Развитие эмоциональной сферы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья VIII-го вида в играх

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Коррекционная педагогика


Для успешного осуществления логопедической коррекции необходимо установление эмоционального контакта с детьми-логопатами. У детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида нарушена мотивация общения, наблюдается амимичность мышц лицевой мускулатуры, они склонны к повышенной утомляемости, вспыльчивы, замкнуты, несамостоятельны в поведении. Многие слабо дифференцируют эмоциональные состояния других людей в различных ситуациях, не контролируют свои эмоции. У некоторых детей крайне низкая самооценка, негативное восприятие себя со стороны окружающих. Речь детей с нарушением интеллекта монотонная, маловыразительная без эмоциональной окраски. 

Поэтому в своей работе логопеду необходимо использовать элементы психогимнастики: упражнения на развитие мимики и пантомимики, обучающие показать мимикой то или иное эмоциональное состояние, угадать по выражению лица его внутреннее состояние, помогающие предотвратить перерастание эмоций в патологические чувства, обеспечить необходимую разрядку.

Учитель-логопед в своей работе вправе самостоятельно выбирать те или иные средства для коррекции эмоциональной сферы ребенка. Приведенные ниже упражнения – лишь часть работы, направленной на гармонизацию душевного состояния детей с проблемами в развитии. Важно принимать ребенка таким, какой он есть, быть с ребенком «здесь и сейчас», чтобы не потерять контакта с ним. Необходимо быть с ребенком искренним, оставлять за порогом свое настроение, не разрешать себе раздражаться, лгать, притворяться. Нужно быть с ребенком  спокойным и доброжелательным.

Используя элементы психогимнастики, педагог воздействует на эмоциональное состояние ребенка, способствует повышению или актуализации самооценки ребенка, что в конечном результате благотворно влияет на коррекцию его психоречевого развития, делает речь более выразительной, эмоционально окрашенной. Проговаривание текстов помогает закреплению правильного произношения, памяти – дети запоминают стихи, движения. Выполнение упражнений, пантомимика развивают двигательную координацию, согласованность движений с речью, способствуют снятию напряжения.

Упражнения на развитие эмоций, мимики.

Упражнения направлены на развитие мимической мускулатуры, умение мимикой и жестами передавать текст игры.

«Белка»

(Дети выражают мимикой смену настроений, описываемых в стихотворении)

Белка с ветки в свой домишко
Перетаскивала шишку.
Белка шишку уронила,
Прямо в Мишку угодила.
Застонал, заохал Мишка: –
На носу вскочила шишка!

«Непослушная неваляшка»

(Дети изображают мимикой, движениями смену настроений)

Кукла неваляшка встала,
Не сидит, не лежит,
Сильно раскачалась,
Весело звенит.
Дили-дили-дили-дон –
Раздается всюду звон
Кач-кач-кач, кач-кач-кач.
Слышен Лены громкий плач.
Неваляшка все не спит,
Не ложится, не сидит.
Бом-бом-бом, бом-бом-бом –
Лена плакать перестала,
И сама смеяться стала.

«Веселые человечки»

(Дети выражают мимикой, жестами смену настроений)

Человечки в доме жили,
Меж собой они дружили.
Звали их совсем чудно –
Хи-хи, Ха-ха, Хо-хо-хо .
Удивлялись человечки:
Хо-хо, хо-хо, хо-хо-хо.
Им собака шла навстречу
И дышала глубоко.
Засмеялись человечки:
Хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи.
Ты похожа на овечку,
Прочитать тебе стихи?
Разобиделась собака
И ушами затрясла.
Человечки же хохочут:
Ха-ха, ха-ха, ха-ха-ха!

«Злой волшебник»

(Дети выражают мимикой смену настроений)

В лес пришел волшебник злой.
Он ужасный и большой.
Он руками замахал
И зверей заколдовал.
Но пришли друзья-детишки,
Озорные шалунишки,
Стали думать и решать,
Как зверей расколдовать.
Чтоб заклятье злое снять,
Надо музыку позвать.

«Лягушонок»

(Дети выражают мимикой, жестами смену настроений)

Лягушонок-забияка
Хвать за хвост и тащит рака.
Рак грозит ему клешней:
– Не шути, малыш, со мной!

«Подарки»

Очень радовались дети:
Дети передают мимикой радость, удовольствие.
Киса принесла в пакете
Пряников для мишеньки,
Бубликов для заиньки,
Слонику – пирожное,
Ну а нам – мороженое.
Расслабляют все мышцы и плавно опускаются на стул, пока­зывая, как мороженое тает.
А оно, а оно растаяло
И потекло.

Дождик

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом, изображая жестами и мимикой прохожих).

Дождик капал, капал, лил
И по улице бродил.
Намочил он всех прохожих,
Друг на друга не похожих.
Лишь под зонтик не попал:
Капнул в лужу – и пропал.

Упражнения на релаксацию

Данные игры направлены на расслабление мышц спины, рук, ног, шеи, живота. Некоторые упражнения выполняются на контрасте напряжения и расслабления.

«Потягушки»

Вот проснулись, потянулись,
Дети ложатся на ковер и под текст потягиваются.
С боку на бок повернулись.
Дети переворачиваются с боку на бок.
Потягушки, потягушки!
Где любимые игрушки?
Дети садятся на пол по-турецки.

«Киска»

Ножки кискины устали,
Они прыгали, скакали.
Садятся на ковер и поглаживают ноги.
Ручки кискины устали,
Они хлопали, играли.
Поглаживают руки.
Глазки закрываются,
Реснички опускаются.
Ложатся на спину, закрывают глаза и отдыхают..
Глазки засыпают,
Киски отдыхают.
Глаза голубые у киски моей,
Открывают глаза и смотрят вверх.
А небо над ними еще голубей.
Оно голубое, как тысячи глаз.
Мы смотрим на небо, а небо – на нас.
Глазки открываются,
Киски просыпаются,
В деток превращаются.
Спокойно встают и тянутся за руками вверх.

Лодочка

(Дети стоят на ковре, выполняют движения в соответствии с текстом).

Мы на лодочке плывем,
Мы стоять не устаем.
Нашу лодочку качает,
Ножки крепче прижимаем.
Стало лодочку качать – ногу к лодочке прижать.
Крепко ногу прижимаем, а другую расслабляем.
Сели в лодочку потом, и немного отдохнем.
Расслабление приятно, отдыхать нам тоже надо.

«Раз, два...»

Раз, два, три, четыре, пять!
Прикасаться поочередно подушечками пальцев друг к другу, начиная с большого.
Все умеем мы считать.
Сжимать и разжимать пальцы.
Отдыхать умеем тоже –
Покачать расслабленными руками.
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
Спрятать руки за спину, голова поднята, спокойное дыхание через нос.
И легко-легко подышим.

Любопытная Варвара

(Дети сидят на стульчиках, выполняют действия в соответствии с текстом)

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо,
А потом опять вперед –  тут немного отдохнет.
Шея не напряжена и расслаблена…
А Варвара смотрит вверх – выше всех, дальше всех!
Возвращается обратно – расслабление приятно…
Шея не напряжена и расслаблена…
А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно, расслабление приятно
Шея не напряжена и расслаблена…

«Волшебный сон»

(Дети сидят на стульчиках, выполняют действия в соответствии с текстом)

Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко,
Ровно, глубоко.
Мышцы не напряжены,
И расслаблены...
Шея не напряжена,
И расслаблена...
Наши руки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают...
Губы чуть приоткрываются,
Все спокойно расслабляется...
Дышится легко, ровно, глубоко...
А теперь вставать пора,
Просыпайтесь, детвора!

«Солнечный зайчик»

(Дети сидят на стульчиках, выполняют действия в соответствии с текстом)

Солнечный зайчик, милый друг,
Поможет нам с пользой провести досуг.
Выбери место удобней скорей,
Можешь лечь или сесть – тебе это видней.
Как глаза закроешь, шепотом скажи:
«Солнечный зайчик, в гости приходи!»
Пальцы рук почувствовали легкое тепло,
Выше поднимается к плечикам оно.
Прыгнул зайчик в ножки, стал колени греть,
Ножкам хорошо так, что хочется взлететь!
Вот погрел он ножки, притронулся к спине.
Плечики согрелись, так приятно мне.
Шейку зайчик греет, щечки, ушки, нос.
Добрую улыбку зайчик мне принес.
Дети, улыбнитесь друг другу и пожелайте добра.

«Снеговик»

(Дети стоят, выполняют действия в соответствии с текстом)

Жил веселый снеговик
Крепкий, снежный, твердый.
Он стоял среди двора
И смотрел он гордо.
Стало солнце припекать,
Трудно так ему стоять.
Накренилась голова,
Опустились плечики.
А потом
Захотелось лечь ему.
Так приятно полежать
И под солнцем загорать!

«Шарик»

(Дети стоят, руки на животе, набирая воздух напрягают живот, выдыхают, расслабляя мышцы живота).

Надуваем быстро шарик,
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул,
Воздух вышел,
Стал он тонкий и худой.

Литература

  1. Воробьева, Т. А., Крупенчук, О.И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики [Текст]:  метод. пос./ Т. А. Воробьева, О.И.  Крупенчук .  – СПб.: КАРО, 2003. – 96 с., ил.
  2. Выгодская, И.Г., Пеллингер, Е. Л., Успенская, Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре [Текст]:  пособ. для логопедов/ И.Г. Выгодская., Е. Л. Пеллингер, Л.П.Успенская. – М.: Просвещение, 1984. – 175 с., ил.
  3. Картушина, М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду[Текст]:  метод. пос./ М.Ю. Картушина. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 192 с.
  4. Чистякова, М.И Психогимнастика. [Текст]:  метод. пособие / М.И.Чистякова. – М.: Просвещение,  – 1995. – 154 с.