Коррекционно-развивающая программа "Умелые ручки"

Разделы: Работа с дошкольниками


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является формирование мелкой моторики и координации движений рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума, а чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.

В общих чертах закономерности психического развития детей нормы и детей с отклонениями в развитии совпадают. Однако развитие координации двигательной системы у детей с ЗПР отягощается нескоординированностью психических процессов между собой: сосредоточения и распределения внимания, анализа и обобщения в мышлении, мышления и внешнего действия. Изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса обуславливает истощаемость и утомляемость мышц кистей рук. Недостаточная дифференцированность иннервации мышц пальцев и кистей рук делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности, и как следствие, появляются трудности в овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Развитие тонкой моторики является главным условием осуществления познавательной деятельности, обеспечивающим возможность успешного обучения. Решение данной проблемы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает изобразительная деятельность, благодаря её доступности, наглядности, конкретности выражения и максимальной приближенности к игре.

Лепка может являться одним из основополагающих видов обучения, способствующей развитию мелкой моторики дошкольников с задержкой психического развития, за счет использования пластичных материалов и разнообразных действий с ними. Аппликация предоставляет широкие возможности для развития моторики рук через работу с ножницами и кисточкой, разнообразными действиями с бумагой, с тканью, с яичной скорлупой, соломкой, засушенными растениями, тополиным пухом и т.п., за счёт разглаживания и придавливания заготовок пальцами, удаления излишек клея салфеткой. В процессе рисования развивается ручная умелость при использовании разных техник изображения и соответствующим им способам держания карандаша или кисти, рациональным приёмам их использования, в зависимости от плавности и непрерывности движений, а так же их направления, что благоприятно способствует развитию мелкой моторики. В процессе работы с различными инструментами и материалами развивается координация, дифференцированность, согласованность движений пальцев рук, регулируется сила мышечных усилий, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными, что имеет большое значение для подготовки руки к письму.

Доказано, что развитие ручной моторики и тонкой моторики пальцев рук имеет выраженную коррекционно-развивающую направленность и зависит не только от физической зрелости коры головного мозга, но и от условий воспитания, которые либо стимулируют ее развитие, либо задерживают, следовательно, необходимо проведение коррекционно-развивающей работы направленной на устранение недоразвития мелкой моторики.

Разработанная серия коррекционно-развивающих занятий по изобразительной деятельности, в наибольшей степени отвечает особенностям познавательной деятельности старших дошкольников с задержкой психического развития и оказывает эффективность на развитие моторики детей.

Изобразительная деятельность: лепка, аппликация, рисование, в процессе которых ребёнок осуществляет действия с различными материалами и инструментами позволяющими овладеть сложными, дифференцированными навыками и умениями, развивающими силу мышечных усилий, ручную умелость, позволят преодолеть имеющиеся трудности и обеспечат подготовку руки ребёнка с задержкой психического развития к обучению в школе.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Цель программы: Коррекция и развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в разных видах изобразительной деятельности.

Задачи:

  • Воспитывать у детей с ЗПР интерес к разным видам изобразительной деятельность с использованием нетрадиционных технологий. Учить применять их на практике.
  • Развивать мелкую моторику и речь детей с ЗПР, умение выразить своё отношение к увиденному или сделанному словами. Обогащать и активизировать словарь.
  • Формировать художественный вкус, разнообразные сенсорные эталоны, адекватную самооценку своих способностей, уверенность в своих возможностях.
  • Содействовать творческому развитию личности ребенка, его свободному творческому самовыражению, способствовать развитию любознательности и познавательной активности.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ

Наглядные методы:

– показ способов действия с инструментами и материалами;
– предъявление наглядных пособий.

Словесные методы:

– анализ выполненных работ;
– объяснение способов действия с инструментами и материалами;
– использование художественного слова.

Практические методы:

– обучение способам лепки, аппликации и рисования;
– индивидуальный подход к детям с ЗПР с учетом особенностей их психики, эмоционального и интеллектуального развития;

Игровые методы:

– сюрпризные моменты, игровые ситуации;
– пальчиковые игры, динамические упражнения.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа состоит из 3 разделов, работа по которым продолжается в течение года с детьми старшего дошкольного возраста.

1 раздел:«Чудо лепка» – знакомит детей с пластичными материалами, с различными способами и приёмами работы с ними. Дети с ЗПР закрепляют умение действовать со стекой. Продолжается работа по формированию умения воспринимать красоту пластичной формы предметов, соотношение их частей. Работая с пластичными материалами (глиной, пластилином, фольгой, солёным, бумажным и опилочным тестом) дети используют различные приёмы: скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, оттягивание, прищипывание и т.д.
При этом у них развивается мелкая моторика, гибкость кончиков пальцев. Для раскрашивания и росписи изделий дети используют краски: акварель, гуашь, акрил, темперу.

2 раздел: «Бумажная фантазия» – предоставляет широкие возможности для развития мелкой моторики через разнообразные действия с бумагой в процессе аппликации. Дети с ЗПР знакомятся с разными техниками работы с бумагой: сминание, скатывание, разрывание, скручивание, сгибание, разрезание. Работа по этому разделу развивает умение выделять целое и его части, детали, их пространственное расположение.

3 раздел: «Магия красок» – направлен на формирование у детей с ЗПР устойчивого интереса к изобразительной деятельности. Он способствует обогащению сенсорного опыта и развитию мелкой моторики. Дети знакомятся с доступными нетрадиционными изобразительными технологиями, с необычными орудиями и средствами рисования (рука, палец, печатки из овощей, поролона и т.д.), а так же с декоративной росписью. На занятиях продолжается работа с детьми по развитию чувства формы, цвета, пропорции и художественного вкуса.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

  • Занятия проводятся 1 раз в неделю с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  • Продолжительность занятия – 30 минут.
  • Занятие проводится по подгруппам (до 5 детей в одной подгруппе).

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате занятий по программе «Умелые ручки» у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР предполагаются следующие результаты:

  • Развитие мелкой моторики и речи детей.
  • Расширение и закрепление у детей ЗПР знаний и представлений об окружающем мире.
  • Совершенствование у детей ЗПР умений и навыков работы с различными инструментами и материалами (карандашами, кистями, ножницами, глиной, пластилином, солёным тестом, бумагой, фольгой и т.п.).
  • Формирование художественного вкуса.
  • Развитие творческих способностей у дошкольников с ЗПР.
  • Улучшение всех психических процессов у дошкольников с ЗПР: восприятия, памяти, мышления, воображения.
  • Повышение самооценки.

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

Диагностика проводится два раза в год – первая неделя сентября, а также четвертая неделя мая индивидуально с каждым ребёнком, используются диагностические методики для определения уровня развития мелкой моторики и координации рук: «Домики» Н.И. Гуткиной, «Дорожки» Л.А. Венгера, «Узоры» и «Линии», «Стежки», «Фигуры» В. Мытацина. Уровень сформированности навыков и умений рисования, лепки и аппликации определяется на специально разработанных занятиях (Приложение 1).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ДИАГНОСТИКИ

для выявления уровня сформированности навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Время проведения

Раздел программы. Тема занятий

Сентябрь.

Первая неделя месяца.

1 раздел «Чудо лепка»
Тема: «Весёлое солнышко» (лепка из соленого теста).
2 раздел «Бумажные фантазии»
Тема: «Букет цветов» (аппликация: обрывание + сгибание + скатывание)
3 раздел «Магия красок»
Тема: «Сказочные цветы, необычной красоты» (рисование пальчиками).
Май.

Последняя неделя месяца.

1 раздел «Чудо лепка»
Тема: «Мой портрет» (барельеф из соленого теста).
2 раздел «Бумажные фантазии»
Тема: «Ваза с цветами» (аппликация: обрывание + сгибание + скатывание)
3 раздел «Магия красок»
Тема: «Потерялись кисти» (использование знакомых способов).

Навыки и умения определяются по разработанным для каждого раздела критериям (Приложение 2).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

Сентябрь Диагностика (3 часа) 1. Рисование узоров хохломы «Цветочки, ягодки» 2. Предметная аппликация «Дары осени» 3. Горельеф из полимерной глины «Фрукты на блюде»
Октябрь 4. Аппликация «Ветка с осенними листьями». 5. Лепка из солёного теста «Яблонька» 6. Рисование-печать листьями «Осенний пейзаж». 7. Лепка из глины. Дымковская игрушка «Барышня»
Ноябрь 8. Роспись дымковской игрушки «Барышня» 9. Аппликация из бумажных шариков «Кошечка» 10. Лепка из бумажного теста «Уточка» 11. Рисование пластилином на стекле «Бельчонок»
Декабрь 12. Аппликация обрыванием «Зима в лесу» 13. Лепка по мотивам Тверской игрушки «Жар-птица» (пластилин) 14. Рисование + нетрадиционные технологии «Снегурочка» 15. Рисование руками + аппликация«Новогодняя ёлка»
Январь   16. Лепка из фольги «Снежинки» 17. Лепка Тесто из опилок «Белый медведь» 18. Рисование по трафарету «Животные жарких стран»
Февраль 19. Ленточная аппликация «Аленький цветочек» 20. Рисование. Городецкие узоры на разделочной доске 21. Тестопластика «Полкан-Кентавр» 22. Роспись Каргопольской игрушки
Март 23. Рисование по сырой бумаге «Весна» 24. Декоративное рисование «Гжель» 25. Лепка из солёного теста «Корзиночка с завтраком» 26. Аппликация из ткани «Платья для кукол»
Апрель 27. Рисование свечой «Вечерний город» 28. Лепка из глины. Филимоновская игрушка «Козлик» 29. Роспись Филимоновской игрушки 30. Аппликация из соломки «Золотая рыбка»
Май 31. Рисование Узелковый батик «Весенние цветы» 32. Декоративное рисование «Тюльпаны» 33. Аппликация из яичной скорлупы «Бабочка» Диагностика (3 часа)

Итого: 105 часов

Примерный учебный план занятий представлен в Приложении 3;
Динамические паузы в Приложении 4;
Конспекты занятий в Приложении 5.
Список литературы – Приложение 6;
Презентация – Приложение 7