Сохранение здоровья младших школьников на логопедических занятиях

Разделы: Начальная школа, Логопедия


Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Многочисленные исследования убедили педагогических работников, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников. Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные документы, определяющие развитие образования. В частности, одним из основных направлений национальной стратегии «Наша новая школа» является здоровье школьников: каждому ученику – индивидуальный подход, уменьшая риски для здоровья в процессе обучения.

Проблема здоровья детей является актуальной в функционировании МОУ «СОШ №30». С 2001 по 2004 г. школа работала над реализацией программы «Школа здоровья». С 2004 по 2008 год школа являлась республиканской экспериментальной площадкой, реализующей проект «Школа – территориальный центр здоровьесбережения». С 2009 года наше учреждение работает в штатном режиме и является ресурсным центром в Республике Коми. Педагогическим коллективом достигнуты положительные результаты в показателях здоровья обучающихся.

Одна из важных задач современной школы – воспитание активной личности, сочетающей в себе нравственность, разум, психическое и физическое здоровье. Необходимое условие полноценной жизни человека в современном мире – овладение родным языком. Помочь ребенку научиться правильно и красиво говорить, читать и писать на родном языке – основная задача школьного учителя – логопеда.

Школа в тесном сотрудничестве работает с медицинскими учреждениями города: ежегодно проводятся медицинские осмотры, диспансеризация школьников. По медицинской документации составляется банк данных здоровья обучающихся. За 2010-2011 год выявлено, что обучающиеся с речевой патологией нередко имеют сопутствующие заболевания: дети состоят на учете у психоневролога (до 2 %), у них снижено зрение (до 22 %), дети часто болеют простудными заболеваниями (до 9 %), младшие школьники имеют нарушение осанки (до 15%), сколиоз (1%). Имеется тенденция роста заболеваний. В условиях, когда отмечается рост детей с разными хроническими заболеваниями, перед логопедом определяются новая цель и задачи работы.

Цель: создать целостную систему работы, дополнить содержание и структуру коррекционно-логопедической работы с обучающимися 1 ступени образования на логопедических занятиях в ОУ с учетом использования здоровьесберегающих технологий в целях сохранения и укрепления физического, психического и нравственного здоровья логопатов.

Задачи:

  • Снижение негативных тенденций в состоянии здоровья логопатов младших классов за счет устранения школьных факторов риска (организационно-педагогических и психологических).
  • Создание здоровьесберегающих условий (здоровьесберегающего пространства) для участников коррекционного процесса.

Результаты реализации представляемого опыта работы:

  • Разработка комплексной программы коррекции речи обучающихся-логопатов 1 ступени обучения с использованием здоровьесберегающих технологий.

  • Организация комплексной работы по коррекции речи и сохранения и укрепления здоровья обучающихся-логопатов младших классов в постоянно действующей школе здоровьесбережения.

  • Распространение опыта работы по сохранению и укреплению здоровья логопатов среди учителей-логопедов и учителей начальных классов.

  • Создание организационно-методических и материально-технических оснований для внедрения различных видов деятельности, направленных на укрепление здоровья логопатов младших классов образовательного учреждения в школе здоровьесбережения:

– создание методической базы здоровьесбережения для проведения здоровьесберегающей, коррекционной, учебно-воспитательной, диагностической, профилактической и консультативной работы с логопатами;
– снижение негативных тенденций в состоянии здоровья учащихся-логопатов за счет устранения школьных факторов риска.

  • Проведение здоровьесберегающей работы с младшими школьниками, имеющими недоразвитие речи, на логопедических занятиях, способствуют созданию более благоприятных условий для преодоления этими детьми речевой патологии. Помимо традиционных коррекционно-развивающих приемов в логопедической работе используются специфические методы и приемы, направленные на формирование мотивации, на сохранение здоровья учащихся. Только комплексное коррекционное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития и сохранить его здоровье.

Анализ деятельности учителя-логопеда по оздоровительной работе

Создание и соблюдение санитарно-гигиенических условий оптимальных для обучения

  • Регулярно выполняется гигиенический режим проветривания логопедического кабинета.
  • Расстановка школьной мебели в логопедическом кабинете соответствует возрастным особенностям обучающихся, мебель промаркирована. Используются подставки для ног.
  • Учитывается состояние здоровья, физическое развитие обучающихся при рассаживании в кабинете.
  • Кабинет оснащен современной мебелью, эстетически оформлен, озеленен.

Организация коррекционного процесса

Учитель-логопед следит за формированием правильной осанки (путем постоянных напоминаний о посадке, проведением разных комплексов упражнений, чередует позы обучающихся в зависимости от вида учебной деятельности).

Систематически проводятся физкультминутки (разработаны комплексы упражнений для снятия статического напряжения с мышц тела, для коррекции осанки). Физминутки проводит учитель-логопед или обучающиеся-логопаты.

Оздоровительные минутки включают в себя:

– массаж ушных раковин (аурикулотерапия – система лечебного воздействия на точки ушной раковины, которые проецируют все органы и системы человеческого организма. Воздействие осуществляется путём массажа ушной раковины (надавливание, растирание) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла. Особенно полезно воздействие на противокозелок, соответствующий проекции головного мозга [1])
– точечный массаж кистей рук (элементы су-джок теранпии. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла. Это оказывает оздоравливающее влияние на весь организм [1])
– зрительную гимнастику – комплексы упражнений, направленные на профилактику нарушения зрения (упражнения подобраны на основе разработок НИИ глазных болезней им. Гельмгольца [3], по методике Базарного В.Ф., упражнения для профилактики зрительного утомления. Проводятся в течение 1-2 минут в сопровождении релаксационной музыки после выполнения заданий, требующих зрительного напряжения, или в конце логопедического занятия .

В ход занятия обязательно включается дыхательная гимнастика (для формирования физиологического и речевого дыхания, повышающие физическое и интеллектуальное развитие учащихся, а так же для снятия мышечного напряжения).

Особое внимание уделяется развитию:

– мелкой моторике (пальчиковые игры, выкладывание фигур из спичек, работа с пуговицами, с мелкими буквами, с другим раздаточным материалом; упражнения, включающие в себя качественное закрашивание фигур цветными карандашами)
– общей моторики:

  • динамические упражнения с речевым сопровождением
  • игры с мячом

– так же проводятся кинезиологические упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, повышающие стрессоустойчивость, улучшающие мыслительную деятельность, способствующие улучшению памяти и внимания, облегчающие процесс чтения и письма. (С этой целью в работе с детьми используется комплекс кинезеологических упражнений: "Колечко", «Цепочка», "Лезгинка", "Кулак-ребро-ладонь", "Ухо-нос", "Замок" [2]. А также упражнения направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое).

Осуществляется личностно-ориентированный подход в коррекционном процессе, занятия планируются и проводятся с учетом психофизиологии логопатов: учитываются гендерные особенности, тип нервной системы обучающегося (температмент), тип функциональной ассиметрии полушарий головного мозга (правополушарные, левополушарные), ведущий канал восприятия (визуальное, аудиальное, кинестетическое восприятие)

Во 2-4 классах используется коррекционно-развивающая техника НЛП «Скорая помощь» (с целью снятия эмоционального напряжения, улучшения работоспособности, развитие межполушарных связей, развития внимания, мышления) [2].

Учитель-логопед формирует положительную мотивацию на сохранение и укрепление здоровья обучающихся-логопатов.

На занятиях поддерживается доброжелательный психологический климат (используются эмоциональные разрядки в форме шуток, веселых динамических, музыкальных минуток и т.п.)

Учитель-логопед использует активные формы работы (упражнения-интервью, ролевые игры, инсценирование, кукольный театр; креативное речевое моделирование, мозговой штурм, метод «Хорошо-плохо» [1] и др.), использует динамические дидактические материалы (мультимедийный аппарат, магнитофон, компьютер)

Учитель-логопед поощряет инициативность к самостоятельности учащихся (различными формами: словесная похвала, письменная похвала (запись) в тетради, сообщение родителям, представление работы классу и т.п.)

Оценивание в тетради проводится безотметочное: учитель-логопед использует только словесное оценивание типа «Молодец», «Постарался», «Будь внимательным», «Постарайся еще» и т.д.

На логопедических занятиях осуществляется интегрированный подход к решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья, проводятся интегрированные занятия.

Логопедический кабинет условно поделен на зоны: рабочую и отдыха. Рабочая зона, как и во всех школьных кабинетах, ассоциируется с партами, доской. Индивидуальное рабочее место –парта с большим зеркалом для коррекции звукопроизношения. Приятно во время перемены или на физминутке, присев на теплый ковер, собрать пазлы, рассмотреть книжку, понаблюдать за плавными движениями золотой рыбки. Это зона отдыха.

Все описанные приемы здоровьесбережения легко адаптируются к различному содержанию логопедических занятий и не требуют значительных временных затрат.
Некоторые моменты логопедической работы с использованием здоровьесберегающих технологий запечатлены на фотографиях и можно представить эту работу, посмотрев Презентацию.

Механизм оценки эффективности работы учителя-логопеда с точки зрения здоровьесбережения

Критериями эффективности работы логопеда в русле сохранения и укрепления здоровья обучающихся – логопатов являются улучшение качества здоровья логопатов и наработка системы здоровьесберегающей деятельности в рамках проведения логопедических занятий.

В планировании работы учителя-логопеда в образовательных и воспитательных целях и задачах отражаются актуальность, социально-педагогическая значимость мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся-логопатов.

1) Наличие целостной системы формирования культуры здоровья обучающихся:

  • Последовательная, непрерывная система обучения здоровью на различных этапах коррекционного обучения.
  • Осуществление интегрированного подхода к решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья.

2) Наличие здоровьесберегающего образовательного пространства:

  • отсутствие перегрузок;
  • выполнение санитарно-гигиенических нормативов;
  • использование здоровьесберегающих технологий в коррекционном процессе;
  • воспитание у учащихся-логопатов культуры здоровья, т.е. формирование грамотности в вопросах здоровья, практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье

3) Психолого-педагогические факторы:

  • психологический климат на занятиях, наличие эмоциональных разрядок;
  • стиль педагогического общения учителя-логопеда с учащимися;
  • характер оценивания;
  • степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам;
  • состояние здоровья учителя-логопеда, образ жизни и отношение к своему здоровью.

4) Двигательная активность обучающихся: занятия активно-двигательного характера – динамические паузы, физминутки.

5) Совместная работа логопеда и родителей: привлечение к проблемам школы (родительские собрания, стенды, публикации и т.п.)

6) Отсутствие воздействия неблагоприятных для здоровья детей факторов:

  • экологических (наличие чистой воды, аэроклиматических установок, отсутствие патогенности воздушной среды);
  • антропогенных и техногенных (отсутствие электромагнитных полей).

7) Эффективность работы учителя-логопеда в комплексе с образовательным учреждением по сохранению и укреплению здоровья обучающихся:

  • обоснованные показатели динамики улучшения здоровья обучающихся;
  • уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья (курение, алкоголь, наркотики);
  • удовлетворенность школой детей, родителей и педагогов комплексностью и системностью работы по сохранению и укреплению здоровья.

Литература

1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.
2. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
3. Интернет-ресурсы: http://takzdorovo.ru