Урок русского языка по теме "Общее понятие об имени прилагательном". 2-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 2


Цель: развитие точности и правильности речи.

Задачи:

  • Дать общее понятие о  прилагательном.
  • Определить роль прилагательного в речи.
  • Учить осознанному употреблению прилагательных в речи.

Проблемный вопрос: Что это за слова?

Варианты ответов:

1) Отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?
2) Поясняют существительное.
3) Делают речь более точной, выразительной.
4) Это прилагательное.
5) Указывают на признак предмета.

Оптимальный вариант: 4, 1, 5, 3, 2.

Тезис:

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!

Этапы урока

Ход урока

Орг. момент  
Минутка чистописания

 

Актуализация знаний

– Как всегда начнём урок с минуты чистописания.

Дети записывают в тетради число, месяц и «классная работа».

Далее прописывают заглавную и строчную букву П , слова и предложения с этой буквой.

Под кустом притаился маленький зверек. Тело покрыто серой, короткой шерстью.
– Обозначьте над словами знакомые части речи. (Имена существительные, глаголы, предлоги.)
Проверка.
– Какие слова вы не могли определить?
– Почему?
– Что это за слова?

Учитель предлагает прочитать тезис на доске:

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!

– Как вы считаете, с чем вы сегодня познакомитесь на уроке? и о чём будем говорить?

Введение в тему урока – Давайте рассмотрим эти слова по такому плану: (работа идет в микрогруппах)
– На какие вопросы отвечает?
– Что обозначает?
– С какими частями речи связано?
– Какую роль играет?

Дети делают вывод. Дают оптимальный вариант:

– Эти слова отвечают на вопрос: какой?
– Обозначают признак предмета.
– Связано с именем существительным.
– Делает нашу речь понятной, точной, ясной.
– А называются они – имена прилагательные (показать плакат).

Физкульминутка Дежурный проводит физкультминутку  «Хомка»
Вывод Читается тезис с доски и соотносится с темой урока.

– К какой части речи относятся эти слова?
– Для чего нужны имена прилагательные в русском языке? Знаете?

Самостоятельная работа. Карточки.

– Вставьте в предложения с правой стороны, вместо точек, подходящие по смыслу прилагательные.

А. Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы. Б. Наступила … весна. Тает … снег. Журчат … ручьи. Светит … солнце. Летят … птицы.

– О чем первый текст? (О весне)
– О чем второй текст? (Тоже о весне)
– Как вы узнали, что это весна? Какие признаки весны вы еще знаете?
– Можно ли считать тексты одинаковыми? Докажите.
– Что же отличает второй текст от первого? (Наличие имен прилагательных. С ними текст становится красивее. Имена прилагательные нужны для красоты и точности описания.)
– Где пригодятся в жизни эти знания? (Писать красивые предложения, сочинения; говорить красивым языком)

Работа по учебнику «Русский язык» 2 класс. Автор Зеленина. Упр. 60 (устно)
Упр. 61
Рассмотрите иллюстрации.
– Кто нарисован на иллюстрации?
– Какое время года? Почему?
– Ответить на вопросы, взяв слова из справок.
– Составьте предложения с этими словами и запишем их в тетрадь.
– Найдите главные члены предложения. Подчеркните их.
На небе светит яркое солнышко.
– Найдите имя прилагательное, к какому слову оно относится? (солнышко) Солнышко (какое?) яркое. В предложении является второстепенным членом (определением). Подчеркиваем волнистой линией.
Итог урока Оценивание  работы ребят с комментированием
Рефлексия Выразите свое настроение к уроку употребив прилагательные. Начните словами: Урок был …
Домашнее задание 1) Стр. 41.Упр. 62. Списать, определить имена прилагательные.
2) Найти и принести загадки, в которых встречаются имена прилагательные.
3) Нарисовать образ имени прилагательного.