Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей

Разделы: Школьная психологическая служба


Ни для кого не секрет, что одной из наиболее актуальных проблем сегодняшнего: дня является состояние здоровья детей и подростков. Комплексные исследования ведущих медицинских институтов показывают, что в структуре патологической пораженности современных школьников, наряду с такими соматическими заболеваниями, как болезни позвоночника, органов зрения и ЖКТ, ведущее место занимают различные психические расстройства и имеется выраженная тенденция их роста к моменту окончания школы.

По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, в настоящее время нервно-психические отклонения диагностируются в среднем у 15% школьников, при этом жизнь, показывает, что на самом деле цифры значительно превышают официальную статистику. Чаще всего отклонения формируются у первоклассников (в период адаптации к школе); у 5% (при переходе в «среднее звено») и у старшеклассников в связи с увеличением объема учебной нагрузки.

В качестве основных источников нарушений психического здоровья рассматривают:

  1. слабую функциональную и социально-психологическую готовность к школе;
  2. наследственную отягощенность;
  3. соматическую ослабленность;
  4. низкий уровень умственной работоспособности;
  5. дисгармоничность развития;
  6. медлительность мышления;
  7. недоразвитие мотивационной сферы;
  8. неразвитый кругозор;
  9. леворукость (у леворуких детей неврозы возникают в 2-3 раза чаще);
  10. половые проблемы (особенно в подростковом возрасте).

Совершенно очевидно, что все вышеуказанные причины, напрямую, связаны с проблемами самих детей, их индивидуальными психофизическими особенностями, деградационными процессами в семейных отношениях. Однако, существуют и другие факторы, негативно влияющие на здоровье детей. Это, так называемые «школьные факторы». Их доля влияния на показатели здоровья школьников по разным статистическим данным составляет 20%, тогда как влияние медицинского обеспечения оценивается в 10-15%. Нет никаких сомнений, что ученик большую часть времени в школе проводит в состоянии стресса. Например, «2», поставленная красными чернилами, по мнению невропатологов эквивалентна сердечному приступу. Психическое состояние ребёнка и, как следствие этого состояния и состояние физическое, зависят от школьной среды. Ее характеризует масса признаков, однако, на уроке преобладает один – взаимоотношение учителя и ученика. Точнее, на какой основе они строятся: авторитарности или сотрудничества. Общеизвестно, что авторитарный режим поддерживает у человека состояние перманентного стресса и, напротив, взаимопонимание развивает высокую познавательную мотивацию и является своеобразным фасилитатором учебного процесса. Есть еще так называемая «скрытая интенсификация учебного процесса». Это, в первую очередь объемы домашних заданий, огромные сами по себе и многократно увеличиваемые за счет несделанного в классе. По свидетельствам медиков, более 50% школьных хворей – это психосоматические заболевания, связанные с неоптимальным взаимодействием ребенка с информационным окружением, говоря простым языком обусловленные неумением ребенка учиться, работать с информационным потоком. Источником невротизации является и сама система современного образования, которая по-прежнему ориентирована на некоего среднего ученика, без учета типа его нервной системы, в то время как общеизвестно, что процесс усвоения знаний у детей с сильной нервной системой происходит иначе, чем у учеников со слабой инертной; без учета преобладающий у ребенка правополушарной активности, в то время как учебная нагрузка направлена преимущественно на левое полушарие, без учета ведущей репрезентативной системы ученика, в то время, как с каждым годом возрастает число детей – кинестетиков, стили обучения по-прежнему рассчитаны на визуалов и аудиалов.

В результате здоровыми из школы выходит лишь небольшая часть учеников. Вне всяких сомнений, чтобы остановить этот процесс и изменить ситуацию, нужны серьезные программы государственного масштаба. Пока, однако, все по-прежнему решает Энтузиазм или его отсутствие.

Изучая литературу по проблеме «Школа и здоровье», мы с интересом знакомились с опытом своих коллег из самых разных регионов, и этот опыт вселяет надежду. В самом деле, пытаясь самостоятельно, не дожидаясь милости от природы, правительства и разнообразных чиновничьих структур, многие добились весьма впечатляющих успехов.

Это и отдельные регионы в республике Коми, которые давно используют в работе здоровьесберегающую систему доктора медицинских наук Владимира Базарного «Спасем детей – спасем Россию» и в результате имеют 95% (а не 2,5) здоровых детей, это и Новосибирский экономический лицей, участвующий в международной программе «Шкала укрепления здоровья», это и Иркутская гимназия, где разработали и успешно реализуют собственную программу «Здоровье», это и единственный в регионе, а возможно, и в стране оборудованный по последнему слову техники и оттого эффективно работающий зал валеологии в Мурманске, созданный благодаря школьной валеологической психолого-социальной службе, это и тольяттинские школы, где дети всю зиму пьют шиповник, это и наши земляки из станицы Каневской Краснодарского края, которые весь год кормят детей свежими овощами и фруктами…

Неудивительно, что проблема сохранения здоровья школьников стала главной и в деятельности педагогического коллектива нашей школы.

В сложившихся условиях валеологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса может стать средством компенсации недостатков существующей образовательной системы в целом и неблагоприятных социальных факторов, а также способствовать сохранению психического и физического здоровья школьника, наиболее полному развитию его личности и развитию творчества в работе педагогического коллектива.

Для того, чтобы валеологическое сопровождение было эффективным необходимо решить следующие задачи:

  • обеспечить укрепляющую здоровье среду для работы и учебы в стенах шко­лы.
  • пропагандировать индивидуальную, семейную ответственность за состояние здоровья ребенка.
  • поощрять здоровый образ жизни, а также предоставлять школьникам и школьным работникам реальные и привлекательные возможности выбора в отношении здоровья.
  • создавать всем учащимся возможности для реализации их физического, пси­хологического и социального потенциала, также для укрепления их само­уважения.
  • использовать имеющиеся ресурсы для поддержки деятельности по укрепле­нию здоровья.
  • вооружать учеников знаниями, умениями и навыками, необходимыми для принятия разумных решений по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой физической среды обитания.
  • рассматривать школьное здравоохранение как образовательный ресурс, спо­собный помочь учащимся стать эффективными потребителями медико-санитарной помощи.

Психологическая служба школы стала инициатором идеи валеологического сопровождения образовательного процесса,

Поэтапная организация валеологического сопровождения учебно-воспитательного процесса

1 ЭТАП – мобилизационный.

Содержание деятельности Результаты
1. Отбор эффективных методов оздоровления детей в условиях школы
Оценка состояния здоровья детей, выявление детей «группы риска», длительно и часто болеющих, состоящих на диспансерном учете.
Создание банка данных по группам заболеваний.
Проведение комплекса диагностических мероприятий, социологических исследований.
• Социальные паспорта микрорайона, школы, классов.
• Банк данных о состоянии здоровья, психических и личностных особенностях школьников.
• Диагностические карты педагогов.
2. Информирование участников
учебно-воспитательного процесса о результатах измерений и мотивирование на работу по проблеме.
Сформирована мотивация у значительной части педагогов к изменениям в собственной профессиональной деятельности.

2 ЭТАП – Организационный этап.

Содержание деятельности Результаты
1. Работа по созданию модели социально-психологической службы. Разработана структура социально-психологической службы и основные направления деятельности.
2. Анализ результатов диагностики, определение проблемных зон и основных направлений в деятельности школы. Создание программы деятельности социально-психологической службы.
3. Формирование групп детей на основании школьных медкарт и консультаций врача. Группы ЛФК
4. Проведение медицинского осмотра учащихся. Банк данных
5. Родительские собрания о режиме дня и равномерном распределении учебной нагрузки в течение недели. Повышение родительской компетентности
6. Организация работы клуба «Здоровье» Создание программы деятельности
7. Организация горячего питания. 100% охват школьников горячим питанием

3 ЭТАП – стабильное функционирование.

Содержание деятельности социально-психологической службы
  Ученик Учитель Родитель
1. Диагностика
  • познавательная сфера
• мотивационно-личностная сфера
• особенности поведения и общения
• особенности системы отношения к миру и самому себе
• уровень адаптации
• готовность к переходу в среднюю школу
• взаимоотношения в коллективе
• профессиональная ориентация
• предметная и методическая компетентность
• стили педагогического общения
• организаторские умения
• индивидуально-личностные особенности
• уровень психологической грамотности
• особенности саморегуляции
• стили семейного воспитания
• родительская компетентность
• уровень психологической грамотности
2. Психологическое сопровождение Просвещение. Консультирование.
  • «Профессия-школьник» (цикл адаптационных занятий для первоклассников)
• группы развития (для первоклассников неготовых к школьному обучению)
• коррекционные, группы гиперактивных, тревожных детей
• «Дорога в 5-й класс» (подготовка к переходу в среднее звено)
• тренинги по развитию навыков общения
• тренинг «Модификация поведения»
• тренинг по развитию навыков, саморегуляции
• психологические часы (тематика обусловлена возрастными особенностями)
• психологические часы «Как справиться с волнением на экзаменах»
• «Я и профессия» (цикл занятий по профориентации)
• уроки психологии (среднее и старшее звено)
• клуб «Три «С» для старшеклассников
• постоянно действующий психологический лекторий
• педсоветы, производственные совещания по психологическим темам
• ролевые игры (по сценариям и ситуациям участников)
• практические занятия по обучению учителей некоторым диагностическим процедурам («Карта наблюдений Д. Стотта», лист для выявления педзапущенности)
• групповое и индивидуальное консультирование
• школа для родителей будущих первоклассников
• психологический всеобуч
• групповое и индивидуальное консультирование
3. Программно-аналитическая деятельность
  Разработка различных программ психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса:
• программа «Шанс» (для детей с особенностями в развитии)
• алгоритм работы с неуспевающими
• «Использование психолого-педагогического паспорта при организации обучения» (учет межполушарной асимметрии мозга и модальности сенсорных каналов)
• программа профилактика аддитивного поведения подростков
Валеологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса
Мероприятия Ответственные Сроки
1. Пропаганда здорового образа жизни. Классные руководители, клуб «Здоровье» В течение года
2. Спортивно-массовые мероприятия. Учителя физкультуры В течение года
3. Профилактика близорукости, заболеваний опорно-двигательного аппарата. Учителя-предметники Ежедневно
4. Валеологическое содержание учебных предметов Учителя биологии, обществознания В течение года
5. Профилактика гиподинамии Воспитатели ГПД, учителя физкультуры Ежедневно
6. Оздоровление детей в специализированных учреждениях санаторного типа. УО, администрация В течение года
7. Оздоровление детей в летних лагерях дневного пребывания. Администрация Июнь – июль
8. Лечебно-профилактическая, противоэпидемическая работа. Медперсонал В течение года
9. Лечебный массаж, ЛФК Инструктор по лечебной физкультуре, массажист В течение года
10. Коррекционно-развивающая работа. СП служба В течение года

Результатом деятельности педагогического коллектива на данном этапе стало изменение показателей работы школы по различным параметрам.

Результаты стабильного функционирования СП службы:

  • Повысилась психологическая компетентность педагогов;
  • Улучшился психологический климат, самочувствие учащихся и педагогов, отношение к школе родителей;
  • Наблюдается устойчивая положительная динамика уровня адаптации учащихся;
  • Снижен уровень школьной тревожности;
  • Уменьшилось количество детей с проблемным поведением.

Таким образом, наше предположение о том, что валеологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса способствует сохранению здоровья обучающихся школьников и может стать средством компенсации недостатков существующей образовательной системы, отрицательно влияющих на состояние здоровья школьников, а также способствовать наиболее полному развитию его личности и развитию творчества в работе педагогического коллектива подтвердилось. При этом для получения более ощутимых результатов необходимо:

  1. Продолжить деятельность социально-психологической службы по уже наработанным алгоритмам психологического сопровождения.
  2. Постоянно обновлять содержание программ психологического развития и программ психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса с учетом происходящих изменений.
  3. Разрабатывать и внедрять новые формы и методы работы.

Мы считаем, что следующий этап деятельности по избранной проблеме должен происходить на новом качественном уровне и планируем его в следующем виде:

4 ЭТАП – переход на новый качественный уровень.

Содержание деятельности Результаты
1. Введение недельных (с 1 по 6 сентября) адаптационных курсов в учебный план 1,5-х классов. Значительное повышение детей с высоким уровнем адаптации.
2. Создание зон психологической безопасности. Снижение психической напряженности учащихся и учителей.
3. Оборудование тренингового зала, комнаты психологической разгрузки. Повышение эффективности обучения психологическим умениям и навыкам, формирование и закрепление навыков саморегуляции у учеников, учителей и родителей.
4. Создание игровой комнаты. Повышение эффективности коррекционной и развивающей работы с гиперактивными, тревожными детьми, с другими эмоционально-волевыми нарушениями.
5. Продолжение диагностической, коррекционно-развивающей, просветительской деятельности социально-психологической службы. Положительная динамика уровня развития познавательной, эмоциональной сферы школьников, повышение психологической грамотности всех участников образовательного процесса.
6. Оценка общего состояния здоровья. Диаграммы, графики