Повышение социокультурной компетенции учащихся ИКТ на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Обоснование темы.

В наше время очевидным является тот факт, что эффективность работы учителя зависит от его владения идеями модернизации современного школьного образования. Обновление заставляет нас переосмыслять цели и результаты обучения, технологии и методы, стандарты и учебные планы.

Новый подход к иноязычному обучению в основной школе – это компетентностно-деятельностный подход. Главная особенность этого подхода – ориентация на результат обучения, который соответствует современным образовательным стандартам. Одной из компетенций, выделяемых при компетентностно-деятельностном подходе, является социокультурная компетенция.

Задачей учителя иностранного языка является формирование данной компетенции, создание мотивации к овладению иностранным языком, исходя из индивидуальных особенностей.

Сложная задача стоит перед учителем ИЯ: научить школьников на современном этапе развития общества не только говорить, но и мыслить на чужом языке. А они попадают в иноязычную среду только на уроке, да и среда эта, к сожалению, является искусственной.

Где выход? Итак, с одной стороны сложность заявленной цели (ведь это непросто подготовить учащихся к эффективному участию в диалоге культур, вывести их на международный уровень общения), с другой стороны, налицо следующие объективные трудности:

а) отсутствие языковой среды;
б) сжатые рамки урока;
в) недостаток страноведческого материала в существующих УМК;
г) неподготовленность обучающихся к встрече с иноязычной культурой.

Снятие этих трудностей, разрешение данных противоречий приведёт нас к тому, что формирование социокультурной компетенции учащихся в английском языке будет успешным. Выход, на мой взгляд, в расширении сферы изучения ИЯ через интеграцию нетрадиционных форм проведения уроков, внеурочной деятельности и использование ИКТ.

Актуальность.

Современная практика общения характеризуется процессами глобализации во всех областях человеческой жизни и деятельности и приводит к увеличению международных контактов. При этом опыт показывает, что даже в тех случаях, когда языковой барьер преодолён, и собеседники свободно разговаривают на одном языке, установить понимание удаётся далеко не всегда. Причин много и, прежде всего, это – отсутствие социокультурной компетенции. Итак, её наличие исключительно важно, а сама проблема её формирования только ещё разрабатывается в современной методике.

Ведущая идея.

Сформированность социокультурной компетенции как способности понять и принять другую культуру становится необходимым условием успешной коммуникации в современном мире.

 Задачи современного педагога:

  •  Улучшать качества обучения посредством более полного использования доступной информации.
  • Интегрировать различные виды деятельности  (учебной, учебно-исследовательской, организационной) в рамках единой методологии, основанной на применении новых информационных технологий.
  • Развивать социокультурную компетенцию учащихся. Повышать мотивацию в изучении английского языка.
  • Формировать у учащихся мировоззренческие установки, ценностные, культурологические позиции для использования их  в  реальной жизни; 
  • Развивать опыт творческой деятельности учащихся по отношению к образовательному стандарту по предмету; 

Адресная направленность.

Данная статья может быть использована учителями иностранных языков, предметов гуманитарного цикла, педагогами дополнительного образования для эффективного формирования социокультурной компетенции школьников.

Понятие и значение социокультурной компетенции.

В общем плане социокультурная компетенция (СКК) включает в себя:

  • знание учащимися национально-культурных особенностей стран изучаемого языка, правил речевого и неречевого поведения в типичных ситуациях;
  • умение осуществлять свое речевое поведение в соответствии с этими знаниями и собственными ценностными ориентациями.

Социокультурная компетенция является комплексным явлением и включает в себя набор компонентов, относящихся к различным категориям. Можно выделить следующие компоненты:

  • лингвострановедческий – лексические единицы с социально-культурной семантикой и умение их применять в ситуациях межкультурного общения (например, приветствие, обращение, прощание в устной и письменной речи).
  • cоциолингвистический компонент – языковые особенности социальных слоёв, представителей разных поколений, полов, общественных групп, диалектов (фоновые знания, реалии, предметные знания).
  • cоциально-психологический – владение социо- и культурнообусловленными сценариями, национально-специфическими моделями поведения с использованием коммуникативной техники, принятой в данной культуре.
  • культурологический компонент – социокультурный, историко-культурный, этнокультурный фон (знание традиций, обычаев народа изучаемого языка).

Социокультурное развитие учащихся способствует:

  • пониманию взаимосвязи между сложившимися образцами поведения и традициями, ценностями, отношениями, присущими культуре изучаемого языка;
  • пониманию взаимосвязи между идеологией и продуктами материальной и духовной культуры страны изучаемого языка;
  • осознанию роли родного языка и культуры в развитии общечеловеческой культуры;
  • формированию аналитического подхода к изучению зарубежной культуры в сопоставлении с культурой своей страны;
  • развитию у учащихся языковой культуры описания реалий страны изучаемого языка и реалий российской жизни на иностранном языке;
  • формированию оценочно-эмоционального отношения к миру.

Социокультурное образование средствами иностранного языка в средней школе закладывает основы для:

  • переноса позитивного опыта изучения стран изучаемого языка при последующем самостоятельном изучении других языков и, соответственно, других культурных сообществ;
  • дальнейшего развития социокультурной компетенции в рамках избранного профиля обучения.

Формирование культуроведческой компетенции предполагает формирование определенных качеств личности обучающегося, к числу которых относятся:

  • открытость (свобода от предубеждения по отношению к представителям иной культуры);
  • терпимость (терпимом отношении к проявлениям чуждого, непривычного нам в других культурах);
  • готовность к общению (желание и возможность вступать в активное общение с представителями иной социокультурной общности);
  • речевой и социокультурный такт и вежливость.

Раскрывая методическую основу изучаемой проблемы, рассмотрим, особенно значимые для обучения ИЯ современные подходы:

а) Деятельностный (человек существует и развивается в деятельности). Ведь целью обучения в школах является не система языка, а иноязычная речевая деятельность, причём не сама по себе, а как средство межкультурного взаимодействия.
б) Социокультурный (культуроведческий). Образование – это вхождение “вращивание” человека в культуру. Язык – элемент культуры, он функционирует в рамках определённой культуры. Следовательно, мы должны быть знакомы с особенностями этой культуры, особенностями функционирования языка в этой культуре. Речь идёт о необходимости формирования страноведческой компетенции.
в) Коммуникативно-когнитивный (общение и познание, основные способы получения образования вообще и иноязычного в частности).
г) Средо-ориентированный – нацеленный на проектирование эффективной образовательной среды.

Предметом речевой деятельности является мысль. Язык же – средство формирования и формулирования мысли. Отсюда следуют методические выводы, существенные для предмета нашего обсуждения:

Чтобы сформировать у школьников необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определённом программой и стандартом, необходима активная речевая практика для каждого ученика.

Чтобы учащиеся воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой (что, разумеется, важно), но искать способы включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования языка в новой для них культуре.

Формирование социокультурной компетенции учащихся.

Только интеграция урочной и внеурочной деятельности позволяет сформировать эффективную образовательную среду.

В преподавательской деятельности большое внимание отводится формированию мотивации. Формирование мотивов, прежде всего, – это создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися. Особую роль в формировании мотивации играют новизна получаемой информации, включение учащихся в поисковую, творческую деятельность. Этому способствуют нестандартные формы и приемы работы:

  • Ролевые и деловые игры;
  • Интегрированные уроки английского языка с уроками информатики, истории, литературы, биологии, физики;
  • Уроки-конкурсы, уроки-семинары, уроки-экскурсии, уроки-смотры знаний, видео-уроки, уроки с применением компьютерных технологий.

На младшей ступени обучения (начальная школа, а также 5-6 классы) основными приемами формирования социокультурной компетенции являются имитация традиций (отмечание праздников и воспроизведение национальных традиций, создание костюмов, рисунков, поздравительных открыток), имитация ситуаций общения (например, ответьте на вопросы вашего зарубежного сверстника, составьте диалог), демонстрация иллюстраций, разучивание песен, стихов, проектная деятельность (без включения исследовательской).

  • На средней ступени обучения на первый план для подростков выходит общение со сверстниками, поэтому добавляются такие виды работы, как переписка (в том числе, по e-mail) со сверстниками из других стран, участие в форумах, общение с носителями языка, увеличивается объем исследовательской деятельности в рамках проектной (проведение опросов, голосований и представление их результатов, интервью с зарубежным собеседником), сложнее становятся предлагаемые для имитации ситуации общения, используются ролевые игры, деловые игры, ведется работа, направленная на преодоление стереотипного мышления.
  • Игры являются одной из составляющих частей всего образовательного процесса. Лексические игры могут быть предназначены для тренировки учащихся в употреблении отдельных частей речи, например существительных, числительных, прилагательных. Большой интерес учащихся вызывают темы связанные с жизнью и бытом: “Дом”, “Магазин”, “Школа”. Использование изобразительной и предметной наглядности дает простор для организации множества игр. Творческие игры также популярны.
  • На старшей ступени обучения приоритетным становится профессиональное и личностное самоопределение, но общение сохраняет свою важность, следовательно, вся деятельность должна носить интерактивный характер, чаще используются исследовательские типы проектов, работа с информацией усложняется;

Стремясь активизировать мыслительную и речевую деятельность каждого ученика, воспитать думающую и творчески действующую личность, большое внимание необходимо уделять организации внеклассной работы по предмету. Различные массовые формы внеклассной работы дают учащимся возможность на практике применить знание английского языка:

  • заочное путешествие по городам англоговорящих стран;
  • игры “Брейн-ринг”, “Что? Где? Когда?”, “Звездный час”;
  • встречи в литературной гостиной;
  • Фестиваль английской песни;
  • встречи в музыкальной гостиной (по творчеству группы “Битлз”)
  • конкурсы-выставки поздравительных открыток, реклам “Добро пожаловать в Британию”;
  • конкурс чтецов на английском языке;
  • конкурс сочинений на различные темы;
  • видео-уроки по страноведению;
  • встречи с американскими гостями;
  • школьные олимпиады.

Значение средств обучения.

Необходимо подчеркнуть: умения и навыки формируются только в деятельности с использованием необходимых средств и в определённых условиях, иначе говоря, в определённой среде.

В нашем случае это языковая среда. Именно языковая среда – основное средство и условие обучения. Основные компоненты творческой образовательной среды: УМК, ИКТ, медиатека, кабинет, библиотека и языковой парасреды: аутентичные УМК, журналы, газеты, письмо, фото, предметы быта, аудиовизуальные материалы. Создание языковой парасреды насыщает образовательное пространство аутентичными пособиями, аудиовизуальными материалами. Создание языковой парасреды в реальном образовательном процессе выступает как решающее условие для формирования социокультурной компетенции учащихся. Погружение в виртуальное пространство – очень эффективное средство развития социокультурной компетенции учащихся. Этим виртуальным пространством является аутентичная виртуальная интерактивная языковая среда и мощный инструмент приобретения знаний – Интернет. Он является безграничным банком информации. Существует множество тематических справочников и каталогов Интернет-ресурсов, в которых можно найти конкретные веб-адреса тех или иных сайтов, посвящённых тем или иным сферам человеческой жизни, в том числе и обучению иностранным языкам.     Одно путешествие по карте Google запомнится надолго.

Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: 

  • при объяснении нового материала;
  • закреплении;
  • повторении;
  • контроле знаний, умений и навыков.

При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.

Основные направления использования компьютерных технологий на уроках

  • Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал).
  • Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия).
  • Тренажёр.
  • Контроль за умениями, навыками учащихся.
  • Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся.

 В основном все эти направления основаны на использовании программы MS Power Point. Чего она позволяет достигать на уроках?

  • Стимулирование познавательной деятельности школьников, которое достигается путем участия ребенка в создании презентаций по новому материалу, подготовке докладов, самостоятельному изучению дополнительного материала и составление презентаций — опорных конспектов, при закреплении материала на уроке;
  • Способствование глубокому пониманию изучаемого материала через моделирование основных учебных ситуаций;
  • Визуализация учебного материала;
  • Интеграция со смежными дисциплинами: историей, мировой художественной культурой, музыкой, биологией, физикой
  • Повышение мотивации учения школьников и закрепление интереса к изучаемому предмету;
  • Разнообразие форм представления учебного материала, домашнего задания, заданий для самостоятельной работы; 
  • Стимулирование воображения школьников;
  • Способствование развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий.  

Выводы:

Компьютерные технологии делают урок более наглядным, увлекательным и интересным для учащихся:

– повышают мотивацию учащихся к изучению предмета;
– развивают творческие способности учащихся, их самостоятельность;
– развивают и углубляют межпредметные связи;
– способствуют самореализации личности учащегося;
– повышают социокультурную компетентность.

Заключение.

В современной развивающейся школе формирование социокультурной компетенции является одной из приоритетных задач. Сформированность у школьника данной компетенции обеспечивает ему успешность и конкурентоспособность в постоянно развивающемся социуме. Она формируется на поливариантной основе, где один канал, по которому поступает информация, дополняется другим. И поэтому использование ИКТ является одним из главных способов повышения социокультурной компетенции.

Презентация