Комплексное занятие в старшей возрастной группе "природный мир + математика" по теме "Морские чудеса"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Закреплять знания у детей о разнообразии подводного мира;
  • Продолжать знакомить детей с некоторыми обитателями морского дна: рыба – шар;
  • Развивать логическое мышление: операции классификации, сравнения, анализ, синтез;
  • Продолжать учить соотносить количество с цифрой и оперировать математическими знаками «больше», «меньше»;
  • Расширять словарный запас (акваланг, подводный мир, «рыба – фугу», кораллы, станция, кристаллизация);
  • Развивать познавательный интерес, умение делать выводы, заключения (завершение опыта «Кристаллизация соли»);
  • Воспитывать бережное отношение к окружающему; взаимоуважение. Умение слушать друг друга.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Введение

Воспитатель и дети садятся вокруг аквариума. Рассматривают рыб, беседуют. Воспитатель загадывает загадку:

Посмотрите, дом стоит –
До краёв водой залит.
Без окошек, но не мрачный,
С четырёх сторон прозрачный.

Ответы детей.

– Можно ли с живыми рыбками играть?
– Почему?
– Ребята. Я знаю что вы очень любите играть. Поэтому мы с вами начали делать мини – игру «Аквариум», и сегодня я предлагаю вам её закончить. А для этого нам нужно отправиться в необычное путешествие – на морское дно. Одевайте скорей акваланги (дети одевают акваланги).
– Ребята, а для чего нам нужны акваланги?   (Ответы детей)
– Да, правильно, там кислород, которым мы дышим.

2. Беседа о морских обитателях

– Море – это страна невероятных чудес, и остановимся мы на подводной станции.
– Ребята, все готовы? Спускаемся. Поплыли.    (плавательные движения)

Шёпот гальки,
Шум прибоя….
Море голос подаёт!
Море нас к себе зовёт!..

– Ребята, не отставайте, посмотрите, сколько живых существ нас окружает.
– Кто же это?   
– Вы кого-нибудь узнали?
– А это что за рыбы?
– А какие самые опасные морские рыбы? (Акулы)
– Но их здесь нет и мы можем продолжать своё путешествие дальше. (Плавательные движения)
– Посмотрите, ребята, среди водорослей какое – то необычное существо. Как же оно называется? (Осьминог)
– А можно его трогать руками? (Нет, он ядовитый)
– Что происходит, когда осьминог пугается?  (Выпускает чернильное облако и прячется, может обжечь)

Что за чудо, ребята, посмотрите…
Рыбка дуется на нас,
Из-за щёк не видно глаз… (показ)

– А вы знаете, как она называется? Догадались?
– Это «Рыба – шар», а научное название у неё «Рыба – фугу».  Когда, эта чудесная рыба, чувствует опасность, она проглатывает много воды и раздувается. Колючая чешуя встаёт дыбом. Никакой морской хищник не сможет проглотить такого колючего ежа. А ещё она является самой ядовитой рыбой в мире.
– Поплыли осторожно, чтобы не задеть её. (Плавательные движения)
– А вот и подводная станция.
– Заходим быстро, чтобы на станцию не попала вода.
– Ребята, снимаем акваланги, здесь уже можно дышать воздухом.

Обхватив хвостом травинку,
Не за край, за серединку,
За коралловый пенёк
Хочет сесть в воде конёк.

– Посмотрите, здесь целая стайка морских коньков.   Они нас совсем не боятся, давайте с ними поиграем. Особенно им нравиться играть с обручами.  Будьте внимательны.

3. «Игра с 2 обручами»

  • Перед детьми выкладываются 2 обруча (красный, зелёный). Предложить детям распределить морских коньков: в красном – все синие, а в зелёном – все красные. (жёлтые морские коньки находятся за обручами).
  • Перед детьми выкладываются 2 обруча (красный, зелёный), так чтобы они перекрывали друг друга, образуя общую зону. Расположите в красном обруче все красные, а в зелёном – все маленькие.

– Ребята, а давайте возьмем одного с собой.

(2-3 ребёнка заселяют рыбок в мини-игру «Аквариум»)

– Вот и появились у нас первые жильцы.

4. Двигательная разминка

Дети рыбок наблюдают, (показывают рыбок руками, смотрят по сторонам)
Дно морское изучают, (приседают, показывая дно, пересыпают песочек руками)

– Ребята, посмотрите, какие необычные рыбки.
– Посмотрите внимательно, в каждом ряду рыбки повторяются, но меняются местами…
– Не нарушая логическую последовательность, заселите недостающую рыбку в пустое окошко.

5. Игра «Найди недостающую рыбку»

– Не торопитесь, будьте внимательны. Проанализируйте, какие рыбки в горизонтальных рядах, какие в вертикальных;  какой они формы, цвета.
– Молодцы, справились, а вот и ещё обитатели для нашего аквариума. Заселяйте.

(2-3 ребёнка заселяют рыбок в мини – игру «Аквариум»)

– На морском дне есть не только рыбки, но и растения, водоросли, и кораллы..

6. Игра: «Сравни»

– Ребята, посмотрите. здесь у нас как-будто коралловый риф – скопление кораллов, подходите, а мы сейчас с вами определим, каких же кораллов больше, каких – меньше.
– Скажи, сколько жёлтых кораллов? (6)
– Поставь внизу соответствующую цифру.
– А сколько же красных кораллов? (3)
– Найди соответствующую цифру.
– Какой знак сравнения нужно поставить?
– А теперь, сравним красные и зелёные кораллы.  (2 и 5)

7. Практическая часть

– Ребята, а кораллы – это растения или живые организмы?
– Кораллы – это живые организмы, которые образуются на различных предметах, которые попадают на морское дно.
– Ребята, а ведь мы же с вами начали делать опыт – «выращивать» кораллы.
– Проходите в лабораторию.  Одеваем спец. одежду. (Фартуки, нарукавники). Помогайте друг другу.
– Посмотрим, что у нас с вами получилось (Снимаю салфетку)
– Найдите каждый стаканчик, в котором вы выращивали свой коралл. Аккуратно достаньте и положите на блюдце.
– А это мой.
– Что же произошло с проволокой? (Покрылась кристаллами соли)
– Ребята, а кто запомнил, как правильно называется наш опыт? (кристаллизация соли)
– С чего мы начали наш опыт? (Взяли проволоку, намотали на неё нитку)
– Далее? (Насыпали в стакан соли, налили горячей воды, размешали, и положили туда проволоку)
– Верно.  Итак, мы сделали насыщенный раствор соли.
– Что произошло с кристаллами соли в соде? (Кристаллы соли растворились в воде)
– Мы поместили проволоку.
– Что произошло с водой? Куда она исчезла? (Испарилась)
– Что же случилось с солью при испарении воды? (Превратилась в кристаллы)
– Соль стала кристаллизоваться и покрывать наши будущие кораллы кристаллами соли.
– А вот, ребята, посмотрите у меня есть настоящий коралл. (Показ)
– Похожи наши кристаллы на настоящие маленькие кораллы?
– Конечно, похожи! И, как и ваши, он белого цвета, но мы знаем, что кораллы бывают и красного, и зелёного, и жёлтого, и коричневого цветов,….
– Я предлагаю закончить опыт, сделав наши кораллы разных цветов.
– Посмотрите: набираем в пипетку красящий раствор, осторожно, проносим к блюдцу, нажимаем – коралл постепенно окрашивается. (Дети завершают опыт)
– Поставьте коралл в подставочку.
– Ребята. кто закончил, возьмите салфетки и оботрите руки, снимайте спец. одежду, подходите, ставьте кораллы в аквариум.

8. Итог занятия

– Полюбуемся нашим «мини аквариумом». Сколько же испытаний нам пришлось пройти.
– Где же мы с вами путешествовали?
– Кого же встретили на морском дне?
– С кем играли?

Воспитатель оценивает работу детей. Дарит детям сувениры (ракушки)

– Наша мини-игра завершена. Пора возвращаться домой, но сделаем мы это необычным способом
– Встаньте свободно, расслабьтесь, (саморасслабление)

Реснички опускаются…
И глазки закрываются…
Дышим легко, ровно, глубоко…
Мы спокойно отдыхаем…
В нашу группу уплываем.

– Вот мы уже и в своей группе. Путешествие наше завершилось.
– Ребята, а какое бы путешествие вам хотелось бы ещё совершить?
– Тогда я предлагаю вам сделать следующую мини-игру. «?»
– А сейчас вы можете сходить с этой игрой в соседнюю группу, показать её, поиграть, рассказать о том, что вы узнали.