающихся игровыми видами спорта (конец учебного года).

Как видно в течение года у учащихся, занимающихся северным многоборьем повышается гибкость, челночный бег, бег в 60 м., прыжки в длину. А у учащихся, занимающихся игровыми видами спорта – гибкость, прыжки в длину и подтягивание. Эти различия можно объяснить тем, что в северном многоборье челночный бег и бег в 60 м. вырабатывают скорость и силу отталкивания, в игровых видах спорта – проявление взрывных усилий и реактивной способности мышц.

Выводы по главе 2.

3. Из таблиц 1 и 2 видно, что из пяти учащихся, занимающихся и северным многоборьем и игровыми видами спорта, три ученика принадлежат к нормостеническому типу, 1 – астеническому, 1 – гиперстеническому. Это может говорить о том, что у учащихся занимающихся северным многоборьем и игровыми видами спорта, в общем, различий нет.

4. Средние показатели соматоскопических данных учащихся, занимающихся северным многоборьем и игровыми видами спорта за 2006–07 учебный год различаются по всем параметрам. У учащихся, занимающихся игровыми видами спорта показатели соматоскопических данных более высокие. Что объясняется от степени соответствия используемых средств и методов тренировки функциональным возможностям, индивидуальным особенностям каждого занимающегося.

5. В течение года у учащихся, занимающихся северным многоборьем повышается гибкость, челночный бег, бег в 60 м., прыжки в длину. А у учащихся, занимающихся игровыми видами спорта – гибкость, прыжки в длину и подтягивание. Эти различия можно объяснить тем, что в северном многоборье челночный бег и бег в 60 м. вырабатывают скорость и силу отталкивания, в игровых видах спорта – проявление взрывных усилий и реактивной способности мышц.

6. Небольшие различия соматоскопических данных учащихся, занимающихся северным многоборьем и игровыми видами спорта в какой-то степени выражаются в выполнении отдельных видов упражнений данных видов спорта.