Рейтинг@Mail.ru

Авторская программа "Школа боотуров"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


На сегодняшний день в сельской местности наблюдается ряд проблем: пассивность отцов в воспитании своих детей, малоподвижный образ жизни негативно влияют на здоровье подрастающего поколения в связи информатизацией общества.

Мы поставили перед собой  целью создание условий для воспитания мужества, силы, воли, выносливости и благородства, для формирования яркого, успешного представителя народа Саха, интеллектуально развитого, с развитой доминантой самосовершенствования, мотивированного к успеху, будущего отца семейства, заботливого, любящего гражданина, ответственного за свою родину через реализацию программы «Школа Ботуров».

Нам предстоит решить следующие задачи:

  • анализ социокультурной ситуации села на основе принципов  гендерного воспитания;
  • разработка педагогической технологии по гендерному воспитанию юношей;
  • составление планов и проектов по реализации программы «Школы Ботуров»;
  • анализ и мониторинг.

Практической значимостью нашей программы является разработка оптимальных условий воспитания мальчика как представителя нации, защитника и продолжателя рода, имеющего устойчивую мотивацию к самосовершенствованию, конкурентоспособного в условиях рыночной экономики.

Новизной программы мы считаем то, что в условиях сельского социума как одно из необходимых составляющих социокультурной модернизации является физическое и духовное развитие мальчиков как будущего продолжателя рода, ответственного за процветание нации – физически и нравственно совершенного, интеллектуально развитого, с оптимистической жизненной позицией.

Работа по программе ведется по следующим направлениям:

  • Военно-спортивный сбор «Уолан»
  • РФКН «Эрэл»
  • Мини-футбол
  • Игры предков
  • Общешкольный поход.

В работе по этим направлениям мы считаем необходимым придерживаться определенных принципов:

Принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь содержания соревновательной деятельности и всех сторон учебного процесса: физической, технической, тактической, психологической, интегральной, теоретической подготовки; воспитательной работы; восстановительных мероприятий; педагогического и медицинского контроля.

Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам многолетней подготовки.

Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа подготовки, индивидуальных особенностей программы, вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи.

В нашей школе вот уже девятый год реализуется проект военно-спортивного сбора «Уолан» разработанный мужчинами педагогами. Здесь юноши проходят настоящую школу мужества.

Основными целями проекта являются:

  • воспитание  в духе патриотизма, любви к Отечеству;
  • военно-патриотическое воспитание учащихся;
  • формирование морально-волевых и физических качеств;
  • привитие знаний, умений и навыков начальной военной подготовки:

Проект решает такие задачи:

  • составление планов работы по проведению ВСС «Уолан»;
  • проведение эффективных мероприятий по ОФП;
  • наблюдение за состоянием здоровья мальчиков и юношей;
  • подключение отцов к проведению ВСС «Уолан»;
  • ежедневное информирование населения о ходе сборов по местному ТВ.

Структура ВСС «Уолан» выстроена следующим образом:

Мужской состав школы разделяется, с применением условных знаков различия, на старший и младший офицерские составы. Личный состав состоит из разновозрастных юнармейцев к которому прикреплены более подготовленные юноши старших классов с теми же условными знаками различия, которые отвечают за дисциплину, учебу и т.д..

Основные мероприятия, которые проводятся во время военно-спортивного сбора:

– ознакомление с общевоинскими уставами;
– работа школы сержантов;
– проведение строевой подготовки личного состава;
– проведение огневой подготовки;
– соревнования между отделениями по нетрадиционными и спортивными видами спорта;
– обучение основам медицинской подготовки;
– обучение гражданской обороне;
– суточный наряд;
– участие в мероприятиях села.

Систематическое проведение военно-спортивных сборов «Уолан» в школе помогает нашим юношам-выпускникам  преодолевать трудности службы  в рядах Вооруженных сил РФ.  Они формируют истинно мужские качества (упорство, выносливость, стремление к достижению целей, ответственность, стрессоустойчивость, коллективизм), развиваются ключевые компетенции такие как коммуникабельность, умение оценивать свои возможности, разбираться в людях, стремление к постоянному самосовершенствованию.

По своему опыту педагогической деятельности мы убеждены в том, что РФКН «Эрэл» и Общероссийский проект «Мини-футбол в школу» являются эффективным средством наблюдения за  общей физической подготовленностью юношей и развитием физических качеств  в «Школе Ботуров».

После составления динамики видно, что за последние три года сдача РФКН «Эрэл» среди юношей  с 8 по 11 класс по нормативам «госстандарт» и «зачет» возросла.

 «Мини-футбол» – неотъемлемая часть нашей работы. Данное направление реализует следующие цели и задачи:

  • Обеспечение решения проблем двигательной активности и укрепления здоровья мальчиков и юношей путем целенаправленного внедрения мини-футбола в систему внеклассной физкультурно-оздоровительной работы школы.
  • Создание системы стимулирования учащихся для развития в школьной среде мини-футбола.
  • Обеспечение школьников специальной научно-методической литературой и видеоматериалами по мини-футболу с использованием всемирной сети Интернет.

Работа по направлению «Мини-футбол» проходит по следующим этапам:

– инструктивная работа по созданию различного уровня соревнований;
– ежегодные осенние соревнования между классами;
– соревнования между микрорайонами (туелбэ), отбор сборной команды школы;
– улусные, региональные и республиканские соревнования.

Ежегодно проводятся осенние соревнования по футболу между классами. Классы делятся на три лиги: младшая лига «С» – начальные классы (1-4), средняя лига «В» – среднее звено (5-7), старшая лига «А» – старшее звено (8-11). Судейство распределено по лигам: лига «С» – среднее звено, группа «В» – старшее звено, группа «А» – учителя физкультуры. Награждение организует и проводит администрация школы. Команде-победителю своих лиг вручается переходящий кубок школы, лучшим игрокам (вратарю, нападающему, защитнику) присваиваются номинации.

Сборная команда Туора-Кюельской средней школы за последние четыре года стабильно занимает призовые места в улусных соревнованиях по мини-футболу: 2006-07 уч.г. – 3 место, 2007-08 уч.г. – 2 место, 2008-09 уч.г. – 2 место, 2009-10 уч.г. – 1 место.

Цели и задачи направления «Игры предков», которые имеют неоценимое воспитательное значение:

  • Пропаганда национальных видов спорта;
  • Укрепление дружеских отношений между наслегами, улусами;
  • Преемственность поколений.

1) Проведение в школе отборочных соревнований по возрастным категориям (Боотурдар оонньуулара).
2) Включение в проект ВСС «Уолан» соревнования «Игры предков».
3) Организационные собрание администрации наслегов по составлению положения проведения «Игры предков».
4) Участие в ежегодных, традиционных «Играх предков».

Традиционно каждый год проходят встречи «Игры предков» между четырьмя близлежащими наслегами Жулейским, Игидейским (Таттинский улус), Арылахским, Кытанахским (Чурапчинский улус). В соревнование входят такие национальные виды спорта, как национальные прыжки, мас-рестлинг, хапсагай, пятиборье. Здесь участие принимают и млад, и стар – юноши, мужчины и ветераны т.к. соревнование имеет сугубо командный характер.  Такие соревнования  показывают отличный живой пример юношам, имеют прекрасный воспитательный момент.

Направление «Игры предков» развивает физические качества, укрепляет командный и патриотический дух. Пропагандирует здоровый образ жизни и национальные виды спорта. Наблюдается преемственность поколений.

Общешкольный поход к концу учебного года стал доброй традицией. Такой коллективный выход имеет свои цели и задачи:

– привитие туристических навыков и ориентирования;
– проверка стойкости в экстремальных ситуациях;
– воспитание выносливости, духу коллективизма, сплоченности, физических качеств, взаимопомощи.

Во время общешкольного похода проводятся различного рода мероприятия, соревнования, например:

– распределение на разновозрастные команды;
– маршрут по станциям (учебные дисциплины);
– разбивка биваков по классам;
– конкурс стенгазет, экочас «Сохраним родную природу»;
– соревнование по разжиганию костра и приготовлению обеда;
– преодоление полосы препятствий;
– спортивные и развлекательные игры;
– конкурс песен у костра;
– подведение итогов учебного года.

Общешкольный поход  учит ориентироваться в незнакомой местности, преодолевать трудности, работать в группе, адаптироваться к экстремальным условиям, воспитывает дух коллективизма, взаимопомощи, любовь и бережное отношение к природе, формирует качества лидера, закаливает организм, пропагандирует ЗОЖ.

В заключение, приводим тот доказанный факт, что только здоровый человек, обладая хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высоким уровнем умственной и физической работоспособности, особенно в суровых климатических условиях Севера, способен активно жить, преодолевать профессиональные и бытовые трудности, добиваться успеха в современном, динамичном мире. Таким образом, внедряя в образовательный процесс школы программу «Школа Ботуров», мы содействуем сохранению и укреплению здоровья учащихся, который является первостепенной задачей в модернизации образов

Список литературы.

1. Мутко В.Л. Мини-футбол игра для всех / Мутко В.Л., Андреев С.Н., Алиев Э.Г. – 2-е изд. – М.: Советский спорт, 2008.
2. Андреев С.Н. Мини-футбол в школе / Андреев С.Н., Алиев Э.Г. – 2-е изд. исправ. и доп. – М.: Советский спорт, 2008.
3. Фадеева-Костыленко Н.А. Минифутбол в каждую школу! / Фадеева – Костыленко Н.А. / Физическая культура в школе. 2000. № 6.
4. Алиев Э.Г. Мини-футболу повышенное внимание! / Алиев Э.Г., Андреев С.Н. / Физическая культура в школе. 2006. № 6.
5. Официальный сайт ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006-2015 гг.» – http://www.sport-fcp.ru
6. Официальный сайт АМФР – http://www.amfr.ru
7. Отчетная документация общероссийского проекта «Мини-футбол – в школу» – http://www.amfr.ru/index.php?id=62
8. Региональная программа физического воспитания учащихся I-XI классов общеобразовательной программы С.И.Захаров, М.И.Варламов, Н.Е.Максимова и др. Якутск, 1999г.
9. Республиканский физкультурный комплекс нормативов «Эрэл» /[С.И. Захаров и др.] М-во образования РС(Я) – 3 изд., доп. – Якутск : Офсет, 2006г