Статья "Формирование положительной мотивации и общекультурной компетентности в изучении математики и во внеклассной работе как необходимое условие профессиональной ориентации и самоопределения учащихся лицейских классов"

Разделы: Математика, Внеклассная работа, Классное руководство


“Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным”. Луций Сенека (465 г. до н.э.)

Актуальность профориентационной работы очевидна.

Как учитель математики и классный руководитель 9 “А” физико-математического лицейского класса я знаю, как трудно учащимся и их родителям сориентироваться в мире профессий, выбрать профессиональное обучение в старшей школе, колледже, определить направление дальнейшего развития. Наш Центр образования №1485 г. Москвы в полной мере осуществляет предпрофильную подготовку, основной целью которой является предоставление ученику возможности оценить свой потенциал с точки зрения перспективы дальнейшего обучения в классах физико-математического профиля и повысить общий уровень математической культуры и общекультурной компетентности.

Профориентация – понятие объёмное. Можно сказать, что вся работа в изучении математики в лицейском классе по сути своей профориентационна и ориентирует на жизненный успех, каждая решенная задача – победа, ступенька к личностному самоопределению.

На каждом уроке создаются ситуации, которые развивают такие качества, как умение творчески мыслить, находить решения, аргументировать свою позицию, которые так важны в любой профессии. Используя дифференцированный и разноуровневый подход, предоставляем ученику возможность оценить свой потенциал и самому определить: какой вариант на контрольной работе будет решать, высокого уровня сложности или, если он отсутствовал по болезни, не очень уверен в своих силах - полегче. Это создает ситуацию успеха. В лицейских классах первый урок проходит по группам, класс разбит на 2 группы: одна изучает физику, другая в это же время математику, на следующем уроке наоборот. Это очень удобно и для учителя и для ребят. Индивидуальный подход более качественный (меньше учеников в группе), и группа сильная и послабее, ребята сами определяют в какой группе им комфортнее, успешнее обучаться. Это пример самоопределения, выбора стратегии, ребята учатся планировать и рассчитывать своё время на выполнение проверочных работ, домашнего задания, что является важным моментом в любой профессии.

При решении текстовых задач – постоянное знакомство с разными профессиями. Задачи на % – банковское дело, экономика; на движение – автомобильный и железнодорожный транспорт. Задачи на работу: сам термин говорит о профориентации. А узнать, хороша ли задача, можно только одним способом: надо её решить, выбрать оптимальный путь, как при решении математических задач, так и в жизни. В математике всё как в реальной жизни: чтобы люди понимали друг друга, они должны говорить на одном языке, прийти к общему знаменателю (математический термин: привести дроби к общему знаменателю).

Дроби правильные и неправильные (правильные и неправильные поступки), равенство верное и неверное (верно выберет профессию или нет). Если верно выбрал, тогда труд – удовольствие. А по словам М. Горького: “Если труд – удовольствие, то жизнь хороша, а когда труд в тягость, жизнь – рабство”.

В профессии важна коммуникативность (общение), рефлексивность – это математические понятия.

А эмпатия – понимание состояние другого человека, умение сопереживать, воспринимать другого человека, умение поставить себя на место другого человека, “ правильно” себя с ним вести и общаться, очень тесно связано с математическим понятием “тождество”.

Тождество – равенство при любых значениях переменной.

Это качество важно в любой профессии. А особенно в нашей профессии педагога, когда формируется положительная мотивация как у ученика, так, в свою очередь, и у учителя, они становятся конгениальными, т.е. духовно близкими.

В нашем центре в лицейских классах большой выбор элективных курсов. Они предоставляют реальную возможность для самоопределения. Администрация и учителя проводят большую предварительную работу по выбору элективных курсов. Есть возможность посещать несколько курсов. Специально составляется расписание.

В этом полугодии на элективных курсах начали цикл занятий “золотое” сечение, симметрия вокруг нас и решение нестандартных задач. Знакомства не только с математическим понятием, но и с шедеврами мировой культуры. Эти курсы направлены на интеграцию знаний, способствуют формированию как общекультурной компетентности, так и пониманию учащимися философского постулата о единстве мира, положения об универсальности математических знаний.

В лицейских классах – большая проектная деятельность, а математический проект Маши Давыденко ученицы 9 Б класса “Фалес Милетский” получил высокую оценку членов жюри 20-й Московской юбилейной открытой конференции исследовательских и проектных работ детей и юношества “Путь поколений”. Работа Маши Давыденко и моя статья как руководителя проектной работы под названием “Проектная деятельность как необходимое условие становления мировоззрения школьников” должны быть опубликованы в сборниках материалов конференции.

Наши ученики активно участвуют в олимпиадах. Ученик 9А лицейского класса Денисов Илья – призер олимпиады по математике. Много победителей различных олимпиад и конкурсов.

Ведется обширная внеклассная работа. А.С.Пушкин говорил: “В геометрии необходимо не меньше вдохновения, чем в поэзии”. А немецкий математик К. Вейерштрасс заявлял: “Нельзя быть настоящим математиком, не будучи немного поэтом”. Вот я и придумываю сценарии, иногда стихотворные.

Выбор пути – серьезная проблема. Родились такие строки:

“Ищи свой путь, девятиклассник,
Проблем на свете развелось,
А чтоб проблемы все решить,
Науки надо вам учить,
А математика поможет”.

Помогаем, знакомим с разными институтами, проводим классные часы “В мире профессий”, “Выбор профессии”, математические праздники, вечера встреч, на которые приходят бывшие выпускники, рассказывают о выбранной профессии, а некоторые работают в родной школе и идут работать в школу не по остаточному принципу.

С чувством гордости показываю фото нашего выпускника 2006 г., моего ученика, медалиста, Игнатьева Михаила Борисовича, который преподает в 9А лицейском классе информатику. Он четвертый год работает в нашей школе, оканчивает педагогический университет, является победителем конкурса “Педагогический дебют”.

Я сама окончила эту школу с золотой медалью, тогда еще под номером 31, много лет работаю, и никогда не разочаровывалась в том пути, на который когда-то ступила. И мы выбрали верный путь. Мы гордимся нашим ЦО №1485. У нас красивая, чистая, уютная школа, в которой ведется огромная работа по всем направлениям, в том числе и по определению профессии. И мы делаем все возможное, чтобы наши ученики выбрали верный путь. По словам В.О. Ключевского: “Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь”.

И хотя мы работаем в средней школе, по сути, преподаем высшую педагогику, целью которой является любовь, добро, надежда и немеркнущий свет мысли! Сверхзадача – способствовать становлению наших питомцев как интеллигентных людей.