Тренинг на тему "Стили родительского воспитания"

Разделы: Школьная психологическая служба


Актуальность

Для решения конкретных психологических проблем детско-родительского характера создан трехдневный тренинг для родителей. Таким образом реализуется активная групповая работа с категорией родителей воспитанников ДД(Ю)Т.

Общая цель тренинга: просвещение и коррекция стилей родительского воспитания.

Сроки и время проведения тренинга: данный тренинг проводился в течение трех дней с 19:00 до 21:00 (2 часа).

Участники: родители воспитанников ДД(Ю)Т .

Содержание

Тренинг имеет динамику: первое занятие предполагает всестороннюю диагностику семейного устройства и типов отношений в семьях обратившихся родителей, далее родителям предоставляется полная информация о стилях воспитания детей и их последствиях на формирование личностных черт ребенка. Следующий этап направлен на коррекцию и выравнивание неадаптивных форм воспитания родителей своих детей, работу над внутренними переживаниями взрослых. В тренинг вошли как вербальные, невербальные упражнения, так и двигательные. Для анализа переживаний и диагностики типов отношений в семьях предложена батарея стандартизированных методик, методы психодрамы и семейные расстановки.

План работы

День 1. Диагностический этап

Цель: Диагностика типа родительского воспитания, ресурсов в семье, внутренних переживаний родителя.

Задачи:

  • Создание доверительного отношения у родителей друг к другу.
  • Анализ знаний родителей о типах воспитания и их последствиях.
  • Диагностика стиля родительского воспитания в семьях участников группы.

Материалы и оборудование: бланки методик, ручки, доска, фломастеры, карточки.

Ход занятия:

1) Вводное слово: «Здравствуйте, уважаемые родители. Мы представители Психологической службы. Сегодня и последующие три дня мы с вами работаем по теме «Стили родительского воспитания». Стиль определяет очень многое в семье, вплоть до личности ребенка. Цель нашей работы: дать возможность вам как родителям глубже понимать проблемы родительского стиля, понять свой стиль. И скорректировать что-то в своем поведении для того, чтобы дать возможность ребенку развиваться полноценно. Сегодня в конце занятия предложим вам диагностику для расширения своего понимания собственного стиля. На второй день расскажем о том, какие стили бывают и к чему приводят. Третий день буден посвящен вашей семье и тем формам взаимодействия, которые бывают у вас. В ходе работы будут вербальные упражнения, какие-то вещи мы будем прорабатывать, активно взаимодействовать».

2) Знакомство: «По кругу назовите свое имя и информацию, которая нам бы запомнилась о вас и вашей семье. Каков запрос, то есть чего хотите от этого тренинга?»

3) Правила работы (конфиденциальность, активности, Я-высказывания, «здесь и сейчас», без оценок).

4) Упражнение «Хождение»

Инструкция:

Первая серия: 1. Просто ходим по пространству. Не забываем ваше дыхание – это музыка. 2. Ходим и встречаемся глазами с разными партнерами. Если вы уже кого-то увидели, не делайте вид, что контакта не произошло. 3. Ходим и пытаемся удерживать взгляд как можно дольше, не прекращая движения. Можно встречаться глазами на разной части пространства. 4. Ходим спиной вперед и удерживаем долго взгляд. Создаем себе безопасное положение оглядываниями.

Вторая серия: 1. Свободно ходим, но как только кто-то прекратил движение и замер, вся группа должна замереть. И наоборот, кто-то пошел, и вся группа двигается. 2. Стараемся сбить ритм, ломаем его.

Вопросы для обсуждения: Что интересного заметили  для себя? В теле? В чувствах?

5) Беседа: Какие стили родительского стиля воспитания вы знаете? Примеры, которые вы наблюдали.

6) Проигрывание стиля

Инструкция: «Давайте, посмотрим как тот или иной стиль влияет на ребенка и вас. Остановимся на трех часто используемых стилях авторитарный, либеральный и демократический.

Авторитарный (родитель): «Почему 2? Сегодня никуда не идешь, будешь учить! Быстро поел и за уроки».

Либеральный: «Ну 2, так 2. Что поделать. Ну, подучи сам и справишь».

Демократический: «Ты чем-то расстроен? Что-то было не понятно на уроке? Хорошо, отдыхай, а потом мы с тобой вместе разберем».

Вопрос ребенку/родителю: Как себя ощущаешь? Что хочется сделать?

Вопросы аудитории:

  • Какое ощущение у вас было, когда вы наблюдали за каждым стилем?
  • Как вы думаете, где какой стиль был?
  • К какому результату каждый из них привел?
  • Узнали ли вы себя в этих стилях? Почему вы так себя ведете с ребенком? В каких ситуациях?

7) Итоговая рефлексия:Что было значимого для вас сегодня? Какие ощущения остались?

Тренер: «Из этих общих принципов мы увидели, как по-разному влияют на ребенка стили и как реагирует сам ребенок. Сегодняшний день посвящен диагностики, чтобы вы самостоятельно обдумали особенности своего стиля. Теперь для более точного определения вашего личного стиля заполните следующие методики. Завтра мы дадим вам результаты».

8) Диагностика родительского стиля

День 2. Информационный этап

Цель: Просвещение по стилям родительского воспитания.

Задачи:

  • Дать основные феменологические законы, работающие в семье.
  • Описать стили родительского воспитания по Миниярову В.М.
  • Рассмотреть влияние стиля на характерологические особенности ребенка в семье.

Материалы и оборудование: доска, карточки, результаты диагностики детско-родительских отношений,  карандаши, фломастеры.

Ход занятия:

1) Приветствие: «Здравствуйте, родители. С какими ощущениями вы пришли, может что-то хотите договорить с вчера. Сегодня у нас более информативный день, так как мы вам расскажем более расширенную характеристику стилей, которая позволяет понять, почему тем или иным образом ведет ребенок. 

2) Разогрев: «Покажите по кругу жест мужа (жены), ребенка, свой»

3) Упражнение «Солнце светит для тех кто…» (на тему воспитания детей) [3]

4) Классификация стилей [1]

Тренер: «С помощью этих трех законов и расстановок карточек, мы вам покажем особенности взаимоотношений в каждом стиле.

Стили семейного воспитания мы рассмотрим по следующим параметрам:

Особенности отношений родителя к ребенку:

1. Отношение родителей к деятельности ребенка;
2. Отношение родителей к использованию методов наказания и поощрения;
3. Отношение родителей к ребенку;
4. Отношение родителей к окружающим людям;
5. Отношение родителей к формированию у ребенка нравственных ценностей;
6. Отношение родителей к мыслительной деятельности ребенка.

Особенности отношения ребенка к: людям, деятельности, своим возможностям, коллективу, себе, критике, волевым проявлениям.

Стили семейного воспитания по Миниярову М.В. [1]:

1. Попустительский стиль семейного воспитания, характеризуется воспитанием ребенка с конформным социально-психологическим типом личности.
2. Состязательный стиль семейного воспитания. В результате вышеотмеченного стиля семейного воспитания формируется доминирующий социально-психологический тип личности.
3. Рассудительный стиль семейного воспитания. В процессе рассудительного стиля семейного воспитания формируется сензитивный социально-психологический тип личности.
Перемена мест [3]
4. Предупредительный стиль семейного воспитания. В результате попустительского стиля семейного воспитания формируется инфантильный социально-психологический тип личности.
5. Контролирующий стиль семейного воспитания. В процессе контролирующего стиля семейного воспитания формируется тревожный социально-психологический тип личности.
6. Сочувствующий стиль семейного воспитания. Сочувствующий стиль семейного воспитания способствует формированию интровертивного социально-психологического типа личности. Такой стиль воспитания может возникнуть в силу трех условий: при материальном недостатке, при плохих бытовых условиях жизни и при отсутствии духовной близости между супругами или отсутствие одного из родителей.

5) Разминка «Три-трак».[3]

6) Законы в семье:

Любви (все имеют право на любовь и уважение) – важна форма!
Баланс (распределение значимости);
Порядок (преемственность поколений).

7) Итоговая рефлексия: Что было значимого для вас сегодня? Какие ощущения остались?

8) Раздать результаты диагностики

День 3. Коррекционный этап

Цель: коррекция неадаптивных способов родительского воспитания.

Задачи:

  • Анализ внутрисемейных и межличностных границ родителей, коррекция ригидных и размытых границ.
  •  Рассмотрение необходимых мер вложения в воспитании ребенка и коррекция гипер- и гипоопеки.
  • Дать почувствовать значимость ребенка в продолжении рода родителя, осознать значимость «правильной» роли родителя.

Материалы и оборудование: игрушки, веревочки, листы бумаги А4.

Ход занятия:

1) Приветствие: «С какими ощущениями вы пришли, может, что-то хотите договорить с прошлого занятия. У нас третий заключительный день нашего тренинга. Поэтому работа будет строиться по-другому, а именно мы отработаем основные моменты в ваших действиях как родителя по отношению к ребенку. Ваша активность сегодня наиболее значима».

2) Упражнение «Границы»

Инструкция: «Я вас делю на пары. У каждой пары будет свой дом (место внутри ленточки). Серия первая: Если играет музыка, вы уходите из дома, гуляете. Как только музыка перестает звучать, возвращаетесь в дом и занимаете столько места, сколько вам нужно. Серия вторая: Теперь ваша задача как можно быстрее вернуться в дом и занять как можно больше места. Серия третья: Задача прийти первому, кто приходит в дом быстрее встречает своего партнера».

Вопросы для обсуждения:

– Были ли какие-то сложности при  выполнении упражнения?
– Как вы себя чувствовали в каждой серии?
– Сколько места вы смогли занять? Смогли ли вы позволить занять себе больше места? Как реагировал партнер? Ваши чувства к партнеру?
– Как вы чувствовали, когда вас встречали? Знакомо ли это или нет? Почему?

Тезис: «Границы в семье должны быть четкими, для того чтобы каждый понимал кто он есть и был самостоятельным в реализации лично своих желаний и чувств. Если в семье размыты внешние границы, то, скорее всего, внутренние как раз закрыты, и наоборот. Это поток энергии, который вы можете правильно можете распределить». 

3) Упражнение «Помоги партнеру»

Инструкция: «Нам нужен один доброволец. Я бы попрошу вас снять один элемент одежды. Сейчас вы становитесь в один край комнаты на лист бумаги, а ваш элемент одежды я ложу на лист бумаги на другой край комнаты. Серия первая: Вам нельзя  разговаривать со всей командой. Задача команды доставить вашего партнера к его желанной части гардероба, так чтобы партнер не наступал на голый пол.
Серия вторая: Вы не можете сами принести ему его элемент одежды».

Вопросы для обсуждения:

– Что вы чувствовали, когда команда пыталась вам помочь? Была ли это помощь или дискомфорт? Сложно ли вам было передать информацию команде?
– С какой мыслью члены команды выполняли задание? Были сложности? Что затрудняло или облегчало работу? Для кого это было просто задание, а для кого непреодолимая задача, с чувством, что вы доставите неудобство человеку? Какие чувства сопровождали работу?

4) Техника рассказа через использование кукол

Предварительно приготавливается число кукол на количество участников.

Инструкция: «1. Выберите, пожалуйста, себе один предмет из коробки. Теперь в течение 2х минут обдумайте про нее рассказ: где она живет?, кто ее родители?, чем занимается?, как относится к окружающим? Все что приходит в голову». Участники по очереди воспроизводят свои рассказы.

Дополнительные вопросы: Как зовут куклу? Как она относится к остальным участникам рассказа? Что ей нравится? Чего она боится? Что не любит? Чего ей бы хотелось?
2. Как вы себя ощущали когда нам рассказывали нам историю? Почему?
3. Ответьте по кругу на следующий вопрос: Мой ребенок – это…? Как это отражается в вашем рассказе.

Вопросы для обсуждения:

– В чем трудности работы с детьми с ОВЗ? В чем причина этих трудностей?

5) Упражнение «Продолжение рода» [2]

Инструкция: «Сейчас давайте посмотрим на родовые связи в семье, и как они влияют на ребенка, родителя. Это просто демонстрация для разбора основных аспектов. Нам нужен доброволец. Сколько членов в вашей семье и кто это? Выберите из группы нужное количество человек и определитесь, кто и где будет (рефлексия чувств заменителей)». Тренер ставит заменителей в правильный порядок, рефлексирует чувства.
Тренер: «Как вы думаете, почему так уверено чувствуют себя заменители? Потому, что ребенок – это ваше продолжение – это ваше фундаментальное желание быть продолженным (основная цель, направленная на жизнь). Поэтому, если вы правильно относитесь к ребенку, цените его как свое продолжение, не накладывая своих ожиданий, то ребенок ощущает себя уверенно и идет по правильному пути, реализуя свою жизнь».

6) Итоговая рефлексия: 

1. Назовите, что было значимого для вас сегодня со слов «Благодарю себя за…»? Какие ощущения остались?
2. Что вам дал тренинг?

7) Анкетирование результативности проведенного тренинга для родителей.

Литература:

  1. Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.– 256 с.
  2. Хелленгер Б. Порядки любви. Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 400 с.
  3. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия / Под ред. Е.А.Левановой – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.